Продольный изгиб в словарях и энциклопедиях
в сопротивлении материалов, Изгиб первоначально прямолинейного стержня под действием центрально приложенных продольных сжимающих сил вследствие потери им устойчивости. В упругом стержне постоянного сечения различным формам потери устойчивости соответствуют критические значения сжимающих сил где Е — модуль упругости материала стержня, I — минимальное значение осевого момента инерции поперечного сечения стержня, l — длина стержня, μ — коэффициент приведённой длины, зависящий от условий закрепления концов стержня, n — целое число. Практический интерес обычно представляет минимальное значение критической силы. В случае шарнирно опёртого стержня (μ = 1) такая сила вызывает изгиб стержня по синусоиде с одной полуволной (n = 1); она определяется формулой Эйлера (F — площадь поперечного сечения стержня), соответствующее критической силе, называется критическим. Если величина критического напряжения превышает предел пропорциональности материала стержня, то потеря устойчивости происходит в зоне пластических деформаций. Тогда наименьшая критическая сила определяется формулой Т — модуль Энгессера — Кармана, характеризующий зависимость между деформациями и напряжениями за пределами упругих деформаций.
При расчёте конструкций учёт П. и. сводится к снижению для сжатых стержней величин расчётных напряжений.
Лит. см. при ст. Сопротивление материалов.
Л. В. Касабьян.
ПРОДОЛЬНЫЙ изгиб - в сопротивлении материалов - изгиб сжатого (первоначально прямого) стержня вследствие потери им устойчивости. Возникает при достижении напряжениями критических значений.
buckling
(сжатого элемента) columnar deflection, lateral deflection
искривление длинного бруса прямолинейной формы, сжимаемого силой, направленной вдоль оси, вследствие потери устойчивости равновесия (см. УСТОЙЧИВОСТЬ УПРУГИХ СИСТЕМ). Пока действующая сила Р невелика, брус только сжимается. При превышении нек-рого значения, наз. критической силой, брус самопроизвольно выпучивается. Это нередко приводит к разрушению или недопустимым деформациям стержневых конструкций.
продо́льный изги́б
в сопротивлении материалов, изгиб прямого длинного стержня при действии на него продольных (направленных по оси) сжимающих сил. Возникает при достижении силами некоторого критического значения.
* * *
ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБПРОДО́ЛЬНЫЙ ИЗГИ́Б, в сопротивлении материалов — изгиб сжатого (первоначально прямого) стержня вследствие потери им устойчивости. Возникает при достижении напряжениями критических значений.
изгиб первоначально прямолинейного стержня вследствие потери им устойчивости под действием центрально приложенных продольных сжимающих сил. П. и. возникает при достижении сжимающими силами и напряжениями критич. значений. При расчёте конструкций учёт П. и. сводится к снижению (для сжатых стержней) значений расчётных сопротивлений.
(сжатого элемента) columnar deflection, lateral deflection
* * *
buckling
flessione longitudunale, pressoflessione f
подо́вжній згин, поздо́вжній згин
подо́вжній згин, поздо́вжній згин