Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Φειδίας, Phidias) — древнегреческий скульптор, признаваемый величайшим из всех когда-либо существовавших художников одной с ним специальности, сын афинянина Хармида и родился, вероятно, между 490 и 485 гг. до Р. Х. Вначале он занимался живописью, но вскоре предпочел ей ваяние и стал учиться ему у Гигея (или Гигесия), от которого перешел потом в Аргос, в школу Агелада, довершившего его художественное образование. Самостоятельная деятельность Ф. по возвращении его в Афины началась при Кимоне (в 470—463 гг.), приступившем к сооружению заново и с большой роскошью святилищ, разрушенных персами. В это время были исполнены Ф.: бронзовая группа 13-ти фигур, изображающая Мильтиада в сонме Афины, Феба и первых героев Аттики, — приношение афинян Дельфийскому храму в знак благодарности за победу при Марафоне, составленная из дерева, мрамора и золота статуя Афины для Платеи и колоссальная бронзовая статуя той же богини, как Передовой Воительницы (Πρόμαχος), воздвигнутая на самом видном месте в афинском акрополе. Эта статуя, вышиной около 21 метра, изображала Афину стоящею со шлемом на голове, копьем в руке и щитом, находящимся или в другой руке, или же у ног — с достоверностью неизвестно, так же как и то, какова была ее поза. Она выдавалась над всеми зданиями акрополя, так что гребень ее шлема и конец копья были видны издалека, за несколько миль от города, с кораблей, огибавших мыс Сунион. Когда в Афинах по изгнании Кимона власть перешла в руки Перикла, Ф. сделался его другом, советником в художественных делах и распорядителем и исполнителем его великих предприятий по восстановлению города. По идее и под руководством Ф. возведены в Афинах многие здания, и сам он при участии своих учеников трудился над скульптурным убранством главного акропольского святилища, Парфенона. Распространяться об изготовленной Ф. для целлы этого храма огромной хрисэлефантинной статуе Афины Градозащитницы (Πολιάς) и о его других скульптурных украшениях, исполненных по эскизам и под руководством великого художника или лично им самим, было бы здесь излишне, так как сведения о них можно найти в настоящем Словаре (в статье Парфенон). Окончив эти работы, Ф. отправился в Элиду, куда был приглашен для украшения храма Зевса в Олимпии. Толпа учеников сопровождала его туда. Жители Элиды приняли знаменитого ваятеля с великими почестями и построили для него вблизи храма мастерскую, которая даже в позднейшее время заботливо сохранялась и показывалась приезжим чужестранцам как предмет общего почитания. Здесь было создано лучшее из всех произведений Ф. — хрисэлефантинная статуя Зевса, считавшаяся потом одним из семи чудес света. Гениальный художник изваял на деревянной основе из слоновой кости и золота колоссальное, имевшее больше 70 фут. высоты, олицетворение верховного бога, сидящего на троне.

    Увенчанный ветвями оливы, владыка Олимпа держал шуйце длинный скипетр с орлом на верхнем конце, а на ладони десницы, протянутой вперед, крылатую фигуру Победы; золотая одежда, украшенная изображениями лилий и разных фигур, покрывала его мощные формы ниже торса. Драгоценнее самой статуи был трон, в котором богатство материалов — золота, слоновой кости, черного дерева и самоцветных камней — спорило с изяществом и тонкостью работы. Все это убранство придавало фигуре Зевса чрезвычайную торжественность. С особенным вдохновением была исполнена голова: высокий, выступающий вперед лоб, чреватый мудростью, и твердо очерченный нос выражали нравственную силу; полные, полуоткрытые уста дышали благоволением; смелый изгиб бровей, нависших над глазами, и очертание этих последних превосходно передавали орлиный взгляд, устремленный вдаль на всю вселенную. Лицо, не будучи молодым, свидетельствовало о неувядаемой свежести и мужественной красоте отца богов. Но самыми характерными особенностями головы были обильные волосы, гордо поднимавшиеся над челом и ниспадавшие по бокам густыми прядями, и густая борода, вьющаяся крупными пуклями. Весь древний мир дивился Фидиевскому Зевсу, и каждый грек стремился увидеть его и поклониться ему. Бесподобная статуя пережила сам культ греческих богов: она погибла только в V в. по Р. Х. при пожаре, истребившем храм, в котором она стояла. Изображения ее сохранились для нас на древних олимпийских монетах; за ее копии или за вольные подражания ей признаются статуи и бюсты, в большом количестве рассеянные по разным музеям. Такое обилие воспроизведений этой статуи доказывает, что она сделалась в античном мире излюбленным типом олицетворений Зевса, получившим, так сказать, сакраментальное значение. Окончив свою задачу в Олимпии около 432 г., Ф. возвратился в Афины. Там в эту пору началось движение партий, хотевших низвергнуть Перикла; великий скульптор, его друг и сторонник, был первой жертвой, которую оппозиция избрала для испытания своей силы. Возникло обвинение Ф. в присвоении части золота, отпущенного для изготовления одежды на парфенонской статуе Афины; но художник предвидел возможность этого обвинения и потому нарочно сделал так, что одежда снималась. Когда ее взяли и свесили, все количество золота оказалось налицо и Ф. был оправдан. Но вскоре выставлено было против него другое, более тяжкое обвинение — в оскорблении божества тем, что на щите Афины в той же статуе он поместил среди других изображений портреты самого себя и Перикла. Оправдаться было трудно. Знаменитого художника заключили в темницу, где, как гласит предание, он и умер от лишений всякого рода или от яда. Во всяком случае его не стало вскоре после 432 г. Кроме указанных выше произведений, Ф. были исполнены статуя Афины для остр. Лемноса, по свидетельству древних писателей, превосходившая красотой богиню воительницу, стоявшую в афинском акрополе, несколько статуй Афродиты, из которых особенно славилась изваянная для Элиды фигура амазонки для эфесского храма Артемиды, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом, Крезилом и Фрадмоном, и немало других мастерских работ. В истории древней скульптуры Ф. занимает самое видное место, как гениальнейший из представителей аттического направления, т. е. того возвышенного стиля, который на основании наблюдения над природой создавал идеально прекрасные образы, отличавшиеся чистотой форм и божественным величием. Другие художники Эллады еще раньше Ф. возвели ваяние до высокого внешнего совершенства; но для них оно было целью, для Ф. же только средством для выражения высоких идей; в материальную оболочку своих безукоризненно благородных фигур он вселял человеческую душу, вносил настоящую жизнь, влагал характер, наиболее соответствующий тому, кого хотел изобразить. Следовавшие за ним скульпторы древних и новых времен ушли дальше него в передаче индивидуальностей и волнующих человека чувств, но никто ни до него, ни после него не достигал до такой божественной, спокойно-выразительной величественности. Олимпийский Зевс и парфенонская Афина Ф. до конца античной культуры оставались для искусства образцами олицетворения этих божеств; мало того, чертами первой из этих статуй, сохранившимися в ее копиях, пользовалось христианское искусство в эпоху Возрождения и позже для олицетворения Вседержителя.

    Литература.

    К. О. M ü ller, "De Phidiae vita et operibus" (1827); J. A. Overbeck, "Geschichte der griechischen Plastik" (3 изд., 1879—80); E. Petersen, "Die Kunst des Phidias аm Parthenon und zu Olymp ia" (1873); A. Quatremè re de Quicy, "Le Jupiter Olympien" (1814) и пр.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Pheidias)

    древнегреческий скульптор 2-й и 3-й четверти 5 в. до н. э. Один из крупнейших мастеров древнегреч. искусства эпохи высокой классики (См. Классика). Среди работ Ф., известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и 2 грандиозные статуи, исполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры (См. Хрисоэлефантинная скульптура): Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение Ф. считалось одним из «семи чудес света») и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.

    Наилучшее представление о творчестве Ф. даёт скульптурное убранство Парфенона в Афинах (мрамор, 438–432 до н. э., Британский музей, Лондон; Лувр, Париж; Музей Акрополя, Афины), выполненное под руководством и, вероятно, при личном участии мастера. Эти произведения, полные глубокой человечности, прославляют величие афинского полиса и его граждан, отражают идеи борьбы афинян против их врагов. Скульптура Парфенона, являющаяся (в сочетании с архитектурой храма) одним из высочайших образцов синтеза искусств (См. Синтез искусств), отличается необычайным богатством ритмов и композиционных приёмов, мягкой моделировкой, виртуозно использующей эффекты светотени, и вместе с тем внутренней цельностью пластических масс.

    Лит.: Нюберг С. Н., Фидий, М., 1941; Langlotz Е., Phidiasprobleme, Fr. /M., [1947]; Bendinelli G., Sulle tracce di opere fidiache andate perdute, Torino, 1954; Гавела Б., Фидиja, [Нови Сад, 1974].

    Фидий. Афина Парфенос из Варвакиона. Копия с хрисоэлефантинного оригинала работы Фидия. Национальный археологический музей. Афины. Мрамор.

    Фидий. «Всадники». Фрагмент зофора западной стены. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор. Британский музей. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Британский музей, Лондон. Мрамор.

    Фидий. «Кентавр, уносящий лапифянку». Фрагмент метопы южной стены. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор. Британский музей, Лондон.

    Фидий. Так называемый Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Британский музей, Лондон. Мрамор.

    Фидий. «Водоносец». Фрагмент зофора северной стены. Музей Акрополя. Афины. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор.

    Фидий. «Нике (или Ирида)». Статуя западного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Британский музей, Лондон. Мрамор.

    Фидий. «Процессия девушек». Фрагмент зофора восточной стены. Лувр. Париж. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. - ок. 432-431 до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ФИДИЙ (начало 5 в. до нашей эры - около 432 - 431 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 до нашей эры, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и совершенной красотой.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Кольера

    (р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470-450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями. Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой - трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос). Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447-438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов). Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты. Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, - в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму. Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, - и в первой четверти 4 в. до н.э.

    ЛИТЕРАТУРА

    Нюберг С. Фидий. М., 1941

  9. Источник: Энциклопедия Кольера



  10. Энциклопедический словарь

    Фи́дий

    (начало V в. до н. э. — около 432—431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи — Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе — золото, слоновая кость) — не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия — одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

    * * *

    ФИДИЙ

    ФИ́ДИЙ (нач. 5 в. до н. э. — ок. 432—431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла(см. ПЕРИКЛ) при реконструкции Акрополя в Афинах(см. АКРОПОЛЬ). Грандиозные статуи — Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос(см. АФИНА Парфенос) (обе — золото, слоновая кость) — не сохранились. Статуя Зевса для храма в Олимпии — одно из Семи чудес древнего мира. Образы Фидия возвышены и прекррасны, соразмерны человеку, но и близки к представлению о божествах, справедливых, могучих, идеально красивых.

    оводством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона(см. ПАРФЕНОН) (фризы и фронтонные группы).

    Творчество Фидия — одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Реальный словарь классических древностей


    • Phidĭas,

    Φειδίας, из Афин, сын Хармида, ученик Агелада и Гегия, родился, вероятно, еще до 500 г., если он действительно сделал позже из доли афинян в марафонской добыче бронзовую статую Афины πρόμαχος в 60 футов вышины. Соединяя изящество с величием при изображении идеализированных богов, он положил начало новому периоду в искусстве; сам он ваял преимущественно из золота и слоновой кости колоссальные статуи, но отличался в то же время и как архитектор, литейщик, скульптор и живописец; художественная деятельность его далеко не ограничивалась Афинами. Начиная с 450 г. он руководил художественными постройками Перикла, предпринятыми с целью украсить Афины, и самые разнообразные художники работали по его идеям. Plut. Per. 12. Обвиненный вследствие происков против Перикла сначала в том, что при изготовлении статуи Афины он похитил часть золота, а потом, после того как невинность его в этом деле была доказана, в том, что он изобразил на щите богини себя самого и Перикла, он был брошен в темницу, где и умер от болезни в 431 г. Plut. Per. 31. Diod. Sic. 12, 39 слл. Относительно места, занимаемого им в истории искусства, см. Architecti, Архитекторы, 5.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей



  14. Реальный словарь классических древностей


    • Phidĭas,

    Φειδίας, из Афин, сын Хармида, ученик Агелада и Гегия, родился, вероятно, еще до 500 г., если он действительно сделал позже из доли афинян в марафонской добыче бронзовую статую Афины πρόμαχος в 60 футов вышины. Соединяя изящество с величием при изображении идеализированных богов, он положил начало новому периоду в искусстве; сам он ваял преимущественно из золота и слоновой кости колоссальные статуи, но отличался в то же время и как архитектор, литейщик, скульптор и живописец; художественная деятельность его далеко не ограничивалась Афинами. Начиная с 450 г. он руководил художественными постройками Перикла, предпринятыми с целью украсить Афины, и самые разнообразные художники работали по его идеям. Plut. Per. 12. Обвиненный вследствие происков против Перикла сначала в том, что при изготовлении статуи Афины он похитил часть золота, а потом, после того как невинность его в этом деле была доказана, в том, что он изобразил на щите богини себя самого и Перикла, он был брошен в темницу, где и умер от болезни в 431 г. Plut. Per. 31. Diod. Sic. 12, 39 слл. Относительно места, занимаемого им в истории искусства, см. Architecti, Архитекторы, 5.

  15. Источник: Реальный словарь классических древностей



  16. Большой Энциклопедический словарь

    ФИДИЙ
    ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. - ок. 432-431 до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  17. Источник: