Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Грация) — современная итальянская писательница; род. 1873 г. Уроженка Сардинии, Д. прекрасно описывает родную действительность, знакомит читателя с замкнутой, своеобразной жизнью, уцелевшими от далекого прошлого нравами и обычаями, невежеством, легковерием и пылкой фантазией народа, с любовью воссоздает красоту родных гор и лугов, среди которых вырастает население, считающее большие города чем-то необыкновенно далеким и чуждым, и говорящее на своем особом наречии. Один из наиболее известных романов Д. — "После развода" ("Dopo il divorzio", 1902). Романистка, прибегая к несколько искусственному приему, переносит читателя в будущее, желая показать, к чему будет приводить в отдельных случаях еще не введенный пока закон о разводе, если он получит широкое распространение в Италии. Герой романа, жертва судебной ошибки, обвиненный в убийстве одного своего родственника, приговаривается к заключению в смирительном доме на 27 лет. Когда ошибка раскрывается, он получает возможность вернуться раньше срока на родину — но тем временем его жена, Джиованна, страстно его любившая, согласилась, под давлением родных, выйти замуж за другого, пользуясь новым законом. Случайная встреча двух людей, когда-то горячо любивших друг друга, заставляет снова вспыхнуть в их сердцах прежнее чувство, которому они и отдаются. Таким образом Джиованна становится, в глазах света, нарушительницей супружеской верности, хотя она только возвращается к своему первому мужу. Всего интереснее в романе — изображение сардинской жизни и близких к природе людей. В романе "Elias Portolu" обрисована, наряду с сардинским пейзажем и бытом, психология человека из народа, который в порыве самозабвения сходится с женой своего брата, затем начинает испытывать угрызения совести, кается, хочет поступить в монастырь, загладить свой грех молитвой, постом, лишениями, и даже после того, как брат умирает и его жена становится свободной, всячески избегает встречи с ней. Герой романа "Cenere" ("Пепел", 1904) — незаконный сын сардинской крестьянской девушки, брошенный матерью, получающий благодаря заботам некоторых лиц университетское образование и затем возвращающийся на родину, где он хочет разыскать и пригреть нравственно опустившуюся и постаревшую мать. Д. пишет также раcсказы; в 1901 г. вышел сборник их, озаглавленный "La regina d élle tenebre".

    Ю. Веселовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Deledda)

    Грация (27.9.1871, Нуоро, Сардиния, — 15.8.1936, Рим), итальянская писательница. Принадлежала к веристской школе (см. Веризм). Главная тема её многочисленных романов и повестей — жизнь сардинских крестьян и батраков, в которой господствует рок, принимающий форму непреодолимой страсти; от неё спасает лишь религия («Элиас Портолу», 1903). Прозу Д. отличают тонкий психологизм, лирические описания сардинской природы. Нобелевская премия (1926).

    Соч.: Romanzi e novelle, v. 1—4. Mil., 1955 — 59; в рус. пер. — Одиночество, М., 1912; Пепел, М., 1915; Тоскующие души, М., 1918; Сардинские рассказы, П., 1919; [Новеллы], в кн.: Итальянские новеллы. 1860 — 1914, [вступ. ст. Б. Г. Реизова], М. — Л., 1960; Свирель в лесу. Рассказы, [ст. И. Володиной], М., 1967.

    Лит.: Storia della letteratura italiana, v.8, Mil., 1968.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    ДЕЛЕДДА (Deledda) Грация (1871 - 1936), итальянская писательница. Подчеркнутый этнографизм в книге "Сардинские рассказы" (1894). В романах ("Элиас Портолу", 1903; "Пепел", 1904; "Возвращение сына", 1919; "Мать", 1920; "Бегство в Египет", 1826) сочетание традиционных для веризма элементов реалистической прозы с условностью, фаталистическими и религиозно-мистическими мотивами. Нобелевская премия (1926).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Деледда

    ДЕЛЕДДА Грациа (Grazia Deledda, 1875—) — современная итальянская романистка. Происходит из Сардинии; р. в крестьянской семье; окончила народное училище. Первые ее романы носили сентиментально-романтический характер, но уже в них Д., под влиянием веристов (см.), обратилась к описанию жизни и быта своей родной провинции. Европейскую известность доставили Д. ее произведения 900-х гг.: «Пепел» (Cenere, 1904), «Elias Portolu» (1904), «После развода» (Dopo il divorzio, 1902), «Тоска по родине» (Nostalgia, 1906) и др., переведенные на многие яз. (также и на русский). Д. — художница крестьянской интеллигенции. Излюбленные герои ее — выходцы из крестьянства Сардинии, получающие образование в центре, соприкасающиеся с городом и берущие от него многое; но их идеалом все же остается деревня, природа, непосредственность чувства, стихийность; город их не вполне удовлетворяет, но и в деревне их ждет разочарование, они наталкиваются на темноту и дикость сардинского крестьянства.

    Таков герой «Пепла», таков Элиас Портолю в одноименном романе, такова и героиня «Тоски по родине» и мн. др. Но собственно социальные проблемы у Д. на заднем плане, самый разлад городской и деревенской стихий для нее — прежде всего индивидуально-психологический вопрос. Индивидуализмом проникнуто все творчество Д.; «веристские» попытки дать «социальную хронику» у нее отсутствуют. Психология индивидуума у Д. — гл. обр. психология одиночества. В период 1910—1920 в творчестве Д. происходит сдвиг в сторону религиозно-мистических настроений и католицизма. Влияние ее учителя Дж. Верга (см.) сменяется влиянием Достоевского («Голуби и коршуны» — «Colombi e sparvieri», 1911; «Ritorno del Figlio» — «Пришествие сына», 1919; «Бог живых» — «Il Dio dei viventi», 1922; «Бегство в Египет» — «La Fuga in Egitto», 1926).

    Д. мастерски воспроизводит чувственный, натуралистический католицизм народных сказаний («Легенда о Христе»). В основе всего ее стиля лежит тяготение к стихийности, к природе и земле. Большое место в ее произведениях занимают пейзажи, игра цветовыми эффектами; ярко изображено также единство между природой и психическими движениями у героев, органически связанных с этой природой. Язык Д. изобилует метафорами, олицетворениями, сравнениями; в некоторых ее произведениях («Cenere») встречается местами и «сказ». Новеллы Д. чрезвычайно лаконичны, в них немало юмора, но как и большинство итальянских романистов конца XIX и начала XX вв., она не избегла налета мелодраматизма.

    Писательская активность Д. не иссякла и в наши дни. В 1927 ей была присуждена премия Нобеля.Библиография:

    I. Из романов Д. переводились (до 1914): «Элиас Портолю», «Пепел» (неоднократно), «Тоска по родине». См. еще перев.: Одиночество, Новеллы, перев. И. Маевского, М., 1912; Итальянские сказки, перев. М. Андреевой, Под редакцией М. Горького, М., 1912; Рассказы. Народы в рассказах своих писателей. Итальянцы, перев. М. Ватсон, СПБ, 1913; Тоскующие души, перев. З. Журавской, изд. «Северные дни», М., 1918; Сардинские рассказы, перев. и предисловие Р. Григорьева, П., 1919 («Всемирная литература»).

    II. Фриче В. М., Две итальянские романистки, «Нов. журнал для всех», 1911, XXXV, Его же, Тени прошлого, «Русск. ведомости», 1913, № 189; Russo L., I narratori italiani contemporanei, 1926; Croce Benedetto, La Letteratura di nuova Italia.

  7. Источник: Литературная энциклопедия