Словарь Брокгауза и Ефрона

    поэт, род. в Костроме 22 ноября 1826 г., учился сперва в СПб. школе гвардейских подпрапорщиков, потом в Петербургском университете, но ни в том, ни в другом заведении курса не окончил и, выйдя из университета, посвятил себя исключительно литературной деятельности, сперва как поэт, затем как прозаик. Его первые стихотворения и рассказы напечатаны в "Отечественных записках" 1847, 48 и 49 гг. В 1849 г. в деятельности П. наступает перерыв, вызванный его арестованием по делу Петрашевского (см. Петрашевцы) и ссылкою в Оренбургский край рядовым, заменившею по конфирмации имп. Николая I смертную казнь, к которой П. был приговорен вместе со многими другими участниками дела. Пребывание его в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь он оставался в военной службе (последовательно рядовым, унтер-офицером и прапорщиком, принимая участие и в военных действиях во время штурма кокандской крепости Акмечет), а год — в гражданской, после чего, получив разрешение жить в столице с возвращением ему прав потомственного дворянства, поселился сперва в Москве, а с 1873 г. — в Петербурге. Еще из Оренбургского края он начал присылать в журналы (преимущественно в "Русский вестник") свои стихотворения и рассказы; с переселением в столицу деятельность его пошла непрерывным ходом и не прекращалась почти до самой смерти, выразившись во множестве стихотворений, как оригинальных, так и переводных (из поэтов английских, немецких и французских), в переводах крупных драматических произведений ("Ратклиф" Гейне, "Магдалина" Геббеля, "Струэнзе" Вера и др.), в целом ряде повестей (между ними главные: "Буднев", "Пашинцев", "Карьера") и в довольно многочисленных журнальных статьях, большею частью компилятивного характера, по иностранной литературе (самая крупная между ними — "П. Л. Курье, его жизнь и сочинения"). Тяжелая литературная и журнальная работа в связи с материальною нуждою, постоянно преследовавшею поэта, постепенно подрывала его здоровье. На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года: он скончался в Париже 26-го сентября 1893 г. Тело его перевезено в Москву.

    Как человек, П. отличался не омрачаемою ничем чистотою души; среди жестких и частых толчков реальности, даже изнемогая под ними, он все-таки продолжал оставаться чистейшим идеалистом и звал других на такую же идеальную службу человечеству, ни разу не изменил себе, "нигде и никогда (как было сказано в стихотворном адресе по случаю его сорокалетнего юбилея) не поступясь пред светом благими чувствами". Поэзия П. есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определенным характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом, группирующим вокруг себя свои видоизменения и разветвления, всегда сохраняющие, однако, ненарушимым основной фундамент. В поэзии П. этот мотив — гуманность в самом обширном и благородном значении слова. Будучи применена преимущественно к окружавшим поэта явлениям общественным, эта гуманность естественно должна была принять элегический характер, но его грусть всегда сопровождается непоколебимой верой в победу — рано или поздно — добра над злом; в этом отношении не лишено значения то обстоятельство, что первым стихотворением П. было столь популярное "Вперед", в котором поэт требует от призываемых им "на доблестный подвиг" друзей, чтобы они отреклись "от страха и сомненья", ибо в небесах видна "заря святого искупленья" и т. д. И таких стихотворений у П. гораздо больше, чем тех, где выражаются безнадежное уныние, сомнение, разочарование и т. п. При своем чисто поэтическом достоинстве (отнюдь, однако, не позволяющем причислить П. к поэтам первостепенным уже по однообразию его мотивов) они составляют также общественную, гражданскую сторону его поэзии, действуя оживляющим и укрепляющим образом. Одно из самых видных мест занимает П. в литературе детской; его стихотворения из детской жизни и посвященные детям (сборник "Подснежник") как нельзя больше соответствуют своей цели свежестью чувства, благородством мысли и безыскусственностью, но в то же время художественностью внешней формы. Такое же почетное место следует отвести ему как переводчику: все его переводы обличают руку истинного поэта, оставаясь верными и букве, и духу подлинника. Беллетристические произведения его в прозе не выходят из ряда посредственных по содержанию и исполнению, хотя читаются легко, а некоторые и не без интереса. Полное собрание стихотворений П. издано в 1887 г.; 2-е издание, с некоторыми дополнениями, сделано уже после его смерти его сыном, в 1894 г.; последним изданы также "Повести и Рассказы" П.

    Л. Вейнберг.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Плещеев Алексей Николаевич [22.11 (4.12).1825, Кострома, ‒ 26.9 (8.10).1893, Париж; похоронен в Москве], русский писатель, петрашевец. Родился в обедневшей дворянской семье. Учился в Петербургском университете (1843‒45). За участие в кружке М. В. Петрашевского приговорён в 1849 к смертной казни, замененной ссылкой рядовым в Оренбургские линейные войска (вернулся в Москву в 1859). Начал печататься в 1844. В первом сборнике «Стихотворения» (1846) в абстрактно-романтических образах выражены социалистические идеалы петрашевцев. Стихи «Вперёд! без страха и сомненья», «По чувствам братья мы с тобой» стали революционными песнями. После ссылки П. примкнул к революционным демократам, сотрудничал в «Современнике» и «Отечественных записках». На 60-е гг. падает расцвет его творчества: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861, 1863), 2 тома «Повестей и рассказов» (1860). В его стихах, посвященные народной жизни («Скучная картина», «Родное»), и в сатире на либералов заметно влияние Н. А. Некрасова. Даже в любовную и пейзажную лирику П. вторгаются гражданские мотивы («Летние песни»). Писал стихи для детей (сборник «Подснежник», 1878). Переводил из немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французский (В. Гюго, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петёфи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Г. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля) поэзии. Писал пьесы, близкие к водевилю, критические статьи, фельетоны, в которых защищал и развивал эстетику революционных демократов. Многие стихи П. положены на музыку («Ни слова, о друг мой...» П. И. Чайковского, «Ночь пролетала над миром» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

    Соч.: Сборник театральных пьес для домашних и любительских спектаклей, т. 1‒3, СПБ, 1880; Повести и рассказы. [Вступ. ст. П. В. Быкова], т. 1‒2, СПБ, 1896‒97; Стихотворения. [Вступ. ст. П. В. Быкова], 4 изд., СПБ, 1905; Полн. собр. стихотворений. [Вступ. ст. М. Я. Полякова], М. ‒ Л., 1964.

    Лит.: Михайлов М. Л., Стихотворения А. Плещеева, Соч., т. 3, М., 1958; Добролюбов Н. А., Стихотворения А. Н. Плещеева, Собр. соч., т. 3, М. ‒ Л., 1962; его же, Благонамеренность и деятельность, там же, т. 6, М. ‒ Л., 1963; Салтыков-Щедрин М. Е., Новые стихотворения А. Плещеева, Собр. соч., т. 5, М., 1966; Щуров И. А., Лирика А. Н. Плещеева, в сборнике: Писатель и жизнь, в. 3, М., 1966; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. ‒ Л., 1962.

    И. А. Щуров.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич (1825-93) - русский поэт некрасовской школы. За участие в кружке М. В. Петрашевского в 1849-59 отбывал ссылку. Проза в духе натуральной школы ("Повести и рассказы", 1860).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Плеще́ев Алексей Николаевич

    (1825—1893), русский поэт некрасовской школы. За участие в кружке М. В. Петрашевского в 1849—59 отбывал ссылку. Проза в духе натуральной школы («Повести и рассказы», 1860).

    * * *

    ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич

    ПЛЕЩЕ́ЕВ Алексей Николаевич (1825—1893), русский поэт некрасовской школы. За участие в кружке М. В. Петрашевского, как и многие его соратники, в том числе близкий друг М. Е. Салтыков-Щедрин, был арестован, в 1849—1859 отбывал ссылку. Проза в духе натуральной школы(см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА) («Повести и рассказы», 1860).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    ПЛЕЩ́́ЕЕВ Алексей Николаевич (1825—93), рус. писатель, критик; участник кружка М. В. Петрашевского. Учился в Школе юнкеров. Влияние Л. особенно ощутимо в творчестве П. 40-х гг. В духе социально-утопич. воззрений Ш. Фурье и Ф. Ламенне развивал тему лермонт. «Пророка» в стих. «Любовь певца» (1845), «Поэту» (1846), «Сон» (1846), «Вперед! без страха и сомненья...» (1846), ставших своего рода поэтич. манифестами петрашевцев. Гражданским настроениям П. близки и мотивы «Думы» Л., отразившиеся в стих. П. «Дума» (1844), «Еще один великий голос смолк» (1852). Прямое воздействие на П. оказала интимная лирика Л. [см. «Сосед» (1845), «На память» (1844), «При посылке рафаэлевой мадонны» (1853)]. Эпиграфы из Л. предпосланы ряду стихотв. и прозаич. сочинений П. В письме от 26 февр. 1883 И. Л. Леонтьеву П. цитирует стих. Л. «Я не хочу, чтоб свет узнал». Мотивы «Маскарада» присутствуют (в мелодраматич. варианте) в повести П. «Дружеские советы» (1849). В повестях «Пашинцев» (1859), «Две карьеры» (1859), «Призвание» (1860) П. вслед за М. Е. Салтыковым-Щедриным («Губернские очерки») сатирически изображает «провинциальное печоринство». Л. — любимый поэт героев повестей и рассказов П.: Буднева («Буднев», 1857), Поземцева («Призвание», 1859), Зверевой («Литературный вечер», 1861).Лит.: Майков В., Стихотворения А. Плещеева, в его кн.: Критич. опыты, СПБ, 1891, с. 129—35; Розанов И. (1), с. 250—52; Жданов В. В., Поэты кружка петрашевцев, в кн.: Поэты-петрашевцы, Л., 1957, с. 37—40; Федоров А., А. Н. Плещеев, в кн.: Плещеев А. Н., Стихотворения, Л., 1950, с. XIII—XV.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: