Большая Советская энциклопедия

    (Skinner)

    Беррес Фредерик (р. 20.3.1904, Саскуэханна, штат Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного Бихевиоризма. Профессор (с 1939) в университетах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Национальной АН США. Выступил против Необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения (См. Научение), согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. На этом основании С. выделил особую группу условных рефлексов — оперантных, считая её принципиально отличной от классических условных рефлексов, открытых И. П. Павловым. Развитие экспериментальной психологии показало ошибочность такого противопоставления.

    С. изучал оперантное поведение первоначально на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов (в частности, т. н. «скиннеровский ящик», в котором подопытное животное получало подкрепление только после того, как производило какую-либо операцию, например нажимало на рычаг). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения (См. Программированное обучение), в трактовке которого у С. сильны элементы механицизма.

    С. выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе идей оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных учёных в разных странах, в том числе в США.

    Соч.: The behavior of organisms, N. Y., [1938]; Walden two, N. Y., 1948; Science and human behavior, N. Y., [1953]; Verbal behavior, N. Y., [1957]; The technology of teaching, N. Y., [1968]; Contingencies of reinforcement, N. Y., [1969]; Beyond freedom and dignity, N. Y., 1971; Answers for my critics, в кн.: Wheeler Н. (ed.). Beyond the punitive society, S. F., 1973.

    Лит.: Леонтьев А. Н., Гальперин П. Я., Психологические проблемы программированного обучения, в сборнике: Новые исследования в педагогических науках, М., 1965; Тихомиров О. К., Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1971.

    М. Г. Ярошевский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик (1904 - 90), американский психолог, лидер современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию "оперантного", подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с утопическими проектами переустройства общества.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Научно-технический энциклопедический словарь

    СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик (1904-90), американский физиолог, развивший концепцию инструментального подкрепления УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ. Выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм обретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Выступил с утопическими проектами переустройства общества на основе своих идей об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику со стороны многих ученых мира. Развитие экспериментальной психологии показало ошибочность некоторых взглядов Скиннера. Его важнейшие работы: «Наука и поведение человека» (1953), «По ту сторону свободы и достоинства» (1971) и вызвавший большую полемику роман «Уолден II» (1948), посвященный теме социального кондиционирования.

  5. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  6. Психотерапевтическая энциклопедия

    Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904-1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон-колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в Гарвардском университете. С 1948 г. — профессор Гарвардского университета, член Национальной академии наук.

    С. выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. У И. П. Павлова, идеи которого оказали влияние на С., реакция возникает в ответ на стимул, т. е. условный или безусловный раздражитель; в «скиннеровском ящике» животное сначала производит реакцию, а лишь затем она подкрепляется.

    Начиная с 1930 г. С. изучал оперантное поведение животных и предложил ряд оригинальных приборов и методик. Называя вербальное поведение сугубо человеческим, т. е. имеющим специфические свойства, С. считал возможным распространить на человека методы, примененные в экспериментальном исследовании на животных, не подвергая их существенной модификации («Наука и поведение человека», 1953). Взгляды на природу процесса научения были перенесены затем с лабораторных условий и воплотились в концепции программированного обучения («Технология обучения», 1968), охватывающего усвоение речи, обучение в школе. Начиная с 50-х гг. методы оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику (поведенческая психотерапия).

    В дальнейшем С. разработал идеи управления поведением и создал технологию поведения, целью которой являлось разрешение социальных проблем и переустройство общества путем модификации поведения человека средствами внешнего контроля. Этому посвящена его книга «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), которая была подвергнута критике в разных странах, в том числе и в нашей. Данная концепция получила название социального бихевиоризма.

    В 70-е гг. вышли труды С., обобщающие прежние его идеи: «О бихевиоризме» (1974), «Автобиография: в 2-х т.» (1976).

    Ряд методов поведенческой психотерапии — позитивное подкрепление, угашение, некоторые аверсивные приемы — основаны на модели оперантного обусловливания.

  7. Источник: Психотерапевтическая энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    СКИННЕР

    (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3.1904, Саксуэханна, шт. Пенсильвания, США), амер. психолог, лидер совр. бихевиоризма. Выступил против нео-биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внеш. стимул вызывает реакции.

    С. изучал оперантное поведение первоначально на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов. Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у С. сильны элементы механицизма.

    С. выступал с утопич. проектами переустройства общества на основе идей оперантного бихевиоризма об управлении человеч. поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных учёных в разных странах, в том числе в США.

    The behavior of organisms, N.?., [1938]; Science and human behavior, N. Y., [1956]; Verbal behavior,?.?., [1957]; Waiden two, N. Y.,1963; Beyond freedom and dignity,?.?., 19728; About behaviorism, N. Y.,1974; Particulars of my life, N. Y.,1976; Reflexions on behaviorism and society, N. Y.,1978; The shaping of a behaviorist, N. Y., 1979.

    Тихомиров О. К., Структура мыслит, деятельности человека, М.,1969; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М.,1971; Выхристюк - Андреева И. С., Галинская И. Л., Уроки одной полемики (критич. анализ скиннеровской концепции человека), «ФН»,1982, № 1.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедия социологии

    Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (20.03.1904, Саксуэханна, штат Пенсильвания) - американский психолог, с 1974 г. профессор психологии Гарвардского университета, представитель бихевиоризма. Разработал оригинальную технику и методику изучения поведения животных и человека, внес значительный вклад в развитие теории и методики обучения, в том числе программированного, создал философию "науки человеческого поведения".

    Для социального бихевиоризма Скиннера, сформировавшегося под влиянием воззрений представителей ортодоксального неопозитивизма и отчасти утилитаризма, характерно отождествление механизмов коллективного поведения животных и людей, которое рассматривается как "оперантное", т. е. имеющее в качестве регулирующего фактора "психологическое подкрепление" (взаимовыгодное, справедливое отношение индивидов друг с другом в процессе общения). Идеями оперантного бихевиоризма Скиннер руководствуется как при анализе общества и его институтов, так и при построении идеальных моделей общественного устройства. По его мнению, в обществе не может быть независимого, "автономного человека", т. к. поведение индивидуума обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой коммуникадии и т. д.

    Это воздействие среды в большинстве случаев не носит систематического, скоординированного и целенаправленного характера и не всегда отвечает интересам индивидуума и об-ва в целом, однако освободиться от него практически невозможно. Единственной реальной ему альтернативой, по Скиннеру, является создание социальных форм общностей людей, основанных на идеях оперантного бихевиоризма. Все члены такого рода социальных общностей должны быть полностью интегрированы в "систему позитивного подкрепления через поведение", вследствие чего отпадает необходимость в каких-либо репрессивных институтах. Идеи Скиннера легли в основу необихевиоризма в социологии, были использованы представителями теории социального обмена.

    Соч.: 1) The behavior of organisms. N. Y., 1938. 2) Science and human behavior. N. Y., 1956. 3) Reflections on behaviorism and society. N. Y., 1978.

  11. Источник: Энциклопедия социологии