Большая Советская энциклопедия

    Кави Гибятович (псевдоним; настоящая фамилия Нежметдинов) [2(15).12.1901, деревня Красный Остров, ныне Сеченовского района Горьковской области, — 24.3.1957, Казань], татарский советский писатель и общественный деятель. Член КПСС с 1919. В 1919 добровольцем ушёл в Красную Армию. В 1922 окончил Московскую высшую военно-педагогическую школу. Первый председатель правления СП Татарской АССР (до 1937). Печатался с 1919. Литературная деятельность Н. тесно связана с историей развития татарской советской литературы, с утверждением в ней метода социалистического реализма. В стихах и рассказах, в повести «Прибрежные костры» (1929) Н. отразил героику Гражданской войны 1918—20. Повести «Светлая тропа» и «Первая весна» (обе 1930) принадлежат к первым произведениям татарской прозы о коллективизации. Широкую известность получил историко-революционный роман «Весенние ветры» (1948: Государственная премия СССР, 1951) о борьбе татарского пролетариата совместно с русскими рабочим классом против царизма, за установление Советской власти в Татарии.

    Соч.: Эсэрлэр, т. 1—4, Каз., 1958—1960; в рус. пер. — Повести и рассказы, М., 1957.

    Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965.

    М. Гайнуллин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Наджми

    НАДЖМИ Кави (Кави Гибятович Нажметдинов, 1901—) — татарский пролет. писатель. Член ВКП(б) с 1919. Р. в бедной крестьянской семье. С 12 лет работал на заводах в Актюбинске. В конце 1919 вступил добровольцем в Красную армию. Н. был одним из организаторов группы татарских пролетарских писателей «Октябрь» (1924), ТатАПП (1928), ТатЛОКАФ (1931), членом Совета ВОАПП. Руководил деятельностью ТатАПП в последний период; допустил ряд рапповских ошибок. После решения ЦК партии от 23/IV 1932 о ликвидации РАПП осознал свои ошибки. В настоящее время Н. — ответ. секретарь Союза советских писателей Татарстана и редактор журнала «Совет-Адабията».

    Первое произведение Кави Наджми было напечатано в газете «Рабочий» (Ешче) в 1919. Октябрьская революция стимулировала его творчество, однако на первом этапе своего творческого пути Н. еще не успел освободиться от влияния дореволюционной буржуазной татарской поэзии. Ему принадлежит ряд пессимистических стихотворений эстетского характера. В 1923—1924 Н. увлекается имажинизмом. Первый сб. стихотворений Н. («Бури», Казань, 1924) все же показал, что поэт стремится «соединить» имажинизм с идеями классовой борьбы и пролетарской революции. В 1924 Н. выступил с декларацией о «временном уходе от имажинизма», мотивируя этот уход тем, что в татарской литературе «не назрело еще необходимой для имажинизма почвы». Именно с этого периода начинает более четко оформляться пролетарский характер творчества Н. Он пишет рассказы и повести, насыщенные яркими впечатлениями из жизни Красной армии в период гражданской войны. Особенно большим успехом и популярностью пользовалась небольшая повесть «Самое последнее», в к-рой Н., отображая героическую борьбу Красной армии, попутно дает незабываемые картины разрухи. Гражданской войне посвящена также повесть «Жребий» и ряд других рассказов. Этими произведениями Н. поставил себя в ряды наиболее талантливых пролетарских писателей. При всех своих достоинствах, сказывающихся в мастерском изображении классовой борьбы, в острой сатире, направленной против мещанства, против татарской нац.-буржуазной интеллигенции, в оригинальных приемах повествования, в необычайно своеобразном языковом строе, почти свободном от арабизма, фарсизма и т. д., Н. однако не преодолел еще окончательно стремления к бессюжетному повествованию, иногда увлекаясь деталями в ущерб основной идее. Большой рассказ «Прибрежные костры» (1927) о победе над колчаковцами показал дальнейший рост Н. как пролетарского писателя. Повесть Н. «Голубая тропинка» (1930) является одним из первых произведений в татарской пролетарской литературе, показывающих борьбу за коллективизацию сельского хозяйства в Татреспублике. В повести «Первая весна» Н. развертывает ту же тему на более широком полотне. Одна из основных положительных черт этой повести — выявление интернационального характера нашей классовой борьбы за социализм. Следует отметить, что Н. в отличие от некоторых других пролетарских писателей в своем изображении гражданской войны и Красной армии не изолирует последнюю от «мирного» тыла, от строительства социализма в нашей стране.

    Н. — один из активнейших работников татарского пролетарского литературного движения. Перу Н. принадлежит также целый ряд публицистических статей, сыгравших большую роль в борьбе против буржуазного национализма, нацдемократизма, в борьбе за проведение политики партии в области художественной литературы.Библиография:

    I. На русском языке: Первая весна, Рассказы, перев. Гайши Шариповой, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Жребий, перев. Г. Шариповой, сб. «Современная татарская лит ратура», ГИХЛ, М. — Л., 1933.

    II. Рецензии на указ. выше сб. рассказов: Гачев Д., Писатели республик и колхозная деревня, «Литературная газета», 1933, № 40, 29 авг.; Штейнберг Е., «Художественная литература», 1933, № 6.

  3. Источник: Литературная энциклопедия