Большая Советская энциклопедия

    («Кароли́нгское возрожде́ние», )

    «Каролингский ренессанс», культурный подъём в империи Карла Великого (См. Карл Великий) и королевствах династии Каролингов (См. Каролинги) в 8—9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. «К. в.» было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром «К. в.» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.

    В период «К. в.» вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (См. Семь свободных искусств) (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей «К. в.» занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.

    Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические «Королевские анналы»; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание («Фульдские анналы», «Сеи-Бертинские анналы» и др.). Выдающимся исторические произведения «К. в.» является «История лангобардов» Павла Диакона (См. Павел Диакон). Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо — так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.

    В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-«пфальцев» с дворцом и капеллой; укреплениях бурги»; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом). Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798—805, см. илл.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820—822), 3-нефная церковь с Вестверком, трансептом и башнями в Корвее (822—885, см. илл.), надвратная постройка в Лорше (около 774, см. илл.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800, и Осера, 841—858). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.). Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

    Лит.: Рамм Б. Я., «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, «Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. М. Н. Покровского», 1940, т. 5, ист. фак-т, В. 1; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, «Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. Герцена», 1948, т. 68; Köhler W., Die karolingischen Miniaturen, Bd 1—3, В., 1930—60; Otto W., Die karolingische Bilderwelt, Münch., 1957; Karl der Grosse. Werk und Wirkung, Aachen, 1969; Hubert 1. J., Porcher J., Volbach W. F., Carolingianart, L., 1970.

    Б. Я. Рамм, Ц. Г. Нессельштраус.

    Ахен. Дворцовая капелла. До 798—805. Строитель Одо из Меца.

    Надвратная капелла в Лорше (Гессен). Ок. 763—774.

    Одо из Меца. Дворцовая капелла в Ахене. До 798—805. Разрез.

    «Христос во славе». Слоновая кость. 10 в. Государственные музеи. Берлин-Далем.

    «Гребень св. Хериберта». Слоновая кость. Конец 9 в. Музей Шнютгена. Кёльн.

    «Ковчег Завета». Мозаика в апсиде оратория в Жерминьи-де-Пре. После 806.

    Деталь правой двери дворцовой капеллы в Ахене. Бронза. 9 в.

    «Евангелист Марк». Миниатюра в «Евангелии Эббо». Около 816—835. Городская библиотека. Эперне (Франция).

    Фрагмент алтарной преграды из церкви в Шенисе (Швейцария). Стукко. 8 в. Швейцарский национальный музей. Цюрих.

    «Страшный суд». Рисунок пером в «Утрехтской псалтыри». 9 в. Библиотека университета. Утрехт.

    Надвратная капелла монастыря в Лорше (Германия). Около 774.

    Ораторий в Жерминьи-де-Пре (Франция). Около 806.

    Статуя Святой веры. Дерево, золото, драгоценные камни. 10 в. Сокровищница монастыря в Конке (Франция).

    Рабан Мавр, которого ведёт Алкуин, преподносит архиепископу Майнца своё сочинение. Миниатюра «Фульдского кодекса». Австрийская национальная библиотека. Вена.

    Ораторий в Жерминьи-де-Пре (Франция). Около 806.

    Вестверк церкви в Корвее (ФРГ). 873—885. Внутренний вид.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" - культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр "Каролингского возрождения" - кружок при дворе Карла Великого, т. н. "Академия", которой руководил Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий, Эйнгард и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

    КАРОЛИ́НГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ, культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов(см. КАРОЛИНГИ) в 8—9 вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, т. н. «Академия», которой руководил Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий, Эйнгард.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    "Каролингский ренессанс", - известный культурный подъем во Франкском гос-ве в 8 - 1-й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич. лит-ры и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии иск-ва и архитектуры. Термин "К. в." введен бурж. историографией в 19 в. (франц. историк Ж. Ампер, нем. К. Бэр и др.), в 20 в. его широко применяют нем. историки Э. Патцельт, С. Зингер, Г. Науман, франц. историк П. Рише и др. Культурные преобразования были тесно связаны с большими воен.-политич., адм. и орг. задачами, к-рые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей терр. империи. Необходимо было подготовить служебно-адм. кадры (советников, дипломатия, агентов, сотрудников канцелярии) и образованное духовенство, способное осуществлять идеологич. воздействие католич. церкви на массы. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Клас. характер "К. в." подчеркивался в постановлениях Ахенского собора 789, Тионвильского съезда 805, Шалонского и Майнцского соборов 813 и др., где было сказано, что в школы нужно привлекать "сыновей свободных", т. е. феодалов, что целью обучения должно быть "знание своих законов" и т.п.

    Центром "К. в." был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, т. н. "Академия", к-рой руководил Алкуин, называвшийся Флакком (по имени рим. поэта Горация Флакка). В кружке участвовал сам Карл Великий ("Давид"), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт ("Гомер") и др.

    В период "К. в." вырос интерес к светским знаниям, "семи свободным искусствам" (septem artes liberales), изучавшимся по антич. традиции в 2 комплексах - тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Новое ср.-век. понимание этих наук (применительно к условиям феод.-церк. культуры) стремились дать Алкуин (автор ряда учебников по грамматике, риторике, астрономии, сохранявших свое значение в течение неск. столетий), аббат фульдского монастыря Рабан Мавр (784-856), ученик Алкуина Валафрид Страбон (808-49), поэт и автор произв. из различных областей знания (ботаники, с. х-ва и др.). Особое место среди деятелей позднего "К. в." занимают приближенные при дворе Каролингов выходцы из Ирландии Седулий Скотт (ум. после 858), знаток греч. языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, автор мн. богословских и филос. произв. (важнейшее - трактат "О разделении природы"). Эриугена - первый оригинальный философ средневековья; его идеи, проникнутые духом неоплатонич. пантеизма, вступали в противоречие с нек-рыми положениями христ. догмы. Среди др. философов-богословов "К. в." известны Павлиний Аквилейский, Дунгал, Иона Орлеанский, Агобард Лионский, Пасхазий Радберт, Ратрамн и др.

    Значит. развития в период "К. в." достигла историография. При дворе Карла Великого ок. 789 были переработаны в апологетич. духе "Королевские анналы" ("Лоршские"), получившие продолжение в погодных записях (до 829). Со 2-й трети 9 в. развивается местное летописание, особое значение получили "Фульдские анналы" (680-901), "Сен-Бертинские анналы" (741-882), "Хроника"Регинона Прюмского (доведенная до 906). Выдающимся ист. произв. "К. в." является "История лангобардов" Павла Диакона (до 744). Другим видом историографии были политич. трактаты, написанные видными деятелями этого времени - архиепископами Агобардом и Гинкмаром, аббатом Пасхазием Радбертом и др. Большую ценность представляет также переписка деятелей этой эпохи, особенно Карла Великого, Алкуина, Эйнгарда, Лупа Феррьерского, Гинкмара и др; "К. в." ознаменовалось появлением серии биографий королей (биография Карла Великого, написанная Эйнгардом, "О деяниях Карла Великого" сен-галленского монаха, биографии Людовика Благочестивого, написанные епископом Теганом (период 813-35), неизвестным "Астрономом" (период 778-840) и аквитанским поэтом-лириком Эрмольдом Черным (в стихах)), епископов и аббатов. По военной истории была написана история войн во Франкском государстве в 840-43 военачальником Нитгардом.

    В период "К. в." получила развитие лит-ра, формировались нар. языки (романские и германские), выработалось новое легко читаемое письмо "каролингский минускул". Среди грамматиков и филологов известны Петр Пизанский, Фридугиз, Луп Феррьерский, Хейрик и Ремигий Оксерские и др., среди поэтов - Валафрид Страбон, Теодульф Орлеанский, Эрмольд Черный, Гукбальд Сент-Аманский и др. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей, в к-рых сохранилось не только все созданное в период "К. в.", но и почти все, что было унаследовано ранним средневековьем от античности (осн. масса трудов антич. авторов дошла до нас в рукописях кон. 8-9 вв.). В архитектуре создавались композиц. основы романского стиля. Важнейшим архит. сооружением "К. в." из числа дошедших до нас является Ахенская дворцовая капелла, (ныне собор) (ок. 798-805), построенная арх. Одо из Меца. В период "К. в." получили большое развитие искусство миниатюры (школы Трира, Реймса и др.), монументальная живопись (фрески и мозаика), резьба по слоновой кости. Ко времени "К. в." относится возникновение обширного цикла легенд, народных сказаний, исторических песен, развившихся позже в знаменитые поэмы средневековья "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде".

    Распад империи Карла Великого при его преемниках, усилившаяся феод. раздробленность и быстрый рост натур. х-ва лишали "К. в." реальной почвы. Вместе с тем против культурных начинаний открыто выступали и нек-рые церк. деятели. Уже монастырская реформа Бенедикта Аньянского, закрепленная постановлением Ахенского собора 817, ликвидировала школы для светских людей и запретила обучение светским наукам в монастырских школах. Со 2-й пол. 9 в. наступает глубокий упадок культуры.

    Значение "К. в." заключается в том, что оно сохранило и переработало элементы культуры, переданные 4-5 вв., и способствовало проникновению этой культуры через школу в относительно более широкие круги населения. Культура "К. в." в значит. степени искусственная, подражательная, насаждавшаяся сверху, оплодотворилась в известной мере живыми творч. традициями, поддерживавшимися в народе, что способствовало дальнейшему развитию многих ее элементов.

    Лит.: Фортунатов А. A., Алкуин как деятель Каролингского Возрождения, Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та, т. 3, вып. 1, 1941; его ж е, Алкуин и его ученики, там же, т. 8, кафедра истории ср. веков, вып. 1, 1948; Рамм Б. Я., "Каролингское возрождение" и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. М. Н. Покровского, т. 5, ист. ф-т, вып. 1, 1940; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, Уч. зап. Ленингр. гос. педагогич. ин-та им. Герцена, т. 68, 1948; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters, Bd 1, Münch., 1911; Laistner M. L. W., Thought and letters in Western Europe a. d. 500 to 900, (new. ed.), L., 1957; Hinês R., Carolingian art, L., 1935; Riché P., Éducation et culture dans l'Occident barbare. VI-VIII siècles, P., 1962.

    Б. Я. Рамм. Ленинград.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: