Большая Советская энциклопедия

    Павлова Анна Павловна (Матвеевна) [31.1 (12.2).1881, Петербург, —23.1.1931, Гаага], русская артистка балета. Дочь солдата и прачки. В 1899 окончила Петербургское театральное училище по классу П. А. Гердта и была принята в Мариинский театр. В 1906 получила звание балерины. В 1910 перешла на положение гастролёрши. Последнее выступление в Мариинском театре в 1913 — партия Никии («Баядерка» Минкуса), последняя гастроль в России — концерт в Зеркальном театре сада «Эрмитаж» в 1914 в Москве. Искусство П., выдающейся классической танцовщицы, подготовленное всем развитием русского балета начала20 в., во многом определило его дальнейший рост и утвердило за пределами Родины мировую славу русского балетного театра. Искусству П. были присущи музыкальность и психологическая содержательность танца, эмоциональность, жанровое многообразие. В репертуаре П. выделялись трагическая партия Никии (1902) и поэтически просветлённая Жизель («Жизель» Адана, 1903), а также партии, где классическая основа танца имела национально-характерную окраску: Пахита («Пахита» Дельдевеза), Китри («Дон Кихот» Минкуса) и др. Её творчество имело большое значение для реформ М. М. Фокина. П. исполняла центральные партии на премьерах поставленных им балетов «Виноградная лоза» Рубинштейна, «Эвника» Щербачёва, «Шопениана» на музыку Шопена, «Павильон Армиды» Черепнина, «Египетские ночи» Аренского. Фокин поставил для П. концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса (позднее «Умирающий лебедь», 1907). С 1908 П. выступала за рубежом, с 1909 участвовала в «Русских сезонах» в Париже, в 1910 создала собственную труппу, с которой гастролировала по странам Европы, Америки, Азии.

    Соч.: Несколько страничек из жизни, «Солнце России», 1912, № 23.

    Лит.: Дандре В., Анна Павлова, Берлин, 1933; Анна Павлова. 1881—1931. [Сб. воспоминаний], пер. с англ., предисл. и примеч. Е. Я. Суриц, М., 1956; Красовская В., Анна Павлова, [Л. — М., 1964]; Stier Т., With Pavlova round the world, [L., 1927]; Pavlova, ed. P. D. Magriel, N. Y., 1947; Algeranoff H., My years with Pavlova, L.— [a. o.], 1957.

    В. М. Красовская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) (1881-1931) - артистка балета. С 1899 в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913-14 в России). Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (МАТВЕЕВНА) (1881-1931), одна из величайших балерин 20 в. Родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1881, в 1891 поступила в Петербургское театральное училище. Сразу после выпуска (1899) дебютировала на сцене Мариинского театра. Ее талант быстро получил признание, она стала солисткой, а в 1906 была переведена в высший разряд - примы-балерины. В том же году Павлова связала свою жизнь с бароном В.Э.Дандре. За пределы России Павлова впервые выезжала на гастроли в 1907 и 1908, выступая в разных городах Северной Европы. Она участвовала в спектаклях дягилевского "Русского балета" в 1909 в Париже и в 1911 в Лондоне, а в США появилась в первый раз с собственной труппой на сцене "Метрополитен-опера" (1910).

    АННА ПАВЛОВА И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

    АННА ПАВЛОВА И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

    Последнее выступление Павловой в России состоялось в 1913, затем она обосновалась в Англии и гастролировала с собственной труппой по всей Европе, а также в Северной и Южной Америке, Индии, Индонезии, в странах Востока, в Африке, Австралии и Новой Зеландии. Выдающая актриса, Павлова была лирической балериной, ее отличали музыкальность и психологическая содержательность. Ее образ обычно связывается с образом умирающего лебедя - в балетном номере, который был создан специально для Павловой Михаилом Фокиным, одним из первых ее партнеров в 1907. Последнее выступление Павловой состоялось в Лондоне 13 декабря 1930. Умерла Павлова в Гааге (Нидерланды) 23 января 1931.

    ЛИТЕРАТУРА

    Дандре В. А.Павлова. Берлин, 1933 Анна Павлова, 1881-1931. М., 1956 Красовская В.М. А.Павлова. Л., 1964

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    ПАВЛОВА Анна Павловна

    ПА́ВЛОВА Анна Павловна (по другим источникам, Матвеевна) (31 января (12 февраля) 1881, Петербург — 23 января 1931, Гаага), русская балерина, с которой начался классический балет 20 века; педагог, постановщик.

    * * *

    Первые шаги в балете

    Родилась в семье солдата и прачки (по другим источникам, внебрачная дочь еврейского банкира). В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре(см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е. О. Вазем, П. А. Гердта. В 1899, по окончании училища, была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности она не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Чтобы исполнять партии, созданные М. И. Петипа(см. ПЕТИПА Мариус Иванович) для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Э. Чекетти в Петербурге и с К. Беретта в Милане. В 1906 стала балериной, хотя и до того исполняла балеринские партии — Никию в «Баядерке» (1902), Жизель (1903), Пахиту и Медору в «Корсаре» (1904), Китри в «Дон Кихоте» (1905). В то же время воздушная, «сильфидная» Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарактерные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).

    Содружество с Фокиным

    Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа М. М. Фокина(см. ФОКИН Михаил Михайлович) на создание «Шопенианы» на музыку Ф. Шопена(см. ШОПЕН Фридерик) (1907). Это — стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с В. Ф. Нижинским(см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич) (Юноша). Летящий арабеск Павловой художник В. А. Серов(см. СЕРОВ Валентин Александрович) увековечил на афише к первым «Русским сезонам(см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ)» в Париже (1909).

    Павлова была не только прекрасной актрисой психологического театра, предложившей новое прочтение классических партий балетов 19 в., но и неоромантической балериной, тонко чувствующей стилистические особенности каждой постановки. Для нее Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса.(см. СЕН-САНС Камиль) Она танцевала в его «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина(см. ЧЕРЕПНИН Лев Владимирович), в «Египетских ночах» (оба 1907). Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире. Эгоцентричная, очень трудоспособная, несмотря на внешнюю ранимость, предприимчивая — после триумфов в Париже в 1910 Павлова во главе собственной труппы отправилась в кругосветное балетное турне, выступая в самых отдаленных уголках мира с такими великолепными партнерами-москвичами, как М. М. Мордкин(см. МОРДКИН Михаил Михайлович) (с которым Павлова находилась в интимных отношениях несколько лет) и Л. Л. Новиков. Продюсером и администратором труппы стал ее муж В. Дандре (в течение некоторого времени они скрывали свои матримониальные отношения). В труппе танцевали не только русские исполнители.

    В последние годы

    В 1912 Павлова, осев в Англии, купила дом «Айви-Хауз» (в Хэмпстеде, в одном из районов Лондона), где проводила короткий отпуск. Она обожала зверей, птиц, цветы, которых всегда было много в ее доме. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы (своих детей у нее не было). Тоскуя по большим классическим спектаклям императорской сцены, во время бесконечных гастролей она была вынуждена танцевать миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Н. И. Хлюстин («Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Фрески Аджанты», «Фея кукол», «Гавот», русский танец и др.), Павлова поставила для себя ряд импрессионистических бесхитростных номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.). Многие ее миниатюры были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий. Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является кинозапись, запечатлевшая Павлову в «Умирающем лебеде». Это был самый любимый ее номер. «Приготовьте мой костюм Лебедя» — сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

    Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети(см. ПЕТИ Ролан) поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой(см. УЛАНОВА Галина Сергеевна), Ивет Шовире(см. ШОВИРЕ Ивет), Майи Плисецкой(см. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: