Большая Советская энциклопедия

    система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи. В редких случаях М. с. бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения (См. Стихосложение); китайское стихосложение основано на заданном соответствии между «ровными» и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. с. бывает более свободна и играет в стихе вспомогательную роль; так, в сербо-хорватском или древнегреческом стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения; так, в большинстве языков мира (в т. ч. в русском) используются восходящие (в середине предложения) и нисходящие (в конце предложения) фразовые интонации (См. Интонация).Полная реализация М. с. осуществляется лишь при декламации; основа интонационного рисунка задаётся при этом текстом, но детали привносятся декламатором.

    В русском стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, которые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. 1) При членении стихотворного периода (строки, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается (отмечено чешским учёным Я. Мукаржовским); внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных понижается (отмечено советским стиховедом Г. Шенгели); совпадения и несовпадения этой интонационной сетки ритма с интонационным движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодический рисунок стихотворной речи. 2) При построении стихотворного текста (стихотворение, отрывка поэмы) в нём могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причём их интонационное строение может и подчёркиваться, и приглушаться посредством периодического строения, Параллелизмов, антитез (См. Антитеза), повторов и т.п. Эти приёмы складываются в три основных типа интонирования стиха (выделены Б. М. Эйхенбаумом) — декламативный (например, в оде), напевный (например, в романсной лирике), говорной (например, в басне), и некоторые промежуточные (элегия — между декламативным и напевным, послание — между декламативным и говорным). По др. классификации (В. Е. Холшевников) выделяются лишь два типа интонирования — напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный). М. с. — область малоисследованная.

    Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; его же, Мелодика стиха, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Бернштейн С. И., Стих и декламация, в кн.: Русская речь. Новая серия. Сб. 1, Л., 1927; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Холшевников В., Основы стиховедения, 2 изд., Л., 1972.

    М. Л. Гаспаров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация стихотворная), в частности, предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.; три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (напр., "Валерик" М. Ю. Лермонтова).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    МЕЛОДИКА СТИХА, система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (сравни Интонация стихотворная). Три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (например, ода), напевный (например, романс) и говорной (например, "Валерик" М.Ю. Лермонтова).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    мело́дика стиха́

    система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация стихотворная), в частности предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесённости с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.: три основных типа мелодики стиха в лирике — стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (например, «Валерик» М. Ю. Лермонтова).

    * * *

    МЕЛОДИКА СТИХА

    МЕЛО́ДИКА СТИХА́, система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация(см. ИНТОНАЦИЯ) стихотворная), в частности, предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр.; три основных типа мелодики стиха в лирике — стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (напр., «Валерик» М. Ю. Лермонтова).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: