Словарь Брокгауза и Ефрона

    итальянский танец. Неаполитанская Т. пишется в 6/8 в скором темпе, в коленном складе, с трио, первая часть в миноре, трио — в мажоре. Музыка сопровождается ударами в тамбурин. Старинная Т. была в 2/4 или 4/4.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (итальянское tarantella, от названия города Taranto — Таранто на юге Италии)

    итальянский народный танец. Музыкальный размер Тамбурина, кастаньет (в Сицилии), иногда пением. В профессиональной музыке в форме Т. написаны вокальные и инструментальные пьесы (Дж. Россини, Ф. Лист, Ф. Шопен, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев), многие из них чисто виртуозного характера.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. таранте́лла;
    2. таранте́ллы;
    3. таранте́ллы;
    4. таранте́лл;
    5. таранте́лле;
    6. таранте́ллам;
    7. таранте́ллу;
    8. таранте́ллы;
    9. таранте́ллой;
    10. таранте́ллою;
    11. таранте́ллами;
    12. таранте́лле;
    13. таранте́ллах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ТАРАНТЕ́ЛЛА [тэ ] -ы, жен. Итальянский народный стремительный танец, а также музыка в ритме этого танца.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Итальянский народный танец в быстром темпе, а также музыка к этому танцу.

    Танцевать тарантеллу.

    Случалось ему также играть молдаванский джок, и итальянскую тарантеллу, и вальсы. Куприн, Гамбринус.

    2.

    Музыкальное произведение в темпе такого танца.

    Тарантелла Листа.

    [итал. tarantella]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ТАРАНТЕ́ЛЛА [тарантэлла], тарантеллы, жен. (итал. tarantella).

    1. Итальянский народный танец в быстром оживленном темпе.

    2. Музыкальная пьеса в темпе и характере этого танца. Тарантелла Шопена.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Итальянский народный танец в быстром темпе.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в темпе и характере такого танца.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ТАРАНТЕЛЛА (итал. tarantella - от названия г. Таранто), итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер 6/8, 3/8. К тарантелле обращались многие композиторы (Дж. Россини, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и др.).

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ТАРАНТЕЛЛА (итальянское tarantella, от названия города Таранто), южно-итальянский быстрый народный танец (размеры 3/8, 6/8, 12/8). Известен с позднего средневековья. Использована Дж. Россини, Н. Паганини, Ф. Листом, М.И. Глинкой.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. tarantella

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    tarentelle f

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    tarantela f(baile y música)

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    tarantella

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедический словарь

    ТАРАНТЕ́ЛЛА [тэ́], -ы; ж. [итал. tarantella]

    1. Итальянский народный танец в быстром темпе. Стремительная, зажигательная т. Танцевать тарантеллу.

    2. Музыка такого танца. Сыграть тарантеллу на скрипке. // Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения. Т. Листа.

    * * *

    таранте́лла

    (итал. tarantella, от названия г. Таранто), итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами бубна, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер 6/83/8. В XIX в. тарантелла — концертная инструментальная пьеса (Дж. Россини, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и др.).

    * * *

    ТАРАНТЕЛЛА

    ТАРАНТЕ́ЛЛА (итал. tarantella, от названия г. Таранто), итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина(см. ТАМБУРИН), кастаньет(см. КАСТАНЬЕТЫ), иногда пением. Музыкальный размер 6/8, 3/8. К тарантелле обращались многие композиторы (Дж. Россини, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и др.).

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Музыкальная энциклопедия

    (итал. tarantella) - итал. танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей Т. связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий Т. считалась единств. средством излечения "тарантизма" - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитал. города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали спец. оркестры, под игру к-рых танцевали больные тарантизмом. Музыка Т. обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе Т. часто лежали какой-либо один мотив или ритмич. фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение к-рых оказывало завораживающее, "гипнотическое" действие на слушателей и танцующих.

    Мелодия народной тарантеллы (запись С. Стораче, опубл. в 1753).

    Хореография Т. отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться неск. часов; муз. сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и нек-рыми др. удар. инструментами, иногда с участием голоса.

    Тарантелла из собрания Ф. К. Сида. Испания. 1787.

    Со временем Т. стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечат. танцев Италии, Т. описана многими путешественниками 18-20 вв., среди к-рых А. Л. Ж. де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февр. 1907: "Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний - и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды" (Rilke R. M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187). В нек-рых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. и Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.) Т. получает сценич. воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли "La Tarentule", пост. в 1839 в Париже и Лондоне). Нац. характерность и темпераментная ритмика Т. привлекли к ней внимание зап.-европ. (см., напр., финал сонаты для фп. ор. 70 Вебера, No 45 из "Песен без слов" и финал "Итальянской симфонии" Мендельсона, тему гл. партии 1-й части симфонии "Гарольд в Италии" Берлиоза, "Тарантеллу" ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла "Венеция и Неаполь" Листа, вок. тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и рус. (см., напр., "Тарантеллу" для фп. Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фп. ор. 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д. "Щелкунчика" и одну из тем "Итальянского каприччио" Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. "Раймонды" Глазунова) композиторов. Т. создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (напр., Т. для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева). К жанру Т. неоднократно обращались композиторы 20 в. (осн. тема "Празднеств" из "Ноктюрнов" Дебюсси; балетная сюита ор. 130 Регера; "Серенада" для фп., фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы; "Отклонения на тему" для фп. с оркестром ор. 21 Бриттена; "Грабёж" из балета "Блудный сын" и Т. из "Детской музыки" ор. 65 Прокофьева), иногда - с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 - Народный танец из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева).

    Ф. Лист. Тарантелла из цикла "Венеция и Неаполь".

    В ряде случаев Т. оказывалась объектом искусной стилизации, в т. ч. в рамках неоклассицизма (напр., 4-я часть "Пульчинеллы" и 2-я часть сюиты для малого оркестра Стравинского, 2-я часть скрипичной сонаты in E Хиндемита).

    Литература: Engel С., Musical myths and facts, v. 2, L., 1876; Heсker J. F. C., Die Tanzwuth, В., 1932; Sасhs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nett1 P., The story of dance music, (N. Y., 1947); Schneider M., La danza de espadas y la tarantela, Barcelona, 1948; Renna R., La tarantella Napoletana, Napoli, 1963.Т. С. Кюрегян.

  31. Источник: Музыкальная энциклопедия



  32. Этнографический словарь

  33. Источник:



  34. Большой Энциклопедический словарь

    ТАРАНТЕЛЛА
    ТАРАНТЕЛЛА (итал. tarantella - от названия г. Таранто), итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер 6/8, 3/8. К тарантелле обращались многие композиторы (Дж. Россини, Ф. Лист, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и др.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  35. Источник: