Большая Советская энциклопедия

    (Fontenelle)

    Бернар Ле Бовье де (Le Bovier de) (11.2.1657, Руан, – 9.1.1757, Париж), французский писатель, учёный-популяризатор. Член Франц. академии с 1691. Плодовитый версификатор, автор либретто опер, пасторалей, галантных стихов. В книге «Беседы о множественности миров» (1686) в доступной форме, изящным языком изложил сложные вопросы астрономии, систему Коперника. Сыграл значительную роль в «споре древних и новых» (см. в ст. Франция, раздел Литература), вместе с Ш. Перро отстаивая превосходство современной литературы над античной («Свободное рассуждение о древних и новых авторах». 1688). В книге «История оракулов» (1687) с позиции разума подверг критике суеверие, фанатизм, выступив предшественником Просвещения.

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М. – Л., 1946, с. 579–80.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Фонтенель

    ФОНТЕНЕЛЬ (Bernard le Bouyer de Fontenelle, 1657—1757) — французский писатель, сын провинциального адвоката, племянник П. Корнеля. Лит-ая деятельность Ф. началась в конце 70-х гг. (XVII в.) с сотрудничества в журнале «Mercure galant». Войдя в лит-ру как эпигон прециозной школы с ее условно-изысканной тематикой и вычурным стилем, Ф. в дальнейшем стал зачинателем движения французских просветителей XVIII в. Ранние произведения Ф.: лирика (мадригалы, сонеты, стихи на случай и т. п.), пасторальные поэмы, роман «Письма кавалера де Эр...» (Lettres du chevalien d’Her), трагедия «Аспар» (Aspar, 1680), — вызвали резкое осуждение со стороны классиков (Расина, Буало). Последующая лит-ая деятельность Ф., проникнутая публицистическими тенденциями ( «История оракулов» (L’Histoire des oracles, 1687), направленная против суеверий), пропагандой научного миросозерцания ( «Рассуждение о множественности миров» (Entretiens sur la pluralite des mondes, 1686), «Похвальные слова академиков» (eloges historiques des Academiciens, 1708, 1719), «Предисловие» по «Истории Академии наук» (Histoire de l’Academie royale des sciences..., 1702), непременным секретарем которой он состоял с 1699), получила высокую оценку Вольтера. Значительный интерес представляют его «Диалоги мертвых» (Dialogues des Morts, 1683), написанные в форме беседы великих людей прошлого на морально-философские, социально-политические и другие темы. Острый скептицизм, снижение «авторитетов» (Сократ, Аристотель), неожиданные собеседники (Сенека и Скаррон, Парацельс и Мольер), чередование серьезных мировоззренческих споров с рассуждениями салонно-прециозного характера (спор Сапфо и Лауры, что приятнее в любви: «защищаться» или «нападать»), язык то простой и суховатый, то нарочито изысканный в зависимости от темы и собеседников — все это придавало произведению причудливо-противоречивый характер.

    В дальнейшем Фонтенель мастерски овладел особым видом философски-моралистической и научно-популярной литературы, в которой пропаганда рационалистического миросозерцания и научных данных сочеталась с внешней занимательностью и утонченным изяществом стиля. С этой стороны характерны его «Рассуждения о множественности миров», пропагандирующие декартовскую астрономическую систему в форме изысканно-светского разговора ученого и маркизы. Принимая участие в острой литературной полемике конца XVII и начала XVIII в. по поводу сравнительной ценности античных и современных авторов (т. н. Querelle des anciens et des modernes), Фонтенель был на стороне отстаивавших примат современности (Digression sur les anciens et les modernes, 1688).Библиография:

    I. Oeuvres completes, 11 vls, P., 1758—1766; Oeuvres, 5 vls, Paris, 1825; Oeuvres (choisies), P., 1852; Sainte-Beuve C. A., Causeries du lundi, t. III, Paris, (1857)—1862; Flourens M. I., Fontenelle..., Paris, 1847; Maigron L., Fontenelle, Paris, 1906.

    На русск. яз.: Разговоры о множестве миров господина Фонтенелля Парижской академии наук секретаря. Перевод Антиоха Кантемира, СПБ, 1740 (перевод был сделан еще в 1730; переводчик присоединил от себя предисловие и примечания); издание 3-е, 1802; то же, новый перевод кн. Е. А. Трубецкой, М., 1802; Разговор в царстве мертвых. Артемизия и Раймунд Луллий («Сочинения и переводы», май, 1758); Оставшиеся письма Фонтенелля и доктора Юнга («Новые ежемесячные сочинения», ч. LXIX, март, 1792).

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ФОНТЕНЕЛЬ

    (Fontenelle)

    Бернар ле Бовье де (род. 11 февр. 1657, Ру – ум. 9 янв. 1757, Париж) – франц. философ эпохи Просвещения. Защищал демократическое понимание природы против Ньютона, хотя был согласен с последним в некоторых пунктах. Выступал также против христ. метафизики Малъбранша. Широкую известность получила его работа «Dialogus des morts» (1683).

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Фонтенель

    (Fontenelle)Фонтенель (Fontenelle) Бернар Ле Бовье де (Le Bovier de) (1657 - 1757)

    Французский писатель, ученый. Родился 11 февраля 1657 в Руане. Популяризатор естественнонаучных знаний. Был одним из главных участников "Спора древних и новых", развернувшегося после выступления Шарля Перро в 1687 во Французской академии. Выступал на стороне "новых", отстаивая вместе с Ш.Перро превосходство современной литературы над античной. С 1691 - член Французской академии. Автор стихов, либретто опер, пасторалей, в книге "Беседы о множественности миров" (1686) в доступной форме изложил вопросы астрономии, систему Коперника. Умер 9 января 1757 в Париже.Афоризмы, цитаты
    • Большое препятствие для счастья - это ожидание слишком большого счастья.
    • Новая идея - это клин, который входит только толстым концом.
    • Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели быть только красивыми.
    • Красивая женщина для глаз - рай, для души - ад, а для кармана - чистилище.
    • Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.
    • Знание, которое более всего необходимо для человеческой жизни, - это познание самого себя.
    • Человек редко может заставить любить себя, но заставить уважать себя может всегда.
    • Общепринятые мнения могут служить руководством для здравых мыслей лишь в том случае, если принимать их в обратном смысле.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов