Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Вильям Wordsworth) — знаменитый английский поэт; родился 7 апреля 1770 года в Кокермуте, в графстве Кумберленд, в семье атторнея. Потеряв в раннем возрасте родителей, он был воспитан дядей и получил хорошее образование в Кембридже. Здесь он рано проявил любовь к литературе, в особенности к произведениям своих великих предшественников Чосера, Мильтона и Шекспира. В 1790 году В., вместе с одним товарищем, пешком обошел Валлис и совершил продолжительное путешествие по Франции, где проникся симпатиями к освободительным идеям великой революции. Небольшое наследство, полученное В. по возвращении в Лондон, освободило его от материальных забот и дало ему возможность всецело отдаться литературной деятельности. Скоро В. оставляет шумный Лондон и вместе с окружавшей его заботливым уходом, горячо преданной ему сестрой поселяется в графстве Дорсет, где весь погружается в созерцание красивой природы и в свое поэтическое творчество. Здесь произошло знакомство В. с Кольриджем (1795), имевшее громадное и решающее влияние на всю его литературную карьеру. Тесная дружба сблизила двух далеко не во всем сходившихся поэтов. Чтобы не расставаться с другом, В. переехал в Альфоксден, где жил Кольридж. В 1795 г. появился сборник стихотворений В. "Lyrical Ballads", в котором Кольридж поместил своего знаменитого "Старого Моряка". В том же году они вместе совершили путешествие по Германии, а по возвращении поселились у живописных Вестморлендских озер, где В. женился на своей бывшей подруге Марии Гетчисон. Восемь лет, которые В. прожил здесь, были самым производительным временем в ходе его поэтического творчества: талант его достиг своего расцвета и В. написал тогда большую часть своих лучших произведений. Собрания мелких стихотворений ("Poems", 2 т.) он издал в 1807 году, большие поэмы "Prelude" и "Excursion" изданы гораздо позже.

    Обстоятельства жизни и природная склонность к спокойной мечтательности определили характер поэзии В. с первых ее опытов. Любовь к природе и своеобразное настроение, вызванное ее созерцанием, отражаются уже в его первых произведениях "Evening Wolk" и "Descriptive sketchs" (1792). В цветущую пору его творчества мы застаем поэта в независимом положении, мирно живущим в затишье семейного счастья, на берегу живописных озер, окруженным избранным кругом друзей и поклонников. Среди глубокого мира, который царит в нем и вокруг него, углубленный в созерцание окружающего, поэт прислушивается к собственным мыслям и замечает неуловимую для обыденного наблюдателя внутреннюю жизнь природы. Одаренный тонкой и глубоко чувствующей духовной организацией, он воспринимает с особой интенсивностью даже самые простые явления. Распускание какого-нибудь цветка, по его словам, может привести его в величайший восторг и растрогать до слез. В мельчайшем явлении поэт чувствует дыхание великой матери-природы, полной величия, красоты и нравственного совершенства. Изобразить явление так, чтобы в этом изображении отражались высшая красота и нравственное значение — такова цель поэзии; растрогать и приподнять читателя над уровнем житейской пошлости — такова ее задача. Средства для достижения этого идеала поэзии — естественность и простота в замысле, форме и языке произведения, верность природе, уменье находить возвышенное в обыденном и даже пошлом и, наоборот, естественное и простое — в чудесном. Нет такого ничтожного предмета, который не мог бы у истинного поэта сделаться достойным сюжетом для поэзии, например история слепого мальчика, который вздумал в грязном корыте прокатиться по реке, — сюжет столь же достойный и даже более трогательный, чем поход Александра Македонского. Таковы принципы новой поэзии, которые развивались В. в устных беседах с Кольриджем и которые он защищал в предисловиях к своим произведениям от нападок враждебной критики.

    Вордсворт явился главой новой школы поэтов (В., Кольридж, Соути и др.), так называемых лэкистов (озерных) [От местожительства вокруг озер]. Созерцательная мечтательность — вот характеристическая черта этого нового направления английской поэзии. "Казалось, — говорит один критик, — что среди бурь и грома грозной революционной и наполеоновской эпохи этот небольшой кружок лиц — один — сохранил в своих недрах мир и тишину. Поэзия этого кружка — зеркальная поверхность озера, спрятанного в лесу, едва заметной зыбью отражающая бушующий кругом ураган, сохраняя на глубине невозмутимый покой. Только что омраченная набежавшей тенью облака и зажженная огнем зари его поверхность — через минуту опять спокойна и прозрачна, отражая нежную зелень берегов и ясную лазурь неба". Школа лэкистов, хотя и не блистала большими талантами, имела значительное и благотворное влияние на современную и позднейшую английскую поэзию, развив вкус к изучению простого человека и природы, а глубокое и тонкое понимание В., как внешняя природа действует на человека, имела свою долю влияния и на Байрона и Шелли. Школа эта, однако, имела больше врагов, чем поклонников. Произведения В. вызывали в журналах самую ожесточенную критику; сам он подвергался беспощадному осмеянию. Это объясняется не только индивидуальным, субъективным характером его произведений, недоступностью для большинства его мечтательно-созерцательного настроения, но и несоответствием между ничтожеством предмета и высотой идей, на которую воспаряет автор. Не может не казаться смешным высказывание по поводу кошки, играющей тремя завядшими листиками, возвышенных и назидающих мыслей. Большие поэмы В. скучны своей растянутостью и однообразным мечтательно резонирующим настроением. Поэт, встречаясь в продолжительных прогулках с разносчиком, кладбищенским пастором, отшельником, нищим, вступает с каждым в беседу. Все его собеседники оказываются мудрыми, познавшими опыт жизни людьми, высказывающими разумные взгляды о назначении человека, справедливости и проч. Однако при всем старании поэта облечь своих собеседников в живые образы — характеры его героев очерчены очень слабо. Сквозь тщательно описанный наряд крестьянина или разносчика сквозят черты самого поэта-мечтателя, который вкладывает в уста придуманных им фигур свои подчас несвободные от педантизма и резонерства моральные сентенции. Несомненные достоинства произведений В. — простой, приближающий к разговорной речи и свободный от всяких риторических прикрас язык, неподдельная искренность чувства в большинстве его мелких стихотворений и художественные красоты его лучшей поэмы "Excursion" — не могли все-таки примирить современных критиков с поэзией, звучавшей резким диссонансом в общем настроении эпохи. Как-то странно и дико было видеть в это бурное время небольшой кружок лиц, поселившихся около озер северной Англии и воспевающих журчание ручейка или слепого мальчика, катающегося в корыте. Позднейшая критика отнеслась к В. с большей справедливостью, признав за ним видное место в истории английской поэзии. "Есть какая-то внушительная серьезность, — говорит Тэн, — и суровая красота в этих искренних размышлениях; они останавливают внимание читателя, внушают невольное уважение, даже трогают. Это произведение ("the Excursion") точно протестантский храм, который, несмотря на однообразный тон украшений, все-таки импонирует своей святыней". Вордсворт в 1848 г. был после Соути признан поэтом-лауреатом и † 23 апреля 1850 г. в Рейдале. Кроме названных произведений, отдельно изданы: "The Borderers" (драма); "The White Doe of Rylston" (1819); "Peter Bell" (1819); "The river Dudon" (1820); "The Waggoner" (1820); "Vaudracour and Julia"; "Ecclesiastical sonnets"; "Memorials of a tour on the Continent"; "Description of the lakes in the north of England"; "Yarrow Revisited" (1835). При жизни поэта вышло два полных собрания его сочинений (1836-1837, 1845), последние издания "Poetical Works" (8 т., 1882— 86); "Prose Works" (3 т., 1876).

    Ср. Ch. Wordsworth, "Memoirs of Will. W." (2 т., 1852); Calvert, "A biographical and aesthetical study" (1878); Middleton "W. W." (1888); "Wordsworthiana, a selection from papers read to the W. Society" (1889). На русском языке см. ст. Дружинина "Вальтер Скотт и его современники" (IV т.); ст. профессора Кирпичникова "Английская литература XIX в." (в " Истории всеобщей литературы" Корша и Кирпичникова XXIII т.) и Тэна: "Развитие гражданской и политической свободы в Англии в связи с развитием литературы" (т. II, 440-456). Стихотворения В. переводились и на русский язык, между прочим, у Гербеля: "Английские поэты".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Уордсуорт (Wordsworth) Уильям (7.4.1770, Кокермаут, — 23.4.1850, Райдал-Маунт, близ Грасмира, Уэстморленд), английский поэт. Окончил Кембриджский университет. Испытал влияние Великой французской революции. Сочувствовал жертвам аграрно-промышленного переворота в Англии (поэма «Вина и скорбь», 1793—94). В конце 90-х гг. В. сблизился с С. Колриджем и Р. Саути, образовав идейное содружество — так называемую «озёрную школу» (См. Озёрная школа). В 1798 совместно с С. Колриджем опубликовал сборник «Лирические баллады»; предисловие ко 2-му изданию этого сборника (1800) стало эстетическим манифестом консервативного Романтизма. Порвав с классицистическими нормами 18 в., В. в балладах, пронизанных неподдельным чувством, писал о крушении вековых устоев крестьянской жизни («Нас семеро», «Братья»), передавал мысли простых тружеников и красоту родной природы («Строки, написанные ранней весной»), силу любви («Люси»). В. писал стихи о восставших неграх на Гаити, тирольских крестьянах, борющихся против Наполеона (цикл «Сонеты, посвящённые свободе», 1802—16); в тот же цикл вошли и официально-патриотические стихи. С годами В. всё определенней переходил на консервативные позиции: в «Церковных сонетах» (1822) он представляет историю Европы как смену религиозных учений. В автобиографической поэме «Прелюдия» (1850) В. отказывается от радикализма юности. В 1843 получил звание поэта-лауреата.

    Соч.: Poetical works, L., 1956; Literary criticism, L., 1966; в рус. пер., в кн.: Маршак С. Я., Собр. соч., т. 3, М., 1959.

    Лит.: Елистратова А. А., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; Rader М., Wordsworth. А philosophical approach, [Oxf.], 1967; Sneath Е. Н., Wordsworth. Poet of nature and poet of man, Port Washington (N. Y.), 1967; Moorman M., W. Wordsworth. A biography, v. 1—2, Oxf. 1957—65; Peek К. М., Wordsworth in England, N. Y., 1969.

    Б. А. Гиленсон.

    У. Вордсворт.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Литературная энциклопедия

    Вордсворт

    ВОРДСВОРТ Вильям (William Wordsworth, 1770—1850) — английский поэт, выдающийся представитель «озерной школы» (см.), выразитель идеологии мелкопоместного дворянства периода его упадка, когда новая капиталистическая действительность вытесняла устаревшую систему помещичьего хозяйства. Представители этой идеологии резко осуждали городскую культуру и идеологически уходили от нее или в средние века — «готический романтизм», — или в природу. В тиши мелкопоместного быта и деревни, в опрощении искали они спасения от социальных бед, противопоставляя городской жизни простой «неиспорченный» быт провинции. «Простой» быт стал их идеалом, и В. занялся его апологией в области художественной литературы. Он поставил за правило «брать материал для творчества из обыкновенной жизни, оформлять его обыкновенным способом, на обыкновенном языке». «Обыкновенная жизнь, — говорит он, — избрана мною потому, что только в ней все естественно и правдиво; в ее условиях простой, ничем не прикрашенный быт не противоречит прекрасным и устойчивым формам природы» («Preface to Lyrical Ballads», 2 ed.). Рассудочный и напыщенный яз. поэзии классицизма В. снизил до уровня разговорного яз.; по мнению В. язык поэзии не должен отличаться от языка прозы.

    Мелкопоместный быт и в достаточной степени идеализированная природа с приумытым и облагороженным крестьянином и мелкопоместным землевладельцем — основной материал творчества В. Только в одном произведении («The Borderers»), к-рое относится к тому периоду, когда В. интересовался революцией, он сделал попытку нарисовать «беспокойных» людей, не то разбойников, не то революционеров. Города, даже провинциального, у В. нет. Только в сонете «К Лондону» он нарисовал Лондон, к-рый однако напоминает у В. спокойную и спящую усадьбу. В сонете нет ни одной характерной черты города, несмотря на то, что он написал этот сонет, стоя на Вестминстерском мосту, в самом центре Лондона. Зато он открыл, как говорят критики, природу англичанам, и его справедливо считают лучшим мастером пейзажа. Все, что Вордсворт изображал, дано на фоне природы: нищий сидит на отдаленной скале, кошка играет увядшими листьями, глухой крестьянин лежит под сосной, и т. д. Время он измеряет цветущими веснами, страдным летом, обильной плодами осенью, холодными долгими зимами. Тончайшие оттенки психики он переводит на язык природы. Такой недостаток человеческого организма, как глухоту, В. изображает следующим образом: для глухого «глубокая горная долина с звенящими ручьями — мертва, он не слышит ее музыки; летним утром его не будит торжественный хор птиц, его не радует гулкое ку-ку в шумящем бору; не для него поют и жужжат в цветах пчелы. Когда сильные ветры качают широкую грудь озера и оно поет, играет и рокочет тысячами бурлящих волн, ветер пригибает к земле верхушки деревьев и шумит в тростнике — он не слышит музыки бури, — он видит лишь немую картину. Он не слышит скрежета плуга, переворачивающего тяжелые комья земли, он не слышит звона косы и хруста травы, не слышит шелеста колосьев, когда его серп подрезает стебли, не слышит веселого шума труда в страдную пору» («Excursion Book»).

    В., как и его среда, будучи противником городской культуры, не особенно тянулся и к науке. Он познавал мир непосредственным общением с природой. «Ребенок, приложивши к уху раковину, слышит рокот океана». «Природу познает не ум, а сердце чуткое и воспринимающее. Природа — величайший учитель. Наука ищет далекую истину, а поэт поет песни сегодняшнего дня, ему вторит сегодняшнее человечество, перед лицом правды сегодняшнего дня».

    В творчестве В. есть доля мистики и обожествления природы, есть немного морализирования и набожности, но все это теряется в его глубоко лиричной и простой поэзии. В произведениях В. нашли место и крестьянин, и вернувшийся со службы солдат, и коробейник, и крестьянские дети («A Noble Peasant»; «We are Seven»; «The idiot Boy», etc.).

    Но все они изображены с точки зрения сочувствующего, снисшедшего к ним доброго барина. В. был ярым консерватором, и всякое изменение «прекрасных и устойчивых форм природы» вызывало с его стороны протест и возмущение. Он обращался к правительству с просьбами поддержать мелкопоместное дворянство и его оплот — деревню, т. к., по его мнению, мощь Англии базировалась на мелкопоместном дворянстве. В. выступал противником парламентской реформы, к-рая обеспечивала господство буржуазии, восставал против постройки Kendal and Windermere’ской железной дороги.

    Некоторые критики ставят В. выше Байрона, но в современной Англии произведения его распространены только среди литературно образованных читателей, хотя, — надо это подчеркнуть, — в 1926 Вордсворт вышел в трех изданиях, правда, не полностью.Библиография:

    I. Изд. В. на английском яз.: William Wordsworth, Poetical Works, ed. W. Knight, 8 vv., Macmillan, L., 1896. Русские переводы: Английские поэты в «Биографиях и образцах» Гербеля Н. В., СПБ., 1875.

    II. Тэн И., Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы, т. II, СПБ., 1871; Аничков Е. В., Английские поэты из страны озер, «Истор. зап. литературы», М., 1912; Розанов М. Н., Очерки истории английской литературы XIX в., М., 1922; Фриче В. М., Очерк развития западно-европейской литературы, М., 1922; Myers Tw. H., Life of Wordsworth (Серия: English men of letters), L., 1880; Hudson, Studies in Wordsworth, Boston, 1884; Middleton W., Wordsworth, L., 1888; Knight W., Life of Wordsworth, 3 vv., 1889; Legouis, La jeunesse de W. Wordsworth, P., 1896; Raleigh, Wordsworth, 1903.

  9. Источник: Литературная энциклопедия