Словарь Брокгауза и Ефрона

    Жан-Батист (Greuze) — знаменитый франц. живописец-жанрист (1726-1805). Первоначально учился в Лионе под руководством Грандома, потом в парижской Академии художеств. Первым его произведением была картина "Отец семейства, объясняющий своим детям Библию". Будучи сделан в 1769 г. академиком, он задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении своем в Париж выставил картину "Север и Каракалла", которая не имела никакого успеха. Возвратившись к жанру, Г. вскоре завоевал себе одно из первых мест. Из многочисленных его произведений следует упомянуть "Отеческое благословение", "Проклятие", "Сельская невеста", "Счастливая мать", "Девочка с собакой", "Девушка, оплакивающая смерть своей птички" и "Разбитый кувшин". Как изобразитель семейного быта с его драмами, Г. имеет лишь немногих соперников во французской живописи. Он в совершенстве группирует фигуры; однако его сцены отчасти банальны, отчасти сантиментальны и театральны. Г. занимает во французской живописи важное место и как портретист. В его время французские портретисты мало заботились о сходстве, лишь бы изображаемые мужчины получали вид Марсов и Аполлонов, а женщины — Диан, Флор и Венер. Г. понимал портретную живопись иначе: его портреты полны сходства, жизни, выразительности, чувства. Его женские головки, может быть, носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но они необыкновенно грациозны. В петербургском Эрмитаже мы имеем пять произведений Г.: "Голова девочки", "Портрет молодого человека", "Голова молодой девушки", "Портрет мальчика" и одну из больших и лучших его композиций — "Смерть паралитика". Картины Г. были гравированы лучшими мастерами, каковы Леба, Флипар и Массар-отец. Во время французской революции Г. жил уединенно и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Г. получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид со своим холодным напыщенным псевдоклассицизмом. В 1868 году в Тюрнюсе, родине Г., воздвигнут ему памятник. В библиотеке петербургской Академии художеств хранятся богатое собрание собственноручных рисунков Г. — Ср. E. et J. de Goncour "Greuze"; J. Meyer, "Geschichte der mod. französisch. Malerei" (Лпц., 1867).

    В. Ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Greuze)

    Жан Батист (21.8.1725, Турню, Бургундия, — 21.3.1805, Париж), французский живописец. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755—56 был в Италии. Жанровые композиции Г. («Деревенская помолвка», 1761, Лувр, Париж; «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Под влиянием культа чувствительности, свойственного Сентиментализму, Г. наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом. Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки); более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты («Гравёр И. Г. Билль», 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж).

    Лит.: Mauclair С., Greuze et son temps. P., 1926.

    Ю. К. Золотов.

    Ж. Б. Грёз. «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания». 1763. Эрмитаж. Ленинград.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.