Большая Советская энциклопедия

    Афины Древние, город-государство (полис) в Аттике, игравший, наряду со Спартой, ведущую роль в истории Др. Греции (см. Греция Древняя). Археологическое изучение А. началось в 30-х гг. 19 в., однако раскопки приобрели систематический характер лишь с образованием в Афинах в 70‒80-е гг. французского, немецкого и английского археологических институтов. Сохранившиеся литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основной литературный источник по истории А. периода формирования государства ‒ «Афинская полития» Аристотеля (4 в. до н. э.). По афинской традиции, полис возник в результате т. н. синойкизма ‒ объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг афинского акрополя (где ещё в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» 16 ‒ 13 вв. до н. э.). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает царю Тесею (по традиции, около 13 в. до н. э.; в действительности процесс синойкизма протекал в течение нескольких столетий с начала 1-го тыс. до н. э.). Тесею же приписывается введение древнейшего устройства афинской общины, разделение её населения на евпатридов, геоморов и демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии (евпатридов) сосредоточивались крупные земельные участки, в зависимость от неё попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, получившего уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в А. существовал промежуточный слой ‒ т. н. метеки (лично свободные, но лишённые политических и некоторых экономических прав люди). Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись А. девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом ‒ советом старейшин, который пополнялся отбывшими срок полномочий архонтами. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине 7 в. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку овладеть властью. Около 621 при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, что несколько ограничило произвол судей-аристократов. В 594‒593 под давлением демоса Солоном были проведены реформы, существенно изменившие весь строй социально-политической жизни А. (уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы тяготевшие над мелкими земледельцами поземельные долги, установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; был учрежден новый государственный орган ‒ Совет четырёхсот, осуществлен ряд мер, поощрявших ремесло и торговлю). Солону приписывается также разделение всех граждан по имущественному цензу на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не добившиеся передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

    Около 560 в А. произошёл политический переворот: установилась тирания Писистрата, проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нём А. добились больших внешнеполитических успехов: распространили своё влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на обоих берегах Геллеспонта. А. разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. Был сооружен водопровод. При Писистрате и его сыновьях приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата (527) власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но, как и во всей Греции, тирания в А. оказалась кратковременной. Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий свергнут (510). Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 восстание демоса, возглавленное Клисфеном. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Были созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена были уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

    В греко-персидских войнах (500 ‒ 449 до н.э.) А. принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами у Марафона (490), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Сражение у Саламина (480), явившееся переломным моментом в ходе войны, произошло по инициативе афинян и прежде всего благодаря им и их стратегу Фемистоклу завершилось полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль А. в сражениях 479 у Платей и мыса Микале. В последующие годы А., возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратившийся в афинскую морскую державу ‒ Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки. В это время А. вступили в период наибольшего подъёма. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархической (возглавленной Аристидом, затем Кимоном) и демократической (возглавленной Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в А. утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии, достигшей наивысшего расцвета при Перикле (стратег 444/443 ‒ 429). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы ему подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также т. н. теорикон ‒ выдача денег гражданам на посещение театра. Возросшие расходы на всё это покрывались за счёт налога ‒ фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города.

    На 2-ю половину 5 в. приходится период наибольшего культурного расцвета А. (т. н. золотой век Перикла). В А. жили и творили крупные учёные, художники и поэты; историк Геродот, философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей ‒ аттичный диалект ‒ получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов. В А. велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей был перестроен и соединён т. н. длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное целое, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Акрополя ‒ шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447‒438 арх. Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и др. произведения афинского изобразительного искусства 5 в. служили образцами для многих поколений художников последующих веков. Но "золотой век" длился сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, что порождало постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением А. к расширению сферы своего политического и экономического господства, приведшим к столкновениям с другими группировкой греческих полисов, в которых преооладали олигархические порядки, ‒ Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счёте противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431‒404 до н. э.). Потерпев поражение, А. уже навсегда утратили своё ведущее место в Греции. В 1-й половине 4 в. А. временами удавалось улучшать своё положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395 ‒ 387 до н. э. А., в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой флот и восстановить укрепления вокруг города (срытые по условиям капитуляции 404). В 378/377 возродился, правда в суженном виде, Афинский союз, просуществовавший недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном, А., как и другие греческие полисы, должны были подчиниться македонской гегемонии.

    В эллинистическое время, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение А. неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда А. удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в А. вводились македонские гарнизоны. В 146, разделив участь всей Греции, А. подпали под власть Рима; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 А. примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором. В 86 войско Корнелия Суллы взяло А. штурмом и разграбило город. Из уважения к прошлому Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э., после образования римской провинции Ахайя, А. вошли в её состав. С 3 в. н.э., когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, А. пришли в упадок.

    Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, гл. 5, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Бузескул В. П., Афинская полития Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1895; Жебелев С. А., Из истории Афин (229‒31 года до Р. Хр.), СПБ. 1898; Колобова К. М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; Зельин К. К., Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964; Доватур А., Политика и политии Аристотеля, М.‒Л., 1965; Wilamоwitz-Moellendorff U. von, Aristoteles und Athen, Bd 1‒2, В., 1893; De Sanctis G., Storia della Republica atheniense, 2 ed., Torino, 1912; Ferguson W. S., Hellenistic Athens, L., 1911; Day J., An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.

    Д. П. Каллистов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АФИНЫ Древние - город-государство (полис) в Аттике, игравший ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни Др. Греции; классический образец рабовладельческой демократии, достигшей расцвета при Перикле (2-я пол. 5 в. до н. э.).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Афи́ны Древние

    город-государство (полис) в Аттике, игравший ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни Древней Греции; классический образец античной демократии, достигшей расцвета при Перикле (2-я половина V в. до н. э.).

    * * *

    АФИНЫ Древние

    АФИ́НЫ Древние, город-государство (полис) в Аттике, игравший ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни Др. Греции; классический образец рабовладельческой демократии, достигшей расцвета при Перикле (2-я пол. 5 в. до н. э.).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    город-государство (полис) Др. Греции, игравший ведущую роль в ее истории и культуре. А. расположены в юж. части Аттики. Археологич. изучение этого р-на началось еще в 30-х гг. 19 в., однако раскопки приобрели систематич. характер лишь с образованием в Афинах в 70-80-е гг. франц., нем. и англ. археол. институтов (раскопаны: в 1876 святилище Асклепия, в 1862-95 театр Диониса и др.). В 30-50-е гг. 20 в. амер. археол. школой раскопана Агора, где найдено более 7 тыс. надписей.

    Архаические А. (2-е тыс. - 6 в. до н. э.). Археологич. исследованиями установлено, что Аттика была обитаема со времен неолита (древнейшее из раскопанных погребений датировано 3-м тыс. до н. э.). В микенскую эпоху на Акрополе существовало укрепленное поселение и "дворец" микенского типа, восходящий к 16-13 вв. до н. э. Погребения того же времени были обнаружены на склонах Акрополя и на прилегающей к нему местности; т. о., А. были одним из центров микенской культуры. В 12 в., в прямой связи с угрозой дорийского вторжения, оборонит. сооружения Акрополя были расширены (сохранились остатки стен и древнейшей системы водоснабжения). В послемикенское время в Аттике существовало несколько обособленных родовых общин. Воспоминания об объединении их вокруг А. сохранились гл. обр. в легендах, приписывающих проведение т. н. синойкизма царю Тесею. Ему же приписывалось древнейшее устройство афин. общины, разделение ее населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. В действительности процесс объединения Аттики вокруг Афин (первоначально им, по-видимому, принадлежала только область Педиэи) растянулся на несколько столетий. Осн. лит. источником по дальнейшей истории А. служит долгое время считавшаяся утраченной "Афинская полития" Аристотеля (была найдена в 1890 и впервые опубл. в 1891 Кенионом). Судя по "Афинской политии" и примыкающим к ней свидетельствам др. антич. авторов, в А. с раннего времени получает развитие процесс нарастания социального и имущественного неравенства, сосредоточения земли в руках родовой аристократии, в зависимость от которой попала б. ч. свободного населения. Аристотель упоминает о "шестидольниках", очевидно, обрабатывавших поля богачей на условиях выплаты им 5/6 урожая. Несостоят. должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, получившего уже значит. развитие. Наряду с рабами и свободными в А. существовал промежуточный слой - т. н. метеки, лично свободные, но лишенные политич. и нек-рых экономич. прав люди. Свободное население - демос - продолжало сохранять старые деления на 4 родовые филы, фратрии и роды, по царская власть уже прекратила свое существование, и А. управлялись девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - древним советом старейшин, к-рый теперь стал пополняться отбывшими срок полномочий архонтами. Последующая история А. характеризуется углублением социально- экономич. противоречий и обострением борьбы между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, отмены долгов и долговой кабалы. В сер. 7 в. до н. э. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку овладеть властью. В 621 при архонте Драконте были впервые записаны законодат. обычаи, что несколько ограничило произвол судей-аристократов. В 594 под сильным давлением демоса в А. были проведены реформы Солона: уничтожена долговая кабала и впредь запрещена продажа свободных афинян за долги в рабство, аннулированы тяготевшие над крестьянством поземельные долги, установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; был учрежден новый орган - Совет 400, осуществлен ряд мер, поощрявших ремесло и торговлю. Солону приписывается также деление всех граждан по их имуществ. положению на 4 имуществ. разряда, принадлежность к к-рым стала теперь определять их права и обязанности перед гос-вом. Эти реформы существенно видоизменили весь строй социально-политич. жизни А. Однако наиболее состоят. слои демоса, получившие доступ к власти, должны были делиться ею с землевладельч. аристократией. Крестьяне не добились передела земли. При таких условиях после реформ Солона социально-политич. борьба в А. возобновилась. Ок. 560 в А. произошел политич. переворот. Установилась тирания Писистрата, поддержанного крестьянами и опиравшегося на наемное войско и союзников. Острие его диктатуры было направлено против родовой аристократии. Писистрат организовал для крестьян дешевый сельскохозяйственный кредит, по-видимому, раздавал им конфискованные у своих политических противников земли, ввел разъездные суды, крест. культ Диониса превратил в общегосударственный. При Писистрате А. добились также больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд о-вов Эгейского м. укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитию торговли на Черном м. и росту товарного произ-ва в самих А. Город разросся, украсился новыми зданиями и статуями. Был сооружен водопровод. Писистрат и его сыновья приглашали к своему двору лучших поэтов. Были записаны поэмы Гомера. Все это требовало значит. средств, в поисках к-рых Писистрат ввел налоговое обложение, ухудшившее положение крестьянства. После смерти Писистрата (527) власть перешла к его сыновьям - Гиппию и Гиппарху, но надолго они ее удержать не смогли. Как и всюду в Греции, тирания в А. оказалась кратковременной. Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий свергнут (510). Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 возглавленное Клисфеном восстание демоса. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние родовые деления на 4 филы заменены новыми, построенными по терр. принципу (10 клисфеновских терр. фил подразделялись каждая на 3 расположенные в разных частях Аттики триттии, которые в свою очередь подразделялись на мелкие самоуправляющиеся округа - демы) (см. карту при ст. Аттика). Были созданы новые органы управления в виде Совета 500 и коллегии 10 стратегов. Для защиты нового порядка от покушений врагов был введен остракизм. Ф. Энгельс ("Происхождение семьи, частной собственности и государства") и вслед за ним историки, стоящие на позициях марксистско-ленинской методологии, видят в раннем периоде истории А. типичный пример образования гос-ва непосредственно из родового общества. Реформы Клисфена уничтожили последние пережитки родового строя, тормозившие развитие производит. сил афин. общества, завершили процесс становления клас. строя и гос-ва как аппарата господства класса рабовладельцев.

    Иначе трактуется этот период в трудах бурж. ученых. При всем разнообразии взглядов, высказанных ими по отдельным частным вопросам (в связи с различной интерпретацией источников), для бурж. историографии по истории А. в целом характерны нек-рые общие черты: непонимание или прямое отрицание закономерности в развитии ист. процесса; недооценка, а порой и открытое игнорирование специфич. особенностей антич. эпохи как эпохи рабовладельческой; тенденции преуменьшать значение социальной борьбы и клас. антагонизма; склонность к модернизированию обществ. отношений, существовавших в древности (часто оно тенденциозно и обусловлено стремлением доказать или опровергнуть на материале истории древних А. отдельные положения, никакого отношения к ним не имеющие и связанные с животрепещущими проблемами наст. времени); преувеличенные представления о роли и удельном весе отдельных ист. деятелей. (См. ВДИ: 1947, No 1, с. 104 и сл.; 1949, No 2, с. 114 и сл.; 1950, No 2, с. 195 и сл.; 1951, No 1, с. 200 и сл.; 1953, No 1, с. 137 и сл.; No 2, с. 136 и сл.; No 3, с. 137 и сл. и с. 147 и сл.; No 4, с. 90 и сл. и с. 94 и сл.; 1954, No 1, с. 86 и сл.; 1956, No 1, с. 75 и сл.; 1957, No 4, с. 154 и сл.; 1959, No 1, с. 141 и No 3, с. 181 и сл.). Отмеченные особенности в большей или меньшей степени присущи и работам наиболее крупных специалистов по истории А., зачастую построенным на тонком анализе источников, насыщенным богатым, часто новым фактич. материалом. К числу таких работ относится, напр., фундаментальная монография Поля Клоше (P. Cloché, La démocratie athenienne, 1951), охватывающая историю А. с 6 по 4 вв. до н. э., и монография Хинетта (С. Hignett, A history of the Athenian constitution to the end of the fifth century B. С., 1952), поставившего своей целью исследовать гос. строй А. в его ист. развитии. В обоих случаях в поле зрения авторов этих ценных по содержащемуся в них материалу работ находятся только изменения политич. форм без выяснения социально-экономич. причин этих изменений. Факторы, влияющие на ход этого процесса, сводятся ими к личностям законодателей или более или менее случайным стечениям обстоятельств. То же можно сказать о посвященных А. разделах "Истории Греции" Бенгтсона (Н. Bengtson, Griechische Geschichte von den Anfängen bis in die Römische Kaiserzeit, 1950), в к-рых изменения в гос. строе А. рассматриваются вне связи с социальной борьбой, политич. же деятели различных направлений характеризуются не как представители определенных социальных групп, а лишь как носители тех или иных политич. идей.

    Роль труда рабов в обществ. произ-ве, клас. противоречия и антагонизм затушевываются и отодвигаются на задний план даже в работах, специально посвященных экономич. и производств. жизни древнего общества: в работе Мичелла (Н. Michell, The economics of ancient Greece, 1940), в к-рой содержится сводка материала по различным видам хоз. деятельности древних афинян; исследованиях Файна и Финли о зем. отношениях и кредите в Аттике (J. V. A. Fine, Horoi. Studies in mortgage, real security and land tenure in ancient Athens, "Hesperia", Suppl. IX, 1951; M. J. Finley, Studies in land and credit in ancient Athens. 500-200 В. С. The Horos - Inscriptons, 1952), в капитальном труде Лауффера, поставившего своей задачей изучение труда рабов в принадлежащих А. Лаврийских рудниках. Ценность последнего исследования (гл. обр. основанного на эпиграфич. источниках) умаляется постоянным стремлением автора смягчить картину ужасающей эксплуатации труда рабов-горнорабочих (S. Lauffer, Die Bergwerkssklaven von Laureion, in: "Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes-u. Soz. Klasse", J. 1955, No 12, S. 1103-1217; J. 1956, No 11, S. 885-1018).

    А. в период расцвета рабовладельческого способа производства (5 в. - последняя треть 4 в. до н. э.). В период греко-персидских войн (500-449) А. с самого начала и до конца принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами у Марафона (490), одни из первых вступили в оборонит. союз греч. гос-в. Сражение у Саламина (480), явившееся переломным моментом в ходе всей войны, произошло по инициативе афинян и прежде всего благодаря им и их стратегу Фемистоклу завершилось полным разгромом флота персов. Не менее значительна была роль А. в сражениях 479 у Платей и мыса Микале. В последующие годы А., возглавившие Делосский союз, вскоре фактически превратившийся в афин. мор. державу (см. Архе Афинская), уже целиком берут руководство воен. действиями в свои руки. В это время А. вступили в период своего наивысшего расцвета. Пирей становится местом скрещения торг. путей всего древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархич. (возглавленной Аристидом, затем Кимоном) и демократич. (возглавленной Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками, в А. утверждается наиболее прогрессивный для того времени гос. строй антич. рабовладельч. демократии. Верховная власть переходит к нар. собранию, все остальные органы ему подчиняются, судопроизводство осуществляется в форме состязаний сторон в суде присяжных, избираемых из граждан по жребию. За отправление государственных обязанностей по избранию устанавливается вознаграждение из государственной казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными слоями граждан. Был установлен также так называемый теорикон - выдача денег гражданам на посещение театра, который занимал очень видное место в обществ. жизни афинян. Возросшие расходы на все эти мероприятия покрывались за счет налогов - фороса, регулярно выплачиваемого подчиненными А. союзными городами.

    В совр. историографии установившийся в А. гос. строй получил весьма различные оценки. Реакционно настроенные бурж. историки издавна не скрывали своего отрицат. к нему отношения. Еще В. P. Бузескул в своей монографии "Перикл" (изд. в 1889) отстаивал в полемике с наиболее реакц. направлением бурж. историков (школа Дункера) историч. прогрессивность афин. демократии. Для совр., особенно амер., историографии очень характерны унаследованные от Э. Мейера, Р. Пельмана, Ю. Белоха модернизаторские приемы изображения Афин 5 в. до н. э. в категориях и терминах капиталистич. эпохи. Амер. историк У. Прентис (W. Prentice, The ancient greeks, 1941), напр., пишет о "промышленном" развитии А., указывая что в конечном счете оно привело А. не только к капитализму, но и к господству наиболее "безответственных" граждан, к-рых он сравнивает с совр. пролетариатом. Подобного же рода взгляды высказывались и целым рядом других бурж. историков (см. ВДИ: 1949, No 2, с. 114 и сл. и 1959, No 1, с. 141 и сл.), в частности и неамериканских: напр., автором большого, вышедшего в Италии труда по истории Греции Джанелли (G. Gianelli, Trattato di storia greca, 1951). Одновременно существует и др. направление, представители к-рого (Мерш, Крамер, Зиммерн; об их работах см. ВДИ, 1949, No 2, с. 119 и сл.), оперируя теми же модернизаторскими приемами, всячески идеализируют гос. строй А., изображая совр. им капиталистич. гос-во США прямым наследником и продолжателем традиций антич. демократии. Само собой разумеется, что работы подобного типа следует скорее отнести не к науке, а к наукообразной тенденциозной публицистике. Однако непонимание рабовладельч. сущности сложившегося в А. социально-экономич. строя характеризует работы и более серьезных бурж. ученых, как, напр., Леона Омо - автора талантливо написанной монографии о Перикле (L. Homo, Périclès, 1954). Работа построена на солидном источниковедч. основании, но автор ее очень далек от понимания социально-экономич. обусловленности излагаемых им событий. Личность Перикла заслоняет у него ист. действительность.

    Т. н. "золотой век Перикла" был временем и наибольшего культурного расцвета А. В А. жили и творили наиболее крупные греч. ученые и художники - Геродот, Анаксагор, Фидий и др. В театре ставились произв. великих афин. поэтов - Эсхила, Софокла и Еврипида; непревзойденные в антич. эпоху комедии Аристофана. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех др. греч. городов. Язык афин. писателей - аттич. диалект - получает повсеместное распространение, становится лит. языком всех эллинов. С исключит. размахом ведется в это время строительство. Пирей перестраивается по плану знаменитого арх. Гипподама и соединяется т. н."длинными стенами" с гор. укреплениями в единое оборонит. целое. Шедевром мировой архитектуры явился ансамбль Акрополя. Фризы и метопы Парфенона, статуи работы Фидия, как и др. произведения афин. изобразит. иск-ва, стали служить образцами для мн. поколений художников последующих веков. Но "золотой век" длился сравнительно недолго. Граждане А., пользовавшиеся всеми политич. правами и благами свободы, представляли собой привилегированное меньшинство. Ни женщины, ни метеки, к числу к-рых причислялись все люди не чисто афин. происхождения, гражд. правами в А. не пользовались, не говоря уже о рабах, вообще лишенных каких бы то ни было прав. Между тем благополучие граждан А. базировалось не только на эксплуатации рабов, труд к-рых постепенно вытеснял труд свободных земледельцев и ремесленников, способствуя их разорению, но и на эксплуатации населения союзных городов, что порождало постоянные конфликты внутри афин. державы. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением А. к расширению сферы своего политич. и экономич. господства, приводившим к столкновениям с др. группировкой греч. полисов, в к-рых преобладали олигархич. порядки, - Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия, разделявшие оба эти лагеря, привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне 431-404. Потерпев поражение, А. уже навсегда утратили свое ведущее место в Греции. Все же в 1-й пол. 4 в. А. временами удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395-387 A., в значит. мере на перс. субсидии, удалось возродить свой флот и укрепления вокруг города (срытые по условиям капитуляции 404). В 377 был возрожден, правда в суженном виде, афин. союз, просуществовавший, впрочем, недолго. После поражения в 338 в битве при Херонее антимакедонской коалиции, в состав к-рой входили и А., они, как и др. греч. полисы, должны были подчиниться македонской гегемонии.

    Эллинистические А. (последняя треть 4 в. - сер. 2 в. до н. э.) и А. под властью Рима. В эллинистич. время, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистич. государствами (в столкновениях друг с другом нередко искавшими поддержки в греч. городах и ориентировавшимися то на олигархич., то на демократич. группировки граждан), положение А. неоднократно изменялось. Были кратковрем. периоды когда А. удавалось добиваться относит. независимости, в др. случаях в город вводились макед. гарнизоны. В ходе завоевания Балканского п-ова римляне после поражения (197) макед. царя Филиппа V при Киноскефалах торжественно декларировали на Истмийских играх в 196 "свободу" всем греч. полисам. А. пользовались фиктивной "свободой" и поддерживали хорошие отношения с Римом вплоть до 88, 2 в. и нач. 1 в. характеризуются ухудшением экономич. состояния Аттики, расстройством афин. финансов, ростом политич. зависимости от Рима. Кроме этого, в кон. 2 в. Аттика была потрясена двумя восстаниями рабов (первое в 134-133, второе в 104-103). Особенно серьезным было второе, подавляющее число участников к-рого являлось рабами Лаврийских рудников. Борьба между антирим. и прорим. группировками внутри Афин закончилась в 88 победой антиримски настроенной радикальной демократии, возглавленной Аристионом, и А. примкнули к движению, поднятому против Рима понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Вскоре после этого А. были осаждены войсками рим. полководца Корнелия Суллы. Осада, во время к-рой римляне вырубили знаменитые рощи Академии и Ликея, длилась всю зиму 87-86. 1 марта 86 А. были взяты штурмом, был разграблен Акрополь, в Пирее уничтожены великолепные здания и портовые постройки (найденные в Пирее в июле 1959 восемь замечат. антич. скульптур были, видимо, спрятаны афинянами от этого разгрома, см. ВДИ, 1960, No 3, с. 228-32). Из уважения к великому прошлому Сулла, однако, оставил городу "свободу", но утвердил в нем прорим. олигархич. пр-во. Эта "свобода" сохранилась за А. и после превращения в 27 до н. э. Греции в рим. провинцию Ахайю. Они продолжали пользоваться самоуправлением, формально не были подчинены рим. наместнику и не платили в рим. казну налогов. В последний век республики и первые века империи за А. продолжала сохраняться репутация центра науки и культуры, где обычно богатые римляне завершали свое образование. Нек-рые рим. императоры, особенно Адриан, оказывали А. особое покровительство, возводили в них здания и храмы, напр. храм Зевса и Геры, библиотеку, гимнасий. При Адриане и Марке Аврелии в А. существовали содержавшиеся на средства рим. пр-ва школы риторики и философии. С 3 в. н. э., когда Балканская Греция начинает подвергаться вторжениям варваров, А. приходят в полный упадок. С образованием Визант. империи многие памятники афин. иск-ва были перевезены в Константинополь. В 529 по приказу имп. Юстиниана в А. были закрыты последние школы. Так закончилась культурная история античных А.

    Источн.: Аристотель, Афинская полития (лучшее критич. изд. J. Е. Sandys, L., 1,912; рус. пер. С. И. Радцига, 1936 и 1938) и примыкающие к ней тексты Геродота, Фукидида, Ксенофонта (Греч. история), Диодора; Плутарх - биографии Солона, Аристида, Фемистокла, Кимона, Перикла, Никия, Алкивиада (рус. пер. - Плутарх, Избр. биографии, Л., 1941); Аттич. ораторы - Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхин, Ликург; Павсаний, Описание Эллады (в части, посвящ. A.); Inscriptiones Atticae, t. 1, 2-3, изд. 1913-24; Nachmannson E., Historische attische Inschriften, 2 Aufl., В., 1931.

    Лит. (кроме указ. в тексте): Классики марксизма-ленинизма об античности, М., 1955; Бузескул В. П., "Афинская Полития" Аристотеля как источник для истории гос. строя Афин до конца V в. до н. э., X., 1895; Жебелев С. A., Из истории Афин (229-31 года до Р. Хр.), СПБ, 1898; Wllamowitz-Moellendorff U. v., Aristoteles und Athen, Bd 1-2, В., 1893; De Sanctis g., Storia della Republica Atheniese, 2 ed., Torino, 1912; Woodhouse W. I., Solon the liberator. Study of the agrarian problem in Attica in the seventh century, L., 1938; Masaràcchia A., Solone, Firenze, 1958; Oliva P., Raná recká tyrannis, Praha, 1954 (есть резюме на рус. яз.); Ferguson W. S., Hellenistic Athens, L., 1911; Day J., An economic history of Athens under roman domination, N. Y., 1942. Научн. учреждения, изучающие историю А., см. в ст. Античность.

    Периодич. изд., где освещается история Афин: "Вестник Древней Истории", "American Journal of Arhaeology", "Antiquity", "Hesperia".

    Д. П. Каллистов. Ленинград.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: