Словарь Брокгауза и Ефрона

    (point d'orgue). — Звук большой длительности, в продолжение которого применяются разные гармонии, назыв. выдерживаемым тоном. Он применяется в нижнем, среднем или верхнем голосах. В нижнем, будучи доминантой или тоникой тональности, он называется О. пунктом или педалью и считается высшей степенью каденции. Выбор аккордов над О. пунктом находится в связи с составом распространенной каденции (см.). Кроме этих аккордов применяются и другие, входящие в состав тональности О. пункта. Над ним можно модулировать; преимущественно модулируют в те тональности, который находятся в ближайшем сродстве с тональностью О. пункта. Цель О. пункта заключается в приготовлении к известной тональности или укреплении в ней. О. пункт на доминанте служит для приготовления тональности. В музыкальном сочинении он ставится там, где, после отдаленных модуляций, требуется возвращение к тональности О. пункта. Преимущественно в конце пьесы ставится О. пункт на тонике, для закрепления в тональности О. пункта. Соединение О. пункта на тонике и доминанте называется двойным О. пунктом или двойной педалью, причем тоника ставится ниже доминанты. О. пункт получил свое название от органа, на педали которого (см. Орган) впервые стали применять О. пункты.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    педаль, долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого верхние голоса движутся свободно, часто уходя в далекие тональности. Гармоническая согласованность О. п. и остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или незадолго до этого. Название «О. п.» связано с широким применением его в органной музыке. О. п ведет свое происхождение от народной инструментальной музыки. Вносит в музыку большее или меньшее напряжение и объединяет разнородные элементы развития верхних голосов. Наиболее распространены О. п. на звуке тоники (I ступень) и доминанты (V ступень). О. п одновременно на звуках тоники и доминанты характерен для нар. музыки различных народов («волыночные» басы). Встречаются О. п. в среднем и верхнем голосе, а также О. п. из многократно повторяемого звука или короткой мелодической фразы.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ОРГАННЫЙ ПУНКТ - в музыке - долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого свободно движутся остальные голоса. Общее название выдержанных звуков в любом голосе - педаль.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    орга́нный пункт

    (муз.), долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого свободно движутся остальные голоса. Общее название выдержанных звуков в любом голосе — педаль.

    * * *

    ОРГАННЫЙ ПУНКТ

    ОРГА́ННЫЙ ПУНКТ, в музыке — долго выдерживаемый звук в басу, на фоне которого свободно движутся остальные голоса. Общее название выдержанных звуков в любом голосе — педаль.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    педаль (нем. Orgelpunkt, франц. pйdale infйrieure, итал. pйdale d'armonia, англ. pedal point),- выдержанный звук в басу, на фоне которого другие голоса движутся свободно, иногда вступая в функциональное противоречие с басом (вплоть до ухода в далёкие тональности); гармонич. согласованность О. п. и остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или незадолго до этого. Выразительность О. п. связана с гармонич. напряжением, определяющимся функциональным несовпадением выдерживаемого звука и др. голосов. О. п. обогащает звучание гармонич. вертикали, приводя к полифункциональности.

    Наиболее часто употребляются О. п. на звуке тоники (I ступень лада) и доминанты (V ступень). О. п. представляет собой усиление соответствующей ладовой функции, распространение её не на один аккорд, а на обширное гармонич. построение. Тем самым он имеет объединяющее значение, скрепляя разнородные элементы развития верхних голосов. О. п. на тонике вносит в музыку ощущение устойчивости, порой и статичности; он находит наибольшее применение в заключит., а также начальных разделах муз. произведений (напр., заключит. раздел в сцене смерти Бориса из оперы "Борис Годунов", начало 1-го хора в "Страстях по Матфею" И. С. Баха). О. п. на доминанте соединяет в себе функционально неустойчивую басовую опору с неустойчивыми же, далёкими от тоники созвучиями в верхних голосах, к-рые оказываются подчинёнными доминантовой функции баса. Он придаёт музыке характер напряжённого ожидания. Наиболее типично применение его перед репризой (особенно в сонатном allegro - напр., I ч. 8-й сонаты c-moll для фп. Бетховена), также перед кодой; встречается и во вступлениях.

    О. п. возможен не только в басу, но и в др. голосах (обычно наз. выдержанным звуком) - в верхнем (франц. pйdale supйrieure, итал. pйdale, англ. inverted pedal, напр., III ч. 3-го квартета Чайковского) и среднем (франц. pйdale intйrieure или mйdiaire, итал. pйdale, англ. internal pedal, напр., пьеса "Виселица" из фп. цикла "Ночной Гаспар" Равеля). Известны образцы двойного О. п.- одноврем. на звуках тоники и доминанты. Подобный О. п., в к-ром господствует тонич. функция, характерен для муз. фольклора разных народов ("волыночные квинты"), применяется он и в проф. музыке, особенно при имитировании нар. музицирования (напр., V ч. 6-й симфонии Бетховена); двойной доминантовый О. п.- на звуках доминанты (нижний) и тоники (в переходе к финалу 5-й симфонии Бетховена). Изредка встречаются О. п. на др. ступенях (напр., на III ступени минора - в трио из II ч. 6-й симфонии Чайковского; выдержанный звук IV ступени - в фп. "Серенаде" Рахманинова). Эффект О. п. сохраняется и в тех случаях, когда образующий его звук не тянется, а повторяется (напр., IV картина из оперы "Садко" Римского-Корсакова) или когда повторяются краткие мелодич. фигуры (см. Остинато).

    Как художеств. явление О. п. коренится в нар. музыке (сопровождение пения игрой на волынке и подобных инструментах. Происхождение термина "О. п." связано с практикой раннего многоголосия, органума. Гвидо д'Ареццо (11 в.) описал в "Micrologus de disciplina artis musicae" (1025-26) двухголосный "парящий" органум с косвенным движением голосов ("Organum suspensum"):

    Франко Кёльнский (13 в.), говоря (в трактате "Ars cantus mensurabilis") об органуме, применяет и сам термин "О. п." - "organicus punctus". Под "пунктом" здесь подразумевается раздел органума, где выдержанному звуку кантуса контрапунктирует мелодич. рисунок верхнего голоса ("пунктом" наз. и сам такой звук). В дальнейшем под О. п. стали понимать долгий педальный звук органа, широко используемый в органной музыке в соответствии с технич. возможностями инструмента (франц. термин point d'orgue во франц. музыковедч. литературе означает или импровизац. каденцию солиста, или, чаще, фермату). В полифонич. формах средневековья и Возрождения явления О. п. часто вызваны техникой cantus firmus (у Г. де Машо, Жоскена Депре и др.), звукам к-рого придавалась большая продолжительность.

    В 17-19 вв. О. п. приобрели (особенно в классия. муз. формах) динамич. свойства, стали мощными рычагами развития. В 19 в. О. п. начали использовать как колористич., жанрово-характеристич. средство (напр., "Колыбельная" Шопена, "Старый замок" из "Картинок с выставки" Мусоргского, II д. из оперы "Князь Игорь", "Песня Индийского гостя" из оперы "Садко"). В 20 в. появились иные способы применения О. п. (и остинато). Значение О. п. может иметь аккорд (напр., кода I я. 8-й симфонии Шостаковича) или сложное созвучие. О. п. может приобретать характер фона (напр., вступление к "Весне священной") и необычные фактурные формы (напр., предыкт к репризе в IV ч. 2-й фп. сонаты Прокофьева - 15 резко акцентированных звуков eis как вводнотоновый предыкт к репризе в тональности d-moll).

    Литература: см. при ст. Гармония.Ю. Н. Холопов.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: