Большая Советская энциклопедия

    Чжоу-цзы (1017—1073), китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство). Написал философские трактаты: «Объяснение диаграммы великого предела» и «Книга постижения». Основываясь на некоторых идеях даосизма и положениях «Книги перемен» (см. «И цзин»), Ч. Д.-и выдвинул понятие «тай-цзи» («великий предел») как первоосновы мира. «Тай-цзи», двигаясь, порождает ян (в понимании Ч. Д.-и — движение), а находясь в покое, — инь (в понимании Ч. Д.-и — покой). Взаимодействие ян и инь производит пять элементов (вода, огонь, дерево, металл, земля), которые в таинственном союзе с «тай-цзи», инь и ян и через посредство мужского (Небо) и женского (Земля) начал порождают множество вещей, непрерывно себя воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью моральными принципами (гуманность, справедливость, приличие, знание, верность) и отличающий добро от зла. Ч. Д.-и выдвинул также идею о том, что понятие «чэн» (искренность, честность), тождественное бездействию, является основой моральных качеств и источником всякой деятельности.

    Лит. см. при ст. Чжу Си.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЧЖО́У ДУНЬ-И

    (1017–73) – кит. философ-неоконфуцианец, первым сделавший попытку подвести онтологич. и космологич. основу под конфуцианские этич. принципы. Для этого Ч. Д.-и использовал идеи даосизма, а также понятия, содержащиеся в "И цзине". В оказавшем огромное влияние на развитие неоконфуцианской мысли трактате "Объяснения к схеме „Великого предела“" (тайцзи) Ч. Д.-и пишет, что беспредельное, являющееся в то же время великим пределом, порождает инь и ян (в понимании Ч. Д.-и – покой и движение). Взаимодействие этих начал приводит к возникновению пяти элементов (воды, огня, дерева, металла и земли), к-рые вступают в таинств. союз с сущностью инь и ян и с беспредельным. Отсюда появляются мужской (небесный) принцип и женский (земной, равноправный небесному), к-рые и порождают "десять тысяч вещей", непрерывно себя воспроизводящих. Человек выделяется тем, что, получая эти начала в наиболее совершенном виде, представляет собой самое разумное существо, чье сознание вырабатывает нравств. принципы и отличает добро от зла. В духе даосизма и в противоположность буддизму, настаивающему на иллюзорности мира, Ч. Д.-и стремится обосновать его реальность и познаваемость; он также пытается утвердить традиционную конфуцианскую мысль о примате человека в мироздании. Во второй работе Ч. Д.-и, специально посвященной интерпретации "И-цзина", понятие чэн (искренность, честность, цельность) поднимается до значения космологич. принципа, пронизывающего все мироздание.

    Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 205–10; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 104–106; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923, p. 128–31; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 434–51; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 464–70; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 360–80.

    В. Рубин. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия