Словарь Брокгауза и Ефрона

    Iкарательные меры, направленные непосредственно на причинение физического страдания. Они обыкновенно разделяются на 1) членовредительные (изувечивающие), состоящие в лишении человека какой-либо части тела или в повреждении ее (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация); 2) болезненные, которыми причиняется физическое страдание путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги [палки], шпицрутены, розги, кошки, линьки) и 3) осрамительные (позорящие), в которых причинение физической боли отступает на второй план, а наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (напр. выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы). Позорящее значение имеют и болезненные Т. наказания во всяком человеческом обществе, достигшем известного культурного развития, так что Т. наказания, сохранившиеся до настоящего времени, все могут быть названы осрамительными, позорящими.

    История Т. наказаний в западноевропейских законодательствах. Применение Т. наказаний, их жестокость и распространенность зависят от степени цивилизации народа и от положения личности в государстве. Они связаны не только с карательной системой, но и с государственным и общественным строем: применение их к какому-либо классу лиц является как бы признаком его гражданской неполноправности. Т. наказания сводятся к minimum'y и исчезают по мере роста культуры и признания прав личности гражданина. В Афинах Т. наказания применялись лишь к несвободным. В римском праве они существовали при царях и в первые столетия республики; во II в. до Р. Хр. было запрещено наказывать телесно римского гражданина; Т. наказания могли применяться лишь к рабам и покоренным народностям. В эпоху империи, с исчезновением политической свободы, Т. наказания снова появились в законе; от них, однако, были изъяты высшие классы (honestiores). Остальные (humiliores) могли быть наказуемы палками; наказание плетьми и наложение оков назначалось лишь для несвободных. Применялись и членовредительные наказания. Особенное распространение Т. наказания получили в византийских законах. У германских народов Т. наказания появились в период исчезновения кровной мести и первоначально применялись к свободным лишь в случае отсутствия у них средств, необходимых для уплаты выкупа. В варварских законах нередко ставилась альтернатива — выкуп, или потеря члена, или другое Г. наказание. Членовредительные Т. наказания стали входить постепенно в число карательных мер вследствие применения идеи талиона, особенно при телесных повреждениях. К несвободным Т. наказания применялись как членовредительные, так и болезненные, причем последние в некоторых случаях назначались без определения числа ударов: просто говорилось "да будет бит". Число ударов плетьми по законам доходило до 300 (бургундские законы). С укреплением феодальной системы и с утратой низшими классами их политической силы, с укреплением территориальной власти Т. наказания стали нормальными и для свободных, утративших право выкупа. По уголовному уложению Карла V (1532) назначение выкупа взамен телесных наказаний рассматривалось как императорская прерогатива, как вид помилования. Исключение делалось только для высших сословий — дворянства и духовенства, применение к которым Т. наказаний по судебному приговору считалось несовместимым с их честью. То же мы видим и в законодательствах других европейских народов. Частое применение Т. наказаний всех видов продолжалось до XVIII в. Ограничение и смягчение коснулось прежде всего членовредительных наказаний, к которым под влиянием развития просвещения и смягчения нравов начали относиться отрицательно уже в XVII стол., они стали выходить из употребления даже без законодательной отмены, в силу того, что суды избегали назначать их и в приговорах постоянно заменяли их другими наказаниями. Некоторые юристы того времени говорили о членовредительных наказаниях как о чрезмерно жестоких, налагающих на человека вечное клеймо и в то же время невыгодных для общества, так как изуродованные преступники были не в состоянии зарабатывать средства к существованию и должны были в большинстве случаев жить милостыней. Постепенное сокращение области применения членовредительных наказаний и их исчезновение первоначально не ослабило значения Т. наказаний вообще: оно только увеличило область болезненных Т. наказаний, которыми широко пользовались европейские государства в XVII и XVIII в. и отчасти в начале XIX в. Применение их не противоречило тогдашнему полицейскому государственному строю, основанному на строгом разделении сословий и на полном подчинении государству интересов всех, особенно низших классов населения. При таких условиях болезненные Т. наказания находили защитников и в юридической литературе того времени. Напр. французский адвокат Сервэн (1778) находил, что плеть может быть "отеческим поучением, предназначенным сдерживать страсти или пыл чувственных желаний, которые можно смирить только болью; цель ее применения — исправление виновного". Так смотрели на Т. наказания и законодатели, видевшие в них универсальное средство против всяких легкомысленных и злоумышленных проступков граждан. В прусском ландрехте (1794), напр., болезненные Т. наказания употреблялись и как дополнительные наказания, и как самостоятельные. Серьезный удар господству Т. наказаний был нанесен французской революцией, провозгласившей права человека и признавшей Т. наказания несовместимыми с этими правами После революции до 1832 г. во Франции оставались обломки прежней системы в виде клеймения, отсечения руки перед казнью отцеубийцы, наложения оков, Т. наказаний для каторжников. Принципиально вопрос о Т. наказаниях был разрешен окончательно, и в настоящее время они совершенно исчезли из французского законодательства. Постепенно и в других европейских законодательствах область применения Т. наказаний начала довольно быстро суживаться в зависимости от падения полицейского, сословного строя и признания равных прав за всеми сословиями. В Пруссии в 1812 г. королевским повелением Т. наказания были ограничены "самыми низшими классами" (für Verbrecher d. untersten Volksklasse); в 1833 г. запрещено наказывать телесно женщин и судьям рекомендовано применять Т. наказания, главным образом, к несовершеннолетним или мало развитым умственно, для которых это наказание не было, по мнению законодателя, позорящим. Во всех проектах законов с 1827 по 1839 г. Т. наказания предполагалось сохранить, но с теми же ограничениями. Изменившееся политическое положение повлекло за собой отмену Т. наказаний, которые, как гласило королевское повеление 6 мая 1848 г., уничтожались вследствие того, "что по новым законам всем подданным предоставлены одинаковые политические права". В том же году Т. наказания были отменены по тем же причинам во многих других немецких государствах. Кое-где они были снова введены, но могли продержаться только несколько лет (1855—1861 гг. в Саксонии). В момент введения общеимперского уголовного уложения, не знающего Т. наказаний, они сохранялись лишь в Мекленбург-Шверине. В Австрии Т. наказания были окончательно отменены в 1867 г.

    История Т. наказаний в России. До татарского ига Т. наказания в русском праве были мало известны и употреблялись лишь для несвободных: вечевой строй был несовместим с Т. наказаниями. Лишь с конца XIII в., когда русские превратились в ханских холопов, Т. наказания стали применяться ко всем классам населения. Влияние татар в этом отношении было двойственное: с одной стороны, они давали непосредственный пример широкого пользования Т. наказаниями, с другой — поддерживали их косвенно, содействуя уничтожению прежних порядков. Быстрое исчезновение политических прав свободных классов населения привело к тому, что все население стало как бы крепостным государства; каждое сословие тянуло свое тягло, права личности охранялись очень мало. На такой почве при грубости нравов и общем невежестве вполне понятен необычайный расцвет Т. наказаний. В половине XVII стол. они были уже настолько распространены на практике, что уложению царя Алексея Михайловича оставалось только санкционировать ее, пользуясь готовым богатым материалом; но уложение, назначавшее, между прочим, наказание кнутом в 140 случаях, не исчерпывало практики — последняя шла дальше. Царствование Петра I еще более увеличило значение Т. наказаний; появились новые их виды, заимствованные с Запада. Устрашение в форме битья стало еще интенсивнее, чем прежде. В России употреблялись все виды Т. наказаний. Главнейшими членовредительными наказаниями были: вырезание языка за "непристойные" или "невежливые слова" по отношению к государю, "за противность и ругательство церкви" (еще в 1743 г. был урезан язык у Лопухиной и Бестужевой за "злодейский умысел против Ее Величества"); отсечение руки, назначавшееся за покушение на убийство господина, подлоги, кражи; отсечение пальцев у воров, разбойников и клятвопреступников, неопасных участников бунтов и, наконец, отсечение ушей, служившее главным образом для опознания преступников; с начала XVIII в. оно было заменено вырезанием ноздрей. Последнее наказание, малоупотребительное в XVII в., приобрело большое значение с Петровского царствования наряду с клеймением, с которым оно соединялось при наказании за самые тяжкие преступления. Оно применялось до 1817 г. с тем же характером предупредительно-полицейской меры, но было в то же время и весьма суровым наказанием: указ 1724 г. предписывал "ноздри вынуть до кости". Клеймение сохранилось до отмены Т. наказаний. По характеру и объему применения членовредительных наказаний русское право не отличалось от других европейских законодательств, но в области болезненных Т. наказаний Россия занимает совершенно особое место, главным образом, из-за кнута, наказание которым вызывало ужас и удивление иностранцев и надолго стало символом русской юстиции. Следующее по тяжести за кнутом (см.) наказание в XVII в. было наказание батогами (палками), которое, как и наказание кнутом, разделялось на нещадное и простое и назначалось за сравнительно неважные проступки. С царствования Елизаветы Петровны палки остались в качестве специально военного наказания, которым широко пользовались еще в царствование Николая I. Следующей по тяжести за кнутом карой стали считаться плети (см.). Уже с начала XVII в. плети начали применяться вместо кнута во всех случаях, когда первое наказание считалось нецелесообразным с точки зрения интересов государства. С отменой кнута плети стали самым тяжким болезненным Т. наказанием, которое выполнялось с той же торжественностью, как и наказание кнутом. По Уложению 1845 г. высший предел наказания плетьми был установлен в 100 ударов. Легчайший вид Т. наказаний — розги — совершенно игнорировался в XVII в.: это была детская мера, не имевшая значения для взрослых. Поэтому розги до XVIII стол. не упоминаются в законах. В XVIII стол. они употребляются в качестве наказания по судебным приговорам, главным образом по местным узаконениям и обычаям. Так, наказание розгами (под влиянием Литовского статута) упоминается в сборнике малороссийских законов, относящемся к царствованию Елизаветы Петровны; оно применялось и в Прибалтийском крае, где назначалось тяжким преступникам до 120 ударов парой прутьев; это наказание с 1784 г. в видах облегчения производилось в три приема (через неделю). По общим законам, розги назначались за преступления несовершеннолетних и рассматривались как крупное смягчение наказания, которое, как выражался Воинский Устав 1716 г., в таких случаях "умаляется или весьма оставляется". Наказание розгами было подтверждено и законом о малолетних 1742—1744 г. В XIX стол. ввиду ограничения, а потом и отмены наказания кнутом розги стали назначаться и для взрослых. О них говорится в рекрутском уставе 1831 г. Свод Зак. смотрит на розги, как на исправительное полицейское наказание, назначаемое за маловажные проступки. Сельско-судебный устав 1845 г. определяет размер наказания от 10 до 60 ударов. По судебным приговорам они назначались иногда в количестве нескольких сот ударов (500 — для участников бунта военных поселян). Уложение 1845 г. поставило розги на второе место вслед за плетьми, в размере 50—100 ударов. Розги назначались Уложением или в соединении с другими наказаниями (при отдаче в арестантские роты, рабочий дом или в военную службу), или самостоятельно за различные маловажные правонарушения, а также взамен заключения в смирительном и рабочем доме и тюрьме. Число ударов и в таких случаях не должно было превышать 100. Эта замена была удержана при пересмотре Уложения в 1866г. на случай "явной невозможности" поместить приговоренного в тюрьму и уничтожена законами 1884 и 1885 гг., отменившими заключение в рабочие и смирительные дома. Несравненно более широкую область применения, чем по судебным приговорам, розги имели в качестве дисциплинарной и чрезвычайной карательной меры; они употреблялись в тюрьмах разного типа, а также для ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев. При существовании крепостного права они были обычным наказанием, налагаемым помещиками на крепостных; розги употреблялись и при всевозможных усмирениях волнений, наконец, составляли обычное педагогическое средство воздействия на воспитанников средних учебных заведений. В противоположность законам XVIII стол., относящимся ко времени Екатерины II и запрещавшим Т. наказание в школах, оно вводится в начале XIX стол. В уставе гимназий Дерптского университета (1820) прямо говорилось: "позволяется отныне в гимназиях телесно наказывать". Особенно процветали розги в семинариях, где существовало до 8 способов сечения. Поворот к взглядам XVIII стол. ясно сказался лишь в 60 годах; в проекте устава гимназий 1862 г. розги признаются самым дурным средством воспитания и затем вовсе исчезают из уставов учебных заведений. Перечисленными видами не исчерпывались Т. наказания в России: со времени Петра I они обогатилась шпицрутенами, предназначенными для солдат, но иногда распространявшимися и на лиц, не принадлежавших к армии. Т. наказания распространялись сперва на все классы населения: на торгу били бояр и духовных лиц; в XVII стол. кнут грозил, напр., воеводе за выпуск из тюрем и закрепощение арестантов; примеры наказания кнутом знатных лиц встречаются еще в первой половине XVIII в. Такой порядок сохранялся, пока в Т. наказаниях видели только боль, а не позор. Как только в русском обществе начали изменяться условия жизни, стало заметным и стремление уйти от кнута или плети, проявившееся сперва в высших классах. С этого времени (эпоха Петра I) началась медленная, но упорная и неустанная борьба с Т. наказаниями. Исчезновение Т. наказаний шло в зависимости от развития культуры и просвещения. Уже в царствование Екатерины II кн. Щербатов, выражая мнение тогдашнего дворянства, указывал, сравнивая свое время с эпохой Петра I, бивавшего своих приближенных, что "не может сие в наших обычаях... не странно казаться, и многие из нас восхотят скорее смертную казнь... нежели жить после палок или плетей". Новые взгляды побудили правительство прежде всего к изменениям в военной службе, считавшейся наиболее почетной: в XVIII в. наказанные кнутом, а в XIX в. — вообще наказанные публично не могли быть солдатами: солдаты, наказанные телесно, не могли быть производимы в офицеры. Признание Т. наказаний позорящими повлекло за собой освобождение он них более влиятельных классов. При Екатерине II от Т. наказаний были освобождены дворянство, именитые граждане и купцы 1 и 2 гильдий, при Александре I (после реакции при Павле I) — духовенство. Затем привилегии стали распространяться последовательно на все группы лиц, в большей или меньшей степени примыкавших к высшим классам; весьма много таких изъятий приходится на царствование Николая I. Отношение не только высших, но и других классов русского общества к Т. наказаниям видно из того, что в 1796 г. синод, прося освободить духовных лиц от Т. наказаний, указывал на то, что "чинимое им наказание в виду тех самых прихожан, кои получали от них спасительные тайны, располагает народные массы к презрению священного сана". В рассуждениях Государственного Совета (1847 г.) по поводу освобождения от наказания лиц непривилегированного состояния по образовательному цензу указывалось, что наказание к ним не могло применяться "без тяжкого для них посрамления" и что освобождение от Т. наказаний необходимо "для возвышения в них самих чувства собственного достоинства". Наряду с этим вымирание Т. наказаний шло и посредством их смягчения: старые формы жестокого битья становились не соответствующими взглядам и чувствам общества и вследствие этого переставали применяться. Уменьшалось постепенно и количество ударов, принимались большие меры предупреждения опасности для здоровья наказуемых. В 1833 г. состоялся указ об облегчении наказания преступникам, страдающим некоторыми перечисленными в законе болезнями; их предписывалось ссылать без наказания. В 1851 г. было подтверждено, чтобы при наказании присутствовал врач и по его требованию наказание отлагалось до выздоровления преступника. В 1855 г. слабосильные арестанты были освобождены от наказания плетьми, и оно безусловно отменялось при признании болезни неизлечимой. В 1848 г. приказано было отлагать исполнение наказания при сильных морозах (свыше 10°) и особенно при вьюге и сильных ветрах.

    Т. наказания во современных законодательствах. В Германии общеимперское угол. Уложение отменило совершенно Т. наказания по судебным приговорам; на усмотрение союзных правительств оставлено применение Т. наказаний в качестве дисциплинарных для арестантов. В баварских тюрьмах Т. наказания запрещены, в прусских и саксонских исправительных домах (Zuchthaus) они допущены; орудиями наказания служат плети, палка, розги. Высшее число ударов 60. Применяется оно к лицам обоего пола. Кроме того, Т. наказания императорским указом 1896 г. разрешено применять к туземцам в германских владениях в Африке. В Дании, Швеции, Норвегии и Греции Т. наказания могут назначаться для несовершеннолетних преступников. В Англии Т. наказания применяются к несовершеннолетним преступникам до 14—16 лет и состоят в сечении розгами (число ударов не превышает обыкновенно 12). Сверх того по закону 1863 г. за покушение на убийство с целью грабежа (билль о гарротерах) виновному, не достигшему 16 лет, может быть назначено 25 ударов плетьми, взрослому — 50 ударов. Женщины Т. наказанию не подвергаются.

    Т. наказания в России, назначаемые по приговорам судебных мест как наказания самостоятельное, дополнительное и, наконец, заменяющее лишение свободы сохранялись в значительном объеме до 17 апреля 1863 г. Отмена их была вызвана ближайшим образом уничтожением крепостного права и общими преобразованиями 60-х годов, с которыми прежняя карательная система оказывалась в полном противоречии. Вопрос о Т. наказаниях был поставлен на очередь представлениями спб. и новороссийского ген.-губернаторов, высказавших в 1859 г. мнение с желательности уничтожения Т. наказаний для всех вообще. Ускорено разрешение этого вопроса было запиской, поданной кн. Н. А. Орловым в комитет, учрежденный при II отделении Канцелярии Его Величества для пересмотра военно-уголовных законов. В записке этой Т. наказания определялись как "зло в христианском, нравственном и общественном отношениях"; указывалось на их бесполезность, жестокость и несовместимость с сколько-нибудь развитым чувством чести. Комитет согласился с запиской кн. Орлова и выработал предположения об отмене. Т. наказаний, которые после обсуждения различными ведомствами послужили основой для закона 17 апреля 1863 г. B настоящее время применяются следующие Т. наказания: l) По приговорам волостных судов, утвержденным земскими начальниками, розги, не свыше 20 ударов по отношению к крестьянам, не имеющим образовательного ценза, не занимающим должностей, не служившим в военной службе, не страдающим предусмотренными в законе болезнями и не достигшим 60-летнего возраста; 2) к арестантам, содержащимся в исправительных арестантских отделениях, — до 100 ударов розгами maximum, с разрешения губернатора; 3) к ссыльнокаторжным и ссыльнопоселенцам за маловажные поступки; высшее число ударов для последних — 30, для первых — 100; 4) плети назначаются ссыльнокаторжным и ссыльнопоселенцам в случае совершения новых преступлений; назначенное им наказание усиливается назначением плетей до 100 ударов и прикованием к тачке; 5) ст. 1261 Улож. о нак. предусмотрено наказание корабельных служителей хлыстом до 5 ударов и ст. 1377 — наказание малолетних ремесленников розгами 5—10 ударов. Женщины совершенно освобождены от Т. наказаний. Всякие другие встречающиеся на практике случаи Т. наказаний законом не предусмотрены и составляют его прямое нарушение.

    Вопрос о Т. наказаниях в теории. Огромное большинство теоретиков-криминалистов решительно высказывается против Т. наказаний всех видов и во всех случаях, по весьма различным основаниям, которые могут быть сведены к нижеследующим группам. 1) Самый важный довод против Т. наказаний — это их несовместимость со строем правового государства, которой и объясняется их фактическое постепенное исчезновение из законодательств. Т. наказание слишком позорит человека, и перед этим позором значение физической боли почти исчезает. Это опозорение, унижение человеческого достоинства отражается не только на наказанном, всю жизнь обреченном на ношение нравственного клейма, но и на исполнителях, на обществе и государстве, допускающих применение наказаний, не соответствующих современному нравственному и правовому чувству. Конечно, наказывается не народ, а преступники, лица, утратившие чувство чести, но это не изменяет дела: наказание назначается государством и должно находиться в соответствии с основными началами общежития. 2) Т. наказания вместе с смертной казнью долго были почти исключительным орудием юстиции; устрашение было единственной задачей правосудия, и тем не менее преступность побеждена не была: современное законодательство получило от прошлых времен весьма печальное наследство. Исторический многовековой опыт доказал бессилие жестокости. Сюда присоединяются еще другие соображения: 1) Т. наказания могут быть применяемы лишь к некоторым классам общества, для которых они неизбежно являются признаком их подчиненного положения, воспоминанием о несвободном состоянии; все законодательства, применявшие Т. наказания, признавали это положение, так что оно может считаться бесспорным. 2) Т. наказания неравномерны: ничтожное для одного человека число ударов может оказаться крайне тяжелым для другого. Закоренелый, несколько раз наказанный преступник легче перенесет Т. наказание, чем тот, кто подвергается ему в первый раз. Правда, и лишение свободы действует различно, но там возможно большее приспособление к личности, чем в Т. наказаниях, особенно принимая во внимание их позорящий характер. 3) Применение Т. наказаний в значительной степени зависит от исполнителя, контроль над которым невозможен, и этот недостаток до сих пор остался неустранимым, несмотря на рассуждения о разных "секущих" машинах. 4) Т. наказание, действуя только путем физического страдания, становится бессильным по отношению к лицам, привыкшим к нему, и лишь озлобляет и унижает других, дорожащих своим достоинством. 5) Те же недостатки представляют Т. наказания, применяемые в качестве дисциплинарной меры к арестантам и несовершеннолетним. Сторонники Т. наказаний не могут опровергнуть приведенных выше соображений. Их указание, что народ относится сочувственно к Т. наказаниям, является субъективным мнением, вполне расходящимся с массой фактического материала. Замечание, что, может быть, благодаря Т. наказаниям прежде преступность была меньше, уничтожается тем соображением, что отмена Т. наказаний нигде не вызвала увеличения преступности да и преступность предшествовавших столетий не может быть установлена с достаточной точностью. В пользу Т. наказаний остаются, таким образом, немногочисленные доводы: 1) преступник не отнимается от семьи, не теряет заработка. 2) Наказание стоит дешево. 3) Т. наказание вполне может быть сопоставлено с наказанием, налагаемым отцом на ребенка. 4) Оно действует быстро и сильно. 5) Оно устраняет смешение преступников в тюрьме. 6) Тюремное заключение не всегда действительно. Нетрудно доказать, что эти доводы не отличаются убедительностью и силой. Недостатки тюремного заключения — не довод в пользу Т. наказаний; слабые стороны одного наказания не могут служить основанием для пользования другим, сомнительным или худшим. Устранение смешения преступников-новичков с рецидивистами может быть достигнуто и другими путями. Сильное и быстрое воздействие Т. наказания и взгляд на него как на отеческое представляются повторением давно уже опровергнутых утверждений. Дешевизна наказания является желательной, но только если она может быть достигнута без ущерба для достоинства и значения правосудия; иначе дешевое наказание оказывается очень дорогим. Выгоды от оставления виновного в семье и сохранения за ним заработка ввиду того, что дело идет о замене краткосрочного заключения (которое во многих случаях с успехом может быть заменяемо условным осуждением), не имеют значения. Трудно вследствие этого видеть в движении в защиту Т. наказаний, заметном в последние годы в европейской литературе, результаты действительных достоинств этого наказания. Это движение объясняется усилением реакционных течений, всегда приводящих с собой культ отживших учреждений и порядков, а также несомненным фактом увеличения преступности и недостатками действующей системы наказания. Эти обстоятельства вызывают у некоторых авторов, недостаточно знакомых с причинами и условиями роста преступности и историей наказаний, предположение о возможности устранить зло усилением строгости, в частности — возвращением к Т. наказаниям.

    Литература. Д. Н. Жбанков и Вл. И. Яковенко, "Т. наказания в России в настоящее время" (1899); Н. Д. Сергеевский, "Наказание в русском праве XVII в." (1887); Ступин, "Т. наказания" (Владикавказ, 1887); А. Тимофеев, "История Т. наказаний в русском праве" (1897); Mittelstädt, "Gegen Freiheitsstrafen" (1879); Rosenfeld, "Welche. Strafmittel können an die Stelle d. kurzzeitigen Freiheitsstrafen gesetzt werden?" (1890); Schmölder, "Die Körperliche Züchtigung" (1891); Krausse, "Die Prügelstrafe" (1899); Wrede, "Die Körperstrafen hei allen Völkern" (1898).

    А. Тимофеев.

    II (дополнение к статье)Законом 2 июня 1903 г. установленные для ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев тягчайшие виды Т. наказаний — бритье головы и наказания лозами, плетьми и приковывание к тачкам — отменены, с заемной их в большинстве случаев одиночным заключением. Высочайшим манифестом 11 августа 1904 г. Т. наказания, установленные по закону для сельских обывателей, инородцев и других лиц, не изъятых от этих наказаний по правам состояния или особым узаконениям, отменены, с заменой их другими взысканиями; также отменены Т. наказания, установленные для малолетних ремесленников и корабельных служителей (см.). На основании Высочайшего повеления от 30 июля 1904 г. наказание розгами в войсках и флоте исключено из числа последствий перевода в разряд штрафованных как в мирное, так и в военное время (см.). В местностях, где не устроено еще военных тюрем, одиночное заключение в военной тюрьме должно быть заменяемо содержанием под арестом на хлебе и воде, с переводом в разряд штрафованных. Дисциплинарное наказание розгами в военно-тюремных заведениях сохранено для тех заключенных, которые по правам состояния, по образованию или по особым постановлениям не изъяты от Т. наказания, о чем должно быть сказано в судебном приговоре.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    особый вид уголовного наказания, сложившийся ещё в древности и существовавший в ряде стран вплоть до 20 в. Т. н. заключались в публичном причинении осуждённому физических мучений: битьё палками (батогами, шпицрутенами), кнутом и плетью, отсечение конечностей, отрезание языка, вырывание ноздрей, клеймение. Широко применялись для понуждения к уплате налоговых недоимок (Древний Египет), долгов (русский «правёж»), как универсальный способ расправы с рабами, наказания провинившихся крепостных и т. п.

    В Западной Европе Т. н. были закреплены в законодательстве с 13 в. Значительное место Т. н. занимали в «Кровавом законодательстве против экспроприированных» (См. Кровавое законодательство против экспроприированных), в кодексе «Каролина», в расправах с еретиками и т. д.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ - в античном и средневековом праве мера наказания, заключавшаяся в причинение осужденному физических страданий. Подразделялись на членовредительные - урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т. п.; болезненные - битье кнутом, плетью, батогами, розгами; позорящие - выставление у позорного столба, клеймение. В ряде стран существовали до нач. 20 в. В России частично отменены в 1863, окончательно - как мера уголовного наказания - в 1904.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ - в античном и средневековом праве мера наказания, заключавшаяся в причинение осужденному физических страданий. Подразделялись на членовредительные - урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т. п.; болезненные - битье кнутом, плетью, батогами, розгами; позорящие - выставление у позорного столба, клеймение. В ряде стран существовали до нач. 20 в. В России частично отменены в 1863, окончательно - как мера уголовного наказания - в 1904.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ, особый вид уголовного наказания, сложившийся в древности и существовавший в ряде стран до 20 в. Телесные наказания заключались в публичном причинении осужденному физических мучений, например: битье палками (батогами, шпицрутенами), кнутом и плетью, отсечение конечностей, клеймение и др. В Западной Европе телесные наказания были закреплены в законодательных актах с 13 в. (например, так называемое Кровавое законодательство в Англии конца 15 - 16 вв., немецкий уголовный кодекс "Каролина"). В России с 18 в. от телесных наказаний полностью были освобождены дворяне, почетные граждане и некоторые др. Частично были отменены в 1863, окончательно - как мера уголовного наказания - в 1904.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедический словарь экономики и права

    - в античном и средневековом праве - мера наказания, заключавшаяся в причинении осужденному физических страданий. Подразделялись на членовредительные - урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т.п.; болезненные - битье кнутом, плетью, батогами, розгами; позорящие -выставление у позорного столба; клеймение. В ряде стран существовали до началаХХ в. В России Т.н. были частично отменены в 1863 г., окончательно - как мера уголовного наказания - в 1904 г.

  11. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  12. Энциклопедия юриста

    особый вид уголовного наказания, сложившийся еще в древности и заключавшийся в публичном причинении осужденному физических мучений. В Западной Европе Т.н. были закреплены в законодательстве с XIII в. Значительную роль Т.н. играли в германском средневековом кодексе "Каролина". В Англии в период "огораживания" членовредительские наказания применялись в соответствии с "Кровавым законодательством" к нищим и бродягам. Занимавшие в период средневековья (наряду со смертной казнью) главнейшее место в системе наказаний, Т.н. со второй половины XVIII в. начинают применяться все реже и в первой половине XIX в. постепенно исчезают из западноевропейских законодательств. Прежде всего отмирают изувечивающие Т.н. (отрубание рук, ног, урезание языка, уха, клеймение и т.п.), а затем и болевые (сечение кнутом, плетью, розгами). Это происходит не только под влиянием гуманизирующих идей французской революции, но и благодаря все более укрепляющемуся осознанию их нецелесообразности. Однако процесс отмены Т.н. характеризуется постоянными откатами назад. Первый послереволюционный французский Уголовный кодекс 1791 г. отменил телесные наказания, но кодекс 1810 г. сохранил клеймение для осужденных к каторге, а также отсечение кисти руки - для отцеубийц.

    В России Т.н. в эпоху крепостного права, когда не только суд, но и - в отношении крепостных - каждый помещик мог применять их, Т.н. как мера уго-лового наказания исчезли только в 1904 г. Даже изувечивающие Т.н. были окончательно отменены в России лишь с падением крепостного права (клеймение уничтожено лишь в 1863 г.). Впрочем, дореволюционное законодательство сохранило розги как дисциплинарную меру для арестантов вплоть до падения самодержавия. Применение Т.н. зависело от сословных различий; Еще Екатерина II

    освободила в 1785 г. своими жалованными грамотами так называемые привилегированные сословия - дворянство, купечество первых двух гильдий и именитых граждан - от Т.н. В 1796г. это изъятие было распространено на священнослужителей.

    Еще в первой половине XX в. Т.н. применялись в качестве уголовного наказания или дисциплинарного взыскания по отношению к отбывающим наказание заключенным в Англии, Германии, США, Венгрии, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии \'и многих других странах.

    В настоящее время Т.н. действуют во всех странах, где действует мусульман-ское право (Саудовская Аравия, Судан, Иран, Пакистан и др.). В отдельных мусульманских странах сохраняются членовредительские наказания - ампутация руки ворам и др.

  13. Источник: Энциклопедия юриста



  14. Энциклопедический словарь

    теле́сные наказа́ния

    в античном и средневековом праве мера наказания, заключавшаяся в причинении осуждённому физических страданий. Подразделялись на членовредительные — урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т. п.; болезненные — битьё кнутом, плетью, батогами, розгами; позорящие — выставление у позорного столба, клеймение. В ряде стран существовали до начала XX в. В России частично отменены в 1863, окончательно — как мера уголовного наказания — в 1904.

    * * *

    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ

    ТЕЛЕ́СНЫЕ НАКАЗА́НИЯ, в античном и средневековом праве мера наказания, заключавшаяся в причинение осужденному физических страданий. Подразделялись на членовредительные — урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т. п.; болезненные — битье кнутом, плетью, батогами, розгами; позорящие — выставление у позорного столба, клеймение. В ряде стран существовали до нач. 20 в. В России частично отменены в 1863, окончательно — как мера уголовного наказания — в 1904.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Реальный словарь классических древностей


    • Verbĕra.

    Телесное наказание совершалось палкой, fustis (оттуда fustigatio), розгами, virgae, употреблявшимися только ликторами, плетьми или кнутом, flagellum, lora, также habenae, собственно вожжи. Соблазнителей весталок more maiorum били плетьми до смерти, а также солдат за некоторые преступления (это называлось fustuarium), см. Disciplina militaris, Дисциплина военная, 10. Плетьми били также осужденных перед казнью, и в числе пыток тоже находилась verbera. Телесное наказание, fustium castigatio или admonitio, coercitio corporis, существовало при царях и консулах, пока lex Porcia и lex Sempronia не запретили бить граждан. Рабов же, иностранцев и personas humiles можно было сечь по старому обычаю (свободных fustibus, рабов flagellis), за тяжкие преступления, поджог, кражу, за дерзость перед начальством и т. д. Во время гонений на христиан вошли в употребление plumbatae (дубины со свинцовыми набалдашниками). Домашнее наказание детей и рабов было всецело в руках patris familias, от которого зависело употреблять flagella или virgas. В школах были в ходу ferulae.

  17. Источник: Реальный словарь классических древностей



  18. Большой Энциклопедический словарь

    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ
    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ - в античном и средневековом праве мера наказания, заключавшаяся в причинение осужденному физических страданий. Подразделялись на членовредительные - урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т. п.; болезненные - битье кнутом, плетью, батогами, розгами; позорящие - выставление у позорного столба, клеймение. В ряде стран существовали до нач. 20 в. В России частично отменены в 1863, окончательно - как мера уголовного наказания - в 1904.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  19. Источник:



  20. Большой Энциклопедический словарь

    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ
    ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ - в античном и средневековом праве мера наказания, заключавшаяся в причинение осужденному физических страданий. Подразделялись на членовредительные - урезание языка, вырывание ноздрей, отсечение конечностей и т. п.; болезненные - битье кнутом, плетью, батогами, розгами; позорящие - выставление у позорного столба, клеймение. В ряде стран существовали до нач. 20 в. В России частично отменены в 1863, окончательно - как мера уголовного наказания - в 1904.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  21. Источник: