Большая Советская энциклопедия

    Борис Степанович [30.8(11.9).1882, Новгород, — 19.10.1938, Москва], русский советский писатель. В 1905 в Одессе принимал участие в революционных событиях. Был ихтиологом, капитаном научно-исследовательского судна, штурманом парусника, рабочим-металлистом, морским офицером, инженером. В 1924 начал печататься. Написал морские повести (сборники «Злое море», 1924; «Морские истории», 1925—37), пьесы, сказочные повести, научно-художественные книжки («Про эту книгу», 1927; «Пароход», 1935, и др.); создал детскую повесть-энциклопедию «Что я видел» (1939, опубликована посмертно), роман для взрослых «Виктор Вавич» (1929—34), посвященный Революции 1905—07. Ж. сыграл большую роль в становлении советской детской литературы: внёс в неё строгий реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе; он умел показывать красоту и творческую силу труда («Рассказы о технике» и др.). Написал также «Рассказы о животных» (1935) и несколько рассказов для самых маленьких читателей.

    Соч.: Избранное, М., 1963; Избранное, М., 1969.

    Лит.: Жизнь и творчество Б. С. Житкова. Сб. статей, М., 1955; Чуковская Л., Борис Житков, М., 1955; Ивич А., Борис Житков, в его кн.: Воспитание поколений, 2 изд., М., 1964.

    Б. С. Житков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ЖИТКОВ Борис Степанович (1882 - 1938), русский писатель. Повести и рассказы (сборники "Злое море", 1924, "Морские истории", 1925 - 37), пьесы, научно-художественные книги ("Пароход", "Рассказы о животных", обе 1935) для подростков. Повесть-энциклопедия для малышей "Что я видел" (1939). Роман о революции 1905 "Виктор Вавич" (книги 1-2, 1929 - 34).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Житков

    ЖИТКОВ Борис Степанович (1876—) — автор многочисленных книг для детей. Инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. Лит-ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», в настоящее время работает в журнале «Еж». Ж. далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному. Беллетристические произведения его можно разделить на три группы. Первая — «Злое море» и «Ураган» — характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. п. Своеобразное построение — переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, лит-ый, полный намеков и недомолвок язык — вот характерные черты произведений этой группы. В произведениях второй группы — «Про слона», «Голый король» — Ж. больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов — развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. Произведения третьей группы — «Дяденька», «Джарылгач», «Мятель» — характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается («Удав», «Мятель» и др.). Ж. работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала («Паровозы», «Про эту книгу», «Река в упряжке», «Черные паруса» и др.). Концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, Ж. в книгах этого типа умеет использовать достижения техники. Рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами. Педагогическое значение Ж. — в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. Его произведения дают разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.Библиография:

    Покровская А. К., Основные течения в современной детской лит-ре, «Работн. просвещ.», М., 1927; Она же, Эволюция поучительной и образовательной детской книги, см. «Новые детские книги», сборн. VI, изд. ИМВР, М., 1928; Некоторый эксперимент, материал в ст. Григорьевой Т. А., Беседа как метод изучения детского отношения к книге; там же, Чупырина Л. А., Беллетристические произведения Б. Житкова и отношение к ним детей (готовится к печати в сборн. VI «Новые детские книги»). Отзывы о книгах Житкова в указателях: Желобовский и Рубцова, Детская литература, «Работн. просв.», М.; Лопатина С., Художественное чтение в школе I ст., Гиз, 1928; Художественное чтение в школе I ст. в связи с работой по программам Гуса, Под редакцией Байдиной, Гакиной и Смирновой, «Работн. просвещ.», М., 1928, и в ряде педагогических и библиографических журналов.

  5. Источник: Литературная энциклопедия