Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Etruria, Tuscia, Tyrsema, Tyrrhenia) — Под Э. обыкновенно подразумевают северо-западную область древней Италии, граничившую на севере с Лигурией, Галлией и землей Венетов, на востоке — с Умбрией по реке Тибр, на юго-западе — с Лациумом; западную границу ее составляло названное по имени жителей страны — тирренов — Тирренское или Тусское море. В древнейший период истории Апеннинского полуострова, когда этруски господствовали, на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии, в пределы Э. входили также земли на севере до Альп и на юге до Кампании (включительно). Собственно Э. была изрезана отрогами Апеннинского хребта, разделявшими область на плодородные долины. При значительном плодородии область изобиловала минеральными богатствами. Развитию торговли и промышленности и вообще культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани. Этруски, давшие имя области, сумели воспользоваться ее физическими и географическими преимуществами и, при своей способности к культурному развитию, создали целую эпоху в ранней истории Италии. Вопрос о происхождении этрусков (так называемый Этрусский вопрос), возбужденный и не решенный в древности, создал в новейшей историко-филологической науке целую литературу. Археология, поддерживаемая литературными свидетельствами древности, осветила некоторые спорные положения, но определенного и полного решения вопроса мы еще не имеем. В настоящее время большинство ученых склонны признавать этрусков народом, пришедшим около 1000 г. до Р. Х. в Италию из Малой Азии (Лидии) морем; этапными пунктами в этом переселении служили острова Эгейского моря Имброс, Лемнос и Самофракия, а также полуостров Халкидика, где в историческое время жило племя тирренов пеласгов. Этрусский язык признается не принадлежащим к семье индоевропейских языков; характер его остается до сих пор неразгаданным. Прибыв в Италию, вероятно, с западного ее берега, этруски вытеснили населявших первоначально северную часть полуострова умбров и, утвердившись на новой родине, достигли с течением времени высокой степени культурного и политического развития. На то, что этруски заняли земли, принадлежавшие италийцам, указывают, между прочим, италийские географические названия в местностях, которые впоследствии были населены этрусками: так, два этрусских города Hatria и Spina, при устье По, река Umbro и город Camers в Э. носят италийские названия, удержанные этрусками; жившие в Фалериях фалиски являются остатком латинского населения Э. Древнейшее племенное название этрусков, в форме Турша или Туруша, упоминается уже в египетских памятниках царствования Рамсеса II. Греки придали этому имени форму Тиррены (Τυρσ-ηνοί, Τυρρήνοί), а в латинском языке корень Turs дал образования Turscus и с добавочным слогом E- и с перестановкой — E-trus-cus, откуда слово Etruria. Сами этруски называли себя Разенами (свободные). Теория о малоазиатском происхождении этрусков поддерживается Курциусом, фон Дуном, Паули, Мильхгефером, Брицио, профессором Модестовым и др., отчасти Декке. По Нибуру, Отф. Мюллеру, Гельбигу, Гзеллю, Марта, этруски происходят от альпийских ретов и пришли с севера; по Швеглеру, Корссену, они — племя индогерманского происхождения, родственное италийцам. Несмотря на то что нам известно более 7000 этрусских надписей, не установлено еще родства этрусского языка с какой-либо семьей языков. Швеглер, Корссен, Бугге, Латтес и некоторые другие считают его индоевропейским; Паули, Конве (Conway), Декке (отчасти), Бринтон, Торп, Томсен отрицают этот взгляд. В последнее время интересное мнение предложил датский ученый Томсен, сделавший попытку сблизить этрусский язык с кавказскими (очерк истории этрусского вопроса обстоятельно изложен в книге профессора Модестова: "Введение в римскую историю. Часть II. Этруски и Мессапы", СПб., 1904).

    Подобно остальным италийцам, этруски жили городами, объединенными в союзы; так, в римскую эпоху в собственно этрусский союз входили 12 городских общин: Тарквинии (близ нынешнего Corneto), Вольци, Ветулония (по-этрусски Vatl), Волатерры (по-этрусски Velathra), Вольсинии (по-этрусски Velsuna), Арреций, Клузий (резиденция Порсенны), Цере (Агилла), с усыпальницей Тарквиниев (Tarchnas), Кортона, Перузий, Популония (по-этрусски Pupluna; вместо Популонии первоначально в союзе участвовали Веи), Рузеллы. Остальные города находились в зависимости от этих двенадцати общин: так, например, Фалерии зависели от Вей, Капена — от Фалерий. Собрания союза были очередные (они назначались ежегодно весной) и чрезвычайные и происходили при храме богини Вольтумны. На этих собраниях решались общие дела союза (главным образом вопросы о войне и мире), совершались общие религиозные празднества; в дни собраний устраивались игры и состязания. Кроме упомянутого союза, были еще другие (из 12-ти же городов), в долине реки По и в Кампании. Господствующий в этрусских городах образ правления был первоначально царский, позднее аристократический, с временными олигархами — лукумонами (этр. lauchme — лат. princeps). BVIII и VII в. политическое могущество этрусков распространялось на Лациум и Кампанию; Рим не раз переходил во власть завоевателей — лукумонов. Исторические отголоски этих событий можно видеть в сказаниях о правлении в Риме рода Тарквиниев, о Целесе Вибенне и Мастарне; с последним Нибур отождествляет царя Сервия Туллия (ср. Gardhausen, "Mastarna oder Servius Tullius", Лейпциг, 1882). То же подтверждается и топографическими данными: существованием этрусского некрополя на Эсквилине и Тусского квартала (vicas Tuscus) в Риме и других городах Лациума. С падением города Тарквиний (в конце VI века) этрусское владычество в Лациуме прекратилось, а через столетие политически окрепший Рим нанес Э. удар взятием Вей (города столь же сильного, как и Рим) и несколько позднее Вольсинии. После поражения, нанесенного римлянам галлами (387 г. до Р. Х.), этруски снова взялись за оружие, но окончательная победа в этой войне осталась за римлянами, которые в результате присоединили к ager Romanus всю южную Э., учредив 4 трибы — Стеллатинскую, Троментинскую, Сабатинскую и Арнскую, а несколько позже основали колонии Сутрий (383 г.) и Непет (373). Ряд мелких войн римлян с этрусками наполняет IV столетие до Р. Х. Теснимые римлянами и галлами, они не могли удержать своей самостоятельности и к 280 г. окончательно перешли на положение подвластных Риму союзников, настолько подчинившись римскому влиянию, что даже победы Ганнибала не побудили их восстать против римского владычества.

    Богатые археологические сокровища, добытые при раскопках этрусских некрополей и городов, дают нам яркую и достаточно полную картину этрусской культуры, которая получает еще более определенные контуры при сопоставлении ее с литературными свидетельствами древности. Нельзя сказать, чтобы во всем эта культура была оригинальна и самостоятельна: факты языка, письменности, религии и искусства свидетельствуют о том, что этруски заимствовали многое у греков и италийцев. В то же время неоспоримо, что они передали сами весьма многое италийцам и в частности Риму, который состоял с ними в наиболее тесной связи. Так, заимствовав у греков их алфавит, художественные формы и приемы в области живописи, керамики и отчасти архитектуры (храмовой), их богов Лето (Летун), Аполлона (Аплу), Аида (Аита) и др., а у италийцев (resp. римлян) их богов Нептуна (Нетунс), Минерву (Менрва), Сильвана (Сельванс), Марса (Мас, Марис), Луну (Лушнеи), Юнону (Уни), Януса (Ани), Вулкана (Вельханс) и др., быть может, формальный характер религии, а также многочисленные италийские слова и понятия, они в свою очередь передали италийцам греческий алфавит, а римлянам — весьма многое в области религиозной, общественной, военной и частной жизни. К наиболее характерным сторонам этрусской национальной культуры относится их зодчество, перенесенное из Малой Азии на новую родину этрусков. Как показывают развалины древних поселений Э., этруски имели обычай обносить свои города, которые обыкновенно строились на крутых возвышенностях, стенами из полигональных туфовых глыб и параллелепипедов с косыми углами; лишь позднее практиковалась кладка переменными рядами, из прямоугольных камней. Такими (так называемыми пеласгическими) стенами были окружены города Цере с гаванью Пиргами, Тарквинии, Коза, Ветулония, Вольци, Сатурния, Рузеллы, Волатерры, Популония и др. Вместе с тем был перенесен из Малой Азии и свод, который применялся этрусками при сооружении ворот и каналов (см. Этрусское искусство). О восточном происхождении этрусков свидетельствуют также их религиозные и гражданские, общественные и частные учреждения, в том числе тесно связанная с религиозной и гражданской жизнью этрусков дивинация — искусство угадывания воли богов, называвшееся у римлян этрусским знанием (disciplina Etrusca), и прежде всего искусство гадания по внутренностям животных (haruspicina). Несомненно самобытными явлениями этрусской культуры следует признать их музыку (флейты и трубы), фасоны одежды и обуви, атрибуты высшей власти. У этрусков римляне заимствовали 12 ликторов, кресло из слоновой кости, пурпуровую и окаймленную пурпуром тогу, как и вообще покрой тоги, вышитую пальмовыми ветвями тунику, башмаки с загнутыми вверх носками. Этрусская религия носила мрачный и жестокий характер и признавала полную, рабскую зависимость человека и человеческого общества от богов. Все акты человеческой жизни были обставлены — как у римлян — определенными обрядами (церемониями — слово, которое римляне производили от названия этрусского города Цере). Чтобы расположить к себе богов, этруски старались быть исполнительными в отправлении своих религиозных обязанностей; вместе с тем они умели управлять этой волей посредством молитв и обрядов. Они верили в возмездие после смерти и посмертную жизнь обставляли всевозможными представлениями ужаса. К числу национальных этрусских божеств относятся Туран (богиня любви), Тумус (= Гермес), Сефланс (бог огня), Фуфлунс (бог вина), Ларан (бог войны), Фесан (богиня зари), Вольтумна, Норция, Лары и боги смерти — Калу, Кульсу, Лейон и др. Религиозное учение этрусков было изложено в священных книгах, составление которых приписывалось Тагету (отсюда и название книг — libri Tagetici). Римляне, сделавшие переводы этих книг, различали книги о грозовых явлениях, о гаданиях по внутренностям животных, о знамениях и о разных обрядах. Относительно общественной жизни этрусков известно, что у них существовал класс свободных (раснес, откуда национальное название этрусского народа — Разены), крепостных (этера) и вольноотпущенников (лаутни). Этрусские женщины пользовались вообще почетным положением и свободой; судя по могильным фрескам, они имели право участвовать в пирах, сидя рядом с мужчинами; имена у этрусков давались не по отцу, а по матери. Благодаря материальной обеспеченности жителей, которая была следствием как физических богатств страны, так и живой торгово-промышленной деятельности, этрусские города жили привольной, пышной жизнью, даже при римском владычестве: этруски любили пиршества, праздники; от них римляне заимствовали многие формы внешнего блеска и развлечений, начиная с фасона башмака и кончая чином триумфальных процессий. Главными продуктами страны были хлеб (просо), лен, лошади, быки, свиньи, воск, мед, медь, железо, серебро, камень для построек, глина, вино (фалернское); к предметам вывоза относились оружие, ювелирные и металлические изделия, ткани, глиняная посуда (красная — из Арреция, матово-черная — из Клузия). Торговля была исконным занятием этрусков, которые, занимаясь издавна пиратством, имели также недурной флот, служивший мирным целям. О богатстве материальной культуры этрусков свидетельствует убранство многочисленных могил в этрусских некрополях, например близ Черветри (Цере) или Корнето (Тарквинии). Кроме упомянутых выше городов, этрускам принадлежали: в Верхней Италии — Мельнум, Фельсина (Бонония), Мантуя, Спина, Атрия, Равенна, отошедшие позднее к кельтам, Лука, Луна, Пизы и Фезулы, отошедшие к лигурийцам; в северной Э. — Сена; в средней и южной Э. — Сатурния, Коза, Суана, Кортона, Перузия, Визенций, Ферентин, Полимарций, Блера, Сутрий, Непете, Капена. Кроме того, этрусские города (числом 12) были в Кампании, например Вольтурн, Урина, Суррент; к числу этрусских названий в Кампании следует отнести также имена реки Клания и Стеллатской области.

    С III в. после Р. Х. название Э. вытесняется именем сначала Тусции и затем Тосканы. Название Э. с титулом королевства было восстановлено 10 октября 1890 г. первым консулом Бонапартом, отдавшим Э. наследному принцу Людовику Пармскому. После его смерти (1803) вдова его Луиза, инфанта испанская, вступила в управление Э. в качестве опекунши своего сына Карла-Людовика, но в 1807 г. должна была, вследствие соглашения Франции с Испанией, сложить свою власть, и Э. сделана французской провинцией (10 мая 1808 г.). В 1809 г. сестра Наполеона Элиза Баччиоки была назначена штатгальтершей в Э. с титулом великой герцогини Тосканской. В 1814 г. Э. возвращена была великому герцогу Фердинанду III (см.).

    Литература об этрусках приведена в названном выше сочинении профессора Модестова; кроме того, см. Hellwald, "Kulturgeschichte" (т. II, 1896, со статьей об этрусках, написанной Deecke; имеется русский перевод, СПб., 1899); Ed. Meyer, "Geschichte des Abendlandes" (т. II, Штутгарт, 1893); Jung, "Grundriss der Geographie von Italien und dem Orbis Romanus" (Мюнхен, 1897); Iw. Müller, "Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft" (III т., 3 отд., I половина).

    Н. Обнорский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Etruria)

    в 1801—07 зависимое от Франции королевство в Италии, образов, из Великого герцогства тосканского после его захвата войсками Наполеона Бонапарта. Названо по древнему (от этрусков (См. Этруски)) наименованию территории Тосканы. В конце 1807 королевство Э. было упразднено и его территория включена в состав Французской империи.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Etruria) - в 1801-1807 зависимое от Франции королевство, образованное из Великого герцогства тосканского после его захвата войсками Наполеона Бонапарта. Названо по древнему наименованию (до 3 в. н. э.) терр. Тосканы. В кон. 1807 королевство Э. было упразднено и его терр. включена в состав Франц. империи.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия



  6. Реальный словарь классических древностей


    • Etruria или Tuscia,

    Τυρρηνία, местность в Средней Италии, на западе граничившая с морем, получившим по ней название тирренского, и с рекой Макрою, разделявшей ее от Лигурии; на севере граничившая с Апеннинами (Gallia Cispadana); на востоке с Умбрией и Лацием, где Тибр образовывал границу. Передние отроги Апеннин покрывают страну — в особенности выступают:

    1. Mons Argentarius (Argentaro), y Cosa, вдающийся в море,

    2. по направлению к углу, образуемому Тибром — Saltus Ciminius и

    3. Soracte.

    Из рек этой страны следует назвать Tiberis с его западными притоками Clanis и Cremera; далее Arnus, Umbro, Albinia, Armenta, Marta, Minio; из озер — Lacus Trasimenus между Clusium и Perusia (сражение в 217 г. до P. X.), на берегу моря L. Prelius (L. di Castiglione), L. Volsiniensis (L. di Bolsena), Ciminius (L. di Vico), Vadimonis (L. di Bassano), Sabatinus (L. di Brassiano). Э. была чрезвычайно плодородна; в ней процветало земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля, а также и промышленность, как-то: приготовление льняных изделий в Тарквиниях н. Фалериях, приготовление шерстяных изделий, гончарное искусство, живопись на вазах и литейное искусство. Самые древние обитатели этой страны, вероятно лигуры и сикулы, были вытеснены умбрами; утверждают, будто 220 лет до основания Рима, главным образом в южной части, поселились пеласгийские тирренцы, к которым примкнуло перешедшее из Ретии племя, именовавшее себя Rasenae ('Ρασέναι), между тем как греки и римляне их называли Του̃σκοι, Θούσκοοι, Tusci, Thusci. Но словам Геродота (1, 94), часть малоазиатских лидийцев под предводительством Тирсена, сына Атиса, переселилась в Италию и перенесла туда имя тиренцев. Этому преданию давали предпочтение римляне августовского времени (Verg. Aen. 2, 781. 8, 479. Horat. Sat. 1, 6, 1). Дионисий Галикарнасский (1, 28, 30) принимает жителей Э. за туземцев. Из соединения с пеласгийскими тирренцами возник народ тирренцев или тусков, римлянами называемый по большей части Etrusci. Этруски выдавались между другими италийскими народами своим политическим и религиозным образованием, вследствие чего римляне заимствовали многие из их обычаев. Этруски образовали союз, состоявший из 12 городов с аристократическим государственным устройством, который в первые два века существования Рима достиг самой высокой степени процветания, каковое и продолжалось до той поры, пока борьба с Римом не положила конец их владычеству. В этих городах преобладающим классом были лукумоны: они одни имели право на государственные должности и из лукумонов уже избирались жрецы и цари. Язык этрусков, на котором написаны многочисленные дошедшие до нас надписи, до сих пор еще неразрешенная загадка. Впрочем, кажется, что в новейшее время Корсену (Ueber die Sprache der Etrusker, 1874 сл., 2 т.) удалось доказать, что язык этот принадлежит к индоевропейской фамилии и сродни прочим древнеиталийским языкам. Обстоятельство, что в источниках названо более 12 союзных народов, объясняется, вероятно, тем, что некоторые города сообща пользовались одним голосом; наиглавнейшие 12 городов ниже обозначены звездочкой. Перечисление начинаем с северо-запада: Luna при реке Масга по Эмилиевой дороге, с 179 г. римская колония с превосходной гаванью и прекрасными мраморными каменоломнями; Luca, н. Lucca, при реке Ausus. Город этот числился при Лигурии, а со времен Августа был причислен к Э.; с 178 г. — колония; *Pisae, Пизы, н. Pisa, основанный уже пеласгами, при реке Arnus, Арно, 20 стадий от устья последней, с очень хорошей гаванью, в окрестностях были теплые минеральные ключи (aquae Pisanae), с 182 г. колония; Pistoria, Пистория, н. Pistoia, известная по поражению и смерти Катилины в 62 г. до Р. X.; *Faesulae, Фезулы, н. Fiesole, на холме, главный арсенал Катилины, заселенные Суллою ветеранами; Florentia при реке Arnus в центре многих перекрещивающихся дорог, н. Firenze; *Arretium, Арреций, н. Arezzo. *Cortona, Кортона, н. того же имени крепкий древний город, может быть, столица северной части Э., неподалеку от источников реки Clanis; *Volaterrae, Волатерры, н. Volterra, наибольший из союзных городов, на крутой, сильно укрепленной скале; область этого города, доходившая до болотистого морского берега, Vada Volaterrana (и ныне еще Maremma Volterrana) заключала в себе минеральные источники, соляные копи и алебастровые ломки; в этой области принадлежали Populonia и остров Ilva, Ильва; Sena, н. Siena, Сена; *Vetulonia, Ветулония, совсем пришедшая в упадок при римском владычестве; говорили, будто оттуда римляне заимствовали знаки отличия для своих должностных лиц и употреблении рога (tuba); *Rusellae Рузеллы, поблизости от озера Prelius; *Clusium, н. Chiusi; Perusia, н. Perugia, на горе, между Тразименским озером и Тибром, позднее римский вольный город с правами колонии, разрушенный Октавианом во время так называемой перузинской войны, веденной против Л. Антония (41-40 г. до Р. X.); позднее, однако, город этот был восстановлен с прозвищем Augusta; *Vulsinii, н. Bolsena, стоявшие прежде на крутой возвышенности; после того как римляне уничтожили этот древний город, он вновь был выстроен в долине на северо-восточном берегу озера того имени; Saturnia, прежде Aurinia, место которой в союзе заняли Rusellae; Cosa и Vulci, прежде тоже, может быть, союзный город; *Tarquinii, н. развалины с важными катакомбами на холме при Corneto, вероятно, столица союза, по крайней мере южной части Э., на левом берегу реки Maria, отечественный город тарквиниев, замечательный еще своими производствами ваз и полотняных изделий; Graviscae в болотистой местности (почему Катон имя его, производил от gravis aer), римская колония с 183 г., славилась вином; Centum Cellae. н. Civita Vecchia, прежде незначительное приморское местечко, получившее значение, со времен Траяна, снабдившего его прекрасной гаванью (Traianum), Pyrgi, Пирги, богатый порт города Caere, Цере, с знаменитым храмом богини Элейфии, разграбленный Дионисием Старшим в 384 г. до Р. X.; *Саеrе; Alsium (см. Алзий); Forum Cassii, F. Clodii; Ferentinum, Ферентинум, отечественный город императора Отона; *Falerii, также Falesia и Falisci (Φαλέριοι, Φαλίσκοι), Aequum Faliscum, на скалистой возвышенности. (Plut. Сат. 9), по Фламиниевой дороге. Этот город вел много войн с римлянами, особенно во времена Камилла (Liv. 5, 27. Plut. Cam. 10), по окончании которых был заключен договор. Но когда при общем восстании этрусков в 293 г. до Р. X. присоединился также и город Falerii, то после одержанной победы жители должны были покинуть возвышенность и поселиться на равнине (Liv. 10, 46). На месте прежнего города римляне основали после Colonia lunonia Falisci. Особенным почетом пользовались здесь Юнона и Минерва. Город этот славился также жертвенными быками, колбасами, холщовыми произведениями; Capena; Fescennium близ горы Soracte, Соракта, н. Citta Castella, известный фесценнинскими стихами (см. Satira, Сатира); Sutrium, Сутриум, н. Sutri; Nepete, Непета, н. Nepi, известный победой Камилла в 395 г.; Veii (Ουήϊοι), на расстоянии 12 milia passuum к северу от Рима на крутой скале, при реке Кремер, известные своими войнами с Римом, особенно же 10-летней войной, напоминавшей Троянскую войну (404-395 гг. до Р. X.), с замечательным храмом Юноны. (Liv. 5, 7 слл.). После покорения город до такой степени пришел в упадок, что Флор говорит: кто помнит еще о существовании жителей Вейев? ср. вообще О. Müller, die Etrusker, 2 т. (1828).

  7. Источник: Реальный словарь классических древностей