Большая Советская энциклопедия

    Мур (Moore) Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919—21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921—25), в котором преподавал до 1933; позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»), М. создаёт как достаточно конкретные («Семейная группа»; см. илл.), так и отвлечённые, абстрактные или фантастически изощрённые образы. Произведениям М. присущи мощная пластика и монументальность форм, их акцентированное взаимопроникновение, сложная, остро-напряжённая архитектоника композиции, ритмическая выразительность силуэта, органическая связь с окружающей средой («Лежащая фигура», мрамор, 1957—58, дом ЮНЕСКО, Париж; «Лежащая мать и дитя», бронза, 1961, Центр искусств, Миннеаполис). М. известен также как рисовальщик (серия рисунков 1-й половины 40-х гг., посвященная военным будням Лондона).

    Соч.: Heads, figures and ideas, L. — N. Y., 1958.

    Лит.: Валериус С., Прогрессивная скульптура XX века, М., 1973, с. 268—274: Read H., H. Moore v. 1—2, L., 1955—57.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Moore, Henry)

    (1898-1986), английский скульптор. Продолжил традицию монументальной фигуративной пластики и обогатил ее новыми художественными методами формообразования. В творчестве Мура прослеживается тенденция, направленная на освоение "открытой формы"; его целью была передача взаимодействия пластической массы и пространства, как окружающего скульптуру, так и заключенного внутри нее. Мур родился 30 июля 1898 в Каслфорде (графство Йоркшир). После Первой мировой войны учился в Художественном колледже в Лидсе и Королевском художественном колледже в Лондоне, где преподавал с 1924 по 1932; он оставил работу в колледже лишь однажды для совершения поездки в Италию. Мур всегда интересовался скульптурой Древней Греции, этрусков и майя. Под влиянием этого увлечения, а также идеи "верности материалам", высказанной критиком Роджером Фраем, он обратился к созданию подчеркнуто материальных форм, символизирующих природное, земное начало. На их основе строятся его скульптуры, среди которых преобладают женские фигуры и композиции на тему семьи и материнства. Сначала его работы были достаточно близки к реальным объектам, позже приобрели абстрактный характер. Персональная выставка Мура в Музее современного искусства в Нью-Йорке принесла ему славу одного из лучших мастеров 20 в. В 1948 на венецианской выставке Биеннале он получил международную премию, а в 1953 - такую же премию на Биеннале в Сан-Паулу. Среди его многочисленных произведений - скульптурные композиции для здания редакции журнала "Таймс" в Лондоне, для здания ЮНЕСКО в Париже, банка Ламберт в Брюсселе и Линкольновского центра в Нью-Йорке. Поразительная художественная цельность его произведений не имеет аналогов в истории скульптуры. Формы плавно и органично перетекают друг в друга, иногда образуя углубления и зияющие пустоты, "дыры". Однако Мур никогда не занимался проблемами чистой формы, его интересовали образы, напоминавшие природные формы: древние камни, обтесанные стихиями за много веков; горные пещеры, вымытые подземными потоками; эмбрионы в материнском чреве; человеческое тело как целостная органическая система.

    ГЕНРИ МУР. КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА

    ГЕНРИ МУР. КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА

    Художественный образ представлялся мастеру как бы изначально существующим в самом материале и лишь ожидающим, пока его освободит резец ваятеля. Мур создавал свои композиции из дерева, камня, бронзы, железобетона и терракоты, а также выполнил ряд произведений из дерева и свинца, части которых были скреплены туго натянутыми струнами или медной проволокой. В стиле его акварелей и рисунков пером получила воплощение повышенная восприимчивость мастера к реалиям окружающей действительности, но даже в композициях, выполненных в годы Второй мировой войны в лондонском метро во время налетов немецкой авиации, главное место отводится выявлению самых существенных, обобщенных форм человеческого тела, а эмоции и индивидуальность моделей играют второстепенную роль. Умер Мур в своем доме близ Мач-Хедхем (графство Хартфордшир) 31 августа 1986.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Мур Генри

    (Moore) (1898—1986), английский скульптор. Работам Мура, как жизненно конкретным («Мать и дитя», 1943—44), так и более абстрактным, иногда фантастически причудливым («Король и королева», 1952—53), присущи пластическая мощь, ритмическая цельность, напряжённость внутренней структуры произведения.

    * * *

    МУР Генри

    МУР (Moore) Генри (1898—1986), английский скульптор. Работам Мура, как жизненно конкретным («Мать и дитя», 1943—44), так и более абстрактным, иногда фантастически причудливым («Король и королева», 1952—53), присущи пластическая мощь, ритмическая цельность, напряженность внутренней структуры произведения.

  5. Источник: Энциклопедический словарь