Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Epistolae obscurorum virorum) — знаменитый памфлет начала XVI в. Ни в одном сочинении не отразилась так ярко борьба между представителями гуманизма и обскурантизма, нигде не были так зло осмеяны невежество, самомнение и бездарность главных членов старой партии. Непосредственным поводом к написанию П. послужила полемика между Рейхлином и Пфефферкорном из-за апокрифических еврейских книг, которые Пфефферкорн считал нужным истребить; затем борьба перешла на более общую почву. После ряда памфлетов, выпущенных тою и другою стороною ("Глазное зеркало", "Зажигательное стекло", "Триумф Капниона" и т. д.), появились, наконец, "Epistolae obscurorum virorum" — собрание вымышленных писем, будто бы написанных разными обскурантами и адресованных Ортуину Грацию, одному из главных противников гуманистического движения. Язык "П. темных людей" — испорченный латинский с примесью немецких слов, т. е. именно такой, на каком зачастую писали тогда обскуранты. Стиль П. — искусное подражание высокопарному и запутанному слогу большей части произведений старой партии. Вопросы, волнующие и затрудняющие "темных людей", сами по себе достаточно характерны; один желает, напр., узнать, как следует называть того, кто готовится получить степень доктора богословия (magister noster) — noster magistrandus или же magister nostrandus? Другой желает быть успокоенным насчет того, не совершил ли он тяжкого греха, съев в постный день яйцо, в котором уже находился зародыш цыпленка; третьего мучит воспоминание о том, как однажды он по ошибке отвесил на улице низкий поклон какому-то еврею в длиннополой одежде, приняв его издали за доктора богословия; четвертый пресерьезно разбирает вопрос о том, можно ли назвать какого-нибудь ученого членом десяти университетов, и приходит к заключению, что нет, потому что нельзя быть одновременно членом нескольких тел. Мнимые корреспонденты Ортуина, нападая на гуманистов, высказываются вообще против чрезмерной учености, например, против изучения греческого и еврейского языка. В тексте "vos estis sal terrae" (вы соль земли) они принимают estis за форму от глагола edere — есть; слово Капнион они считают еврейским; слово Mercurius они объясняют, как "mercatorum curius" (заботящийся о купцах), Mavors (Марс) разлагают на "mares" и "vorans" (пожирающий самцов); "magister", по их мнению, состоит из "magis" (больше) и "ter" (трижды), потому что магистр должен знать втрое больше, чем обыкновенные люди. Искусно затронуты в письмах вопросы об индульгенциях, о безнравственности католического духовенства, об отрицательных сторонах монашеских орденов и т. д.; местами авторы "П." явились в этом случае предшественниками Лютера и его сподвижников, и, несомненно, только по недоразумению реформатор отнесся к памфлету холодно, даже враждебно, как это видно из одного его письма (1517 г.). Заглавие "П. темных людей" было навеяно сочинением Рейхлина "Epistolae clarorum virorum" (1514; во втором издании — "Illustrium"). "П. темных людей" состоят из 2-х частей; 1-я появилась в 1515 г. и вместе с дополнением к ней, изданным несколько позже, заключает в себе 48 П.; вторая (1517) состоит из 70 П. (также вместе с дополнением). Третья часть "П. темных людей", напечатанная в 1689 г., не связана органически с первыми двумя, составлена посторонним лицом и принадлежит к той же группе подделок или подражаний "П.", как, напр., "Epistolae obscurorum virorum de concilio Vaticano", выпущенные в свет в нашем столетии (1872). Немало догадок возбуждал вопрос о том, кто был автором П. По мнению Дав. Штрауса, подкрепленному вескими аргументами, главным составителем их был гуманист Крот Рубиан, а во второй части, более серьезной, отражающей местами реформационные идеи, чувствуется рука Ульриха фон-Гуттена. Вскоре после выхода в свет "П." авторство их приписывалось Рейхлину, потом Эразму и Гуттену; в разное время высказывались также предположения относительно участия в составлении П. Германа фон Нуэнара, Эобана Гессе и нек. др. При самом появлении своем "П. темных людей" ввели многих в заблуждение; кое-где люди старой партии, не разобрав иронии, сочли их произведением подлинных обскурантов и с радостью покупали книгу; скоро они поняли свою ошибку и увидали, как зло посмеялись над ними противники. Озлоблению обскурантов не было предела; желая отомстить анонимным авторам, они добились того, что папа издал приказание об истреблении экземпляров П., где бы они ни нашлись, и безусловно осудил их как еретическую и безнравственную книгу. Ортуин и его единомышленники пытались бороться с авторами "П. темных людей" и литературным путем; с этою целью выпущены были "Сетования темных людей" ("Lamentationes obscurorum virorum, non prohibitae per sedem apostolicam, Ortuino Gratio auctore", 1518). Это была попытка выставить "темными людьми" самих гуманистов, оплакивающих будто бы неудачный исход предпринятой ими полемики. Но ни это ответное произведение, довольно бездарное, ни стеснительные меры против "П. темных людей" не могли помешать крупному их успеху; в короткое время они были изданы несколько раз и породили множество подражаний. И теперь "П. темных людей" производят впечатление смелого, остроумного памфлета, многие страницы которого могут быть прочитаны с большим удовольствием. Неприятно поражает местами грубоватый, цинический тон, прорывающийся иногда в "П. темных людей" — напр., в намеках на интимные отношения Ортуина к жене Пфефферкорна. Историческое значение "П." было весьма велико; в истории борьбы между истинным просвещением, независимыми взглядами, широким кругозором — с одной стороны, и педантизмом, нетерпимостью и умственною ограниченностью — с другой, "П. темных людей" занимают видное и почетное место. Ср. Дав. Штраус, "Ульрих фон Гуттен" (русский перевод под ред. Э. Радлова, СПб., 1896); H. Puntz, "Ulrich von Hutten" (Лпц., 1876); Reichenbach. "Ulr. v. Hutten" (Лпц., 1877); Ludwig Geiger, "Reuchlin"; C. Krause, "H. Eobanus Hessus"; H. Ulmann, "Franz v. Sickingen"; Kampschulte, "De Crolo Rubiano" (Бонн, 1862); его же, "Die Universität Erfurt in ihrem Verhältnisse zu Humanismus u. Reformation"; А. Кирпичников, "П. темных людей" (статья в "Ж. M. H. Пр.", 1869, CXLIII); Hagen, "Deutschland's litterarische und religiöse Verhältnisse im Reformationszeitalter" (Эрланген, 1841—44). Из изданий "П. темных людей" лучшее — Bocking'a (Лпц., 1864), в дополнительном томе собрания сочинений Ульр. ф. Гуттена.

    Ю. Веселовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    («Пи́сьма тёмных люде́й»)

    немецкая сатира начала 16 в., написанная на латинском языке гуманистами К. Рубианом, Г. Буше и У. фон Гуттеном от лица клириков (ч. 1—2, 1515—17, издано анонимно). Письма-пародии высмеивают невежество, тупость, религиозный фанатизм и нравственное убожество схоластов, обнажают пороки папского Рима, тунеядство и распутство монахов. Живая и остроумная сатира «П. т. л.» нанесла жестокий удар авторитету обскурантов в канун Реформации (См. Реформация).

    Изд.: Epistolae obscurorum virorum, Hrsg. A. Bömer, Bd 1—2, Hdlb., 1924; в рус. пер.— Письма темных людей, М.— Л., 1935.

    Лит.: История немецкой литературы, т. 1, М., 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    "ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ" (лат. Epistolae obscurorum virorum) - немецкая сатира. Сборник вымышленных писем клириков, написанных на латинском языке гуманистами К. Рубианом, Г. Буше и У. фон Гуттеном; издан анонимно в 2 частях (1515-17). Разоблачает невежество и нравственное разложение в среде духовенства.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    "ПИСЬМА ТЁМНЫХ ЛЮДЕЙ", смотри в статье Гуттен У..

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений

    Epistolae obscurorum virorum

  9. Источник: Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений



  10. Литературная энциклопедия

    Письма темных людей

    «ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ» (Epistolae obscurorum virorum, ч. 1 — 1515, ч. 2 — 1517) — знаменитый памфлет начала XVI века, выдающийся памятник немецкой гуманистической литературы (авторы — Крот Рубиан и Ульрих фон Гуттен, а также повидимому и некоторые другие гуманисты, авторство которых с точностью не установлено). По замыслу «П. т. л.» образуют своего рода аналогию к «Письмам знаменитых людей» (Clarorum virorum epistolae), опубликованным в 1514 гуманистом Рейхлином. В этих последних ряд видных гуманистов солидаризировался с Рейхлином в его столкновении с кёльнским университетом, в столкновении, возникшем вследствие заступничества Рейхлина за древнееврейские книги, которые предлагал сжечь обскурант Пфефферкорн, поддержанный обскурантами из кёльнского и других университетов, а также монахами-доминиканцами во главе с инквизитором Гоогстратеном. «П. т. л.» адресованы якобы от имени врагов Рейхлина и его единомышленников иезуиту Ортуину Грацию, одному из столпов кёльнской теологии, возглавившему движение обскурантов. Перед читателем длинной вереницей проходят резко очерченные образы адептов мракобесия: теологи, магистры, баккалавры, монахи — невежественные, несмотря на свою цеховую кичливость, развратные, несмотря на внешнее благочестие, пропитанные звериным фанатизмом, лютой ненавистью ко всему «ренессансному», прогрессивному. Остро высмеяно также их схоластическое «глубокомыслие»: тяжкий ли это грех невзначай съесть в постный день яйцо с зародышем цыпленка, отрастает ли у крещеного еврея крайняя плоть, и т. п. — вот темы, занимающие и волнующие «темных людей». Все это написано на ужасном, до смешного плохом немецко-латинском яз. «П. т. л.» нанесли сокрушительный удар противникам гуманизма и имели общеевропейский резонанс. Вторая часть «Писем», вышедшая в свет в год Реформации (написана главным образом повидимому У. фон Гуттеном), особенно резко заострена против католического монашества, торговли индульгенциями и т. п. и свидетельствует уже о надвигающемся реформационном движении.Библиография:

    I. Письма темных людей, перев. Н. Кун («Источники по истории реформации», вып. II, М., 1907).

    II. Кирпичников А., Письма темных людей (статья в «ЖМНП», 1869, CXIII); Гейгер Л., История немецкого гуманизма, перев. Е. Вилларской, Петербург, 1899.

  11. Источник: Литературная энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ

    «ПИ́СЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕ́Й» (лат. Epistolae obscurorum virorum), немецкая сатира. Сборник вымышленных писем клириков, написанных на латинском языке гуманистами К. Рубианом, Г. Буше и У. фон Гуттеном; издан анонимно в 2 частях (1515—17). Разоблачает невежество и нравственное разложение в среде духовенства.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    (лат. "Epistolae obscurorum virorum") - гуманистич. памфлет, изд. в Германии в ходе полемики против кёльнских теологов в защиту И. Рейхлина. Издан анонимно (ч. 1 -1515, ч. 2 - 1517), составлен в кругу эрфуртских гуманистов. Осн. авторы: Крот Рубиан, Ульрих фон Гуттен, Герман фон дем Буше. Талантливая пародия на корреспонденцию противников гуманизма - воинствующих мракобесов - монахов и богословов-схоластов. Острая сатирич. направленность памфлета против невежества и аморализма духовенства, против церк. ортодоксии и папства, пропаганда идеи свободного развития наук принесли "Письмам" общеевроп. успех и способствовали привлечению широкого обществ. мнения в Германии к спору, первоначально происходившему в сравнительно узком кругу ученых. "П. т. л." сыграли важную роль в обществ. движении начала Реформации как выражение радикально-гуманистической оппозиции. Они послужили образцом для ряда памфлетов.

    Публ.: в рус. пер. - Письма темных людей, вступ. статья и пер. Н. А. Куна, М.-Л., 1935; Epistolae obscurorum virorum, hrsg. von A. Bömer, Bd 1-2, Hdlb., 1924.

    Лит.: Пуришев Б. И., Очерки нем. лит-ры XV-XVII вв., М., 1955; Brecht W., Die Verfasser der Epistolae obscurorum virorum, Stras., 1904.

    В. М. Володарский. Москва.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: