Двухтактный двигатель в словарях и энциклопедиях
двигатель внутреннего сгорания, в котором рабочий цикл совершается за один оборот коленчатого вала, т. е. наполнение цилиндра горючей смесью (или воздухом), сжатие и сгорание, а также расширение и выпуск газов происходят за два хода поршня (рис.).
Часть свежего заряда, поступившего в цилиндр, неизбежно теряется через выпускные органы во время процесса продувки, что снижает экономичность двухтактного двигателя. Недостатками Д. д. являются высокая термическая нагруженность поршневой группы, снижающая надёжность двигателя, и сложность осуществления продувки.
Лит. см. при статьях Двигатель внутреннего сгорания.Дизель.
К.А.Розанов.
Схема работы двухтактного двигателя: 1 — выпускной клапан; 2 — форсунка; 3 — продувочный насос; 4 — продувочные (впускные) окна.
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, двигатель, в котором движение каждого поршня осуществляется в два этапа. Эта операция называется двухтактным циклом. Во многих малых бензиновых двигателях используется двухтактный принцип. В двухтактном цикле поршень движется вверх по цилиндру, сжимая воздушно-топливную смесь над собой. В то же время через отверстия в цилиндре под поршень засасывается новая смесь. Искра воспламеняет сжатую смесь, вызывая взрыв, толкающий поршень вниз по цилиндру. При этом поршень выдавливает новую порцию воздушно-топливной смеси по переходному отверстию в верхнюю часть цилиндра. Смесь вытесняет отработанный газ из цилиндра через выпускное отверстие. Затем процесс повторяется. см. также ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ.
В двухтактном двигателе поршень, движущийся вверх (А), открывает впускное отверстие (1) и сжимает смесь, уже находящуюся в цилиндре. Свеча зажигания воспламеняет горючее (В). После загорания опускающийся поршень (С) сначала открывает выпускное отверстие (1), а затем переход ное отверстие (3), впуская новую порцию воздушно-топливной смеси. Таким образам поршень также заменяет клапаны двигателя, и в горючее добавляется масло для смазки поршня. Многие двухтактные двигатели снабжены ребрами для воздушного охлаждения цилиндра.
внутреннего сгорания - двигатель, в к-ром рабочий цикл осуществляется за 2 хода поршня (2 такта), т е за 1 оборот коленчатого вала. В отличие от четырёхтактного двигателя внутр. сгорания наполнение цилиндра свежим рабочим зарядом (воздухом или рабочей смесью) и удаление продуктов сгорания занимают не два такта, а лишь часть тактов рабочего хода и сжатия. Теоретически Д. д. должен развивать мощность, вдвое большую по сравнению с четырёхтактным, однако вследствие ряда причин (несовершенство газообмена, потерн части рабочего хода поршня и др.) выигрыш в мощности не превышает 70%. Кроме того, в Д. д. поршневая группа имеет более высокую термич. нагрузку, что снижает надёжность двигателя. Поэтому Д. д. легкого топлива строятся лишь на небольшую мощность (мотоциклетные, подвесные для лодок и т. д.). Малооборотные двухтактные дизели строятся мощностью до 45 МВт и отличаются высокой надежностью и
• two-cycle engine
• two-stroke engine
motore a due tempi
двота́ктний двигу́н, двота́ктний руші́й
двота́ктний двигу́н, двота́ктний руші́й