Большая Советская энциклопедия

    Чехов Михаил Александрович [16(28).8.1891, Петербург, ‒ 30.9.1955, Беверли-Хилс, Калифорния], русский актёр, режиссёр, педагог. Заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. В 1911 окончил Театральную школу А. С. Суворина в Петербурге; работал в театре Суворина (Федор ‒ «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого). В 1913 вступил в труппу МХТ, участвовал в работе 1-й Студии МХТ. Решающее влияние на Ч. оказали театральные и этические идеи К. С. Станиславского, Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова. Обострённое восприятие мира, эмоциональная заразительность, блестящий дар импровизации, виртуозное мастерство выдвинули Ч. в число крупнейших русских актёров. Среди его лучших работ: Фрезер («Потоп» Бергера), Мальволио («Двенадцатая ночь» Шекспира), Эрик XIV («Эрик XIV» Стриндберга), Гамлет («Гамлет» Шекспира), Аблеухов («Петербург» Белого), Хлестаков («Ревизор» Гоголя). В 1919‒22 Ч. руководил студией («Чеховская студия»). В 1924 стал во главе 1-й Студии МХТ, преобразованной в том же году во МХАТ 2-й. Однако разногласия внутри театра, а также противоречия в мировоззрении Ч. привели его в 1928 к уходу из МХАТа 2-го. В том же году Ч. уехал за границу. Чуждые театральная среда и язык пагубно отразились на творчестве Ч. (создал лишь два значительных сценических образа: Иоанн Грозный ‒ «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, Фома Опискин ‒ «Село Степанчиково» по Достоевскому). Попытки Ч. организовать репертуарные театры в Париже, Праге, Нью-Йорке кончались неудачей. Он руководил студиями в Литве, Латвии (1932‒34), Великобритании, группой «Экторс лаборатори» в Голливуде (1940-е гг.). Снимался в кино. Среди его учеников: английский актёр П. Роджерс, американские киноактёры Г. Пек, Ю. Бриннер и др.

    Автор книг «Путь актёра» (1928) и «О технике актёра» (1953).

    Лит.: Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957; Марков П. А., Первая студня МХТ (Сулержицкий ‒ Вахтангов ‒ Чехов), в его кн.: Правда театра, М., 1965; Громов В., Михаил Чехов, М., 1970; Моров А., Трагедия художника, М., 1971.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЧЕХОВ Михаил Александрович (1891-1955) - российский актер, режиссер, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С 1913 актер Московского Художественного Театра, 1-й Студии МХТ, позже МХАТ-2-го (в 1924-27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик ("Эрик XIV" А. Стриндберга), Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира), Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актерской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским, разработал "теорию имитации" ("подражая" сложившемуся в его фантазии образу, актер постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлекся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги "О технике актера" (1943-45).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Че́хов Михаил Александрович

    (1891—1955), актёр, режиссёр, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С 1913 актёр МХТ, 1-й Студии МХТ, позже — МХАТа 2-го (в 1924—27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик («Эрик XIV» А. Стриндберга), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актёрской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским, разработал «теорию имитации» («подражая» сложившемуся в его фантазии образу, актёр постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлёкся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги «О технике актёра» (1943—45).

    * * *

    ЧЕХОВ Михаил Александрович

    ЧЕ́ХОВ Михаил Александрович (1891—1955), российский актер, режиссер, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С 1913 актер Московского Художественного Театра, 1-й Студии МХТ, позже МХАТ-2-го (в 1924—27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик («Эрик XIV» А. Стриндберга), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актерской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским, разработал «теорию имитации» («подражая» сложившемуся в его фантазии образу, актер постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлекся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги «О технике актера» (1943—45).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ЧЕХОВ Михаил Александрович (28 августа 1891 — 30 сентября 1955), российский актер и режиссер, заслуженный артист Республики (1924), племянник А. П. Чехова.

    В 1910 году Михаил Чехов окончил театральную школу А. С. Суворина при театре ЛХО в Петербурге и был принят в этот театр, где проработал до 1912 года. Затем он стал работал в филиале МХТ. С 1913 года Чехов — актер Первой Студии МХТ. Тогда же он начал сниматься в кино. После революции он создал Чеховскую студию (1918—1921). После гастролей Первой студии МХТ за рубежом в 1922 году, Михаил Чехов возглавил эту студию, которая в 1924 году была преобразована во Второй МХАТ. Крупнейшими работами актера в тенатре считаются роли Эрика («Эрик IV» А. Стриндберга) и Гамлета («Гамлет» Шекспира). В 1928 году Чехов ушел из МХАТ, а затем уехал в Германию. В Берлине он работал у Макса Рейнгарда, в 1930—1931 годах пытался организовать свой театр в Париже. В 1932—1934 годах Чехов работал в Риге, оказал большое влияние на развитие театрального искусства в Прибалтике. Он вел занятия в Латышской театральной школе и курсы профессиональных актеров в Сигулде. С труппой, созданной из актеров МХАТа, оставшихся за границей Чехов ездил в 1935 году на гастроли в Америку. В 1935—1938 годах он работал в Великобритании, возглавлял театральную студию в Дартингтон-холле (поместье меценатов Элмхерстов). В 1938 году эта студия переехала в США, в 1939 году преобразовалась в театр Чехова, который существовал до 1942 года. С 1942 года работал в Голливуде, занимался с киноартистами актерским мастерством. Его учениками были Мерилин Монро и Грегори Пек. Михаил Чехов автор книг «Путь актера» (1928), «О технике актера» (1946). В 1986 году в Москве были опубликованы два тома его «Литературного наследия».

    1927 ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ЧЕХОВ Михаил Александрович
    ЧЕХОВ Михаил Александрович (1891-1955) - российский актер, режиссер, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С 1913 актер Московского Художественного Театра, 1-й Студии МХТ, позже МХАТ-2-го (в 1924-27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик ("Эрик XIV" А. Стриндберга), Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира), Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актерской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским, разработал "теорию имитации" ("подражая" сложившемуся в его фантазии образу, актер постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлекся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги "О технике актера" (1943-45).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: