«Шатобриан Франсуа Рене»

Шатобриан Франсуа Рене в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Шатобриан Франсуа Рене»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене (4. 9.1768, Сен-Мало, ‒ 4.7.1848, Париж), французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793‒1800 ‒ в эмиграции в Англии. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим; после провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В период Реставрации ‒ посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Ш. составило основной фонд т. н. консервативного романтизма. Уже в заметках «Путешествие в Америку» (опубл. 1827) наметилось разочарование Ш. в концепции «естественного человека». «Опыт о революциях» (1797) знаменует дальнейший отход Ш. от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Ш. противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. В повести «Атала, или Любовь двух дикарей» (1801) Ш. полемизирует с концепцией «естественного состояния» (см. в ст. Ж. Ж. Руссо). Эгоистической активности индивида Ш. противопоставляет религиозное воодушевление («Гений христианства», 1802). В своей апологии христианства Ш. утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести «Рене, или Следствия страстей» (1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. Традиционная для Ш. антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества. «Мученики» (1809), «христианская эпопея», задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений «Гения христианства», воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес «История последнего из Абенсераджей» и «Натчезы» (оба опубл. в 1826), утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Ш. подвёл в мемуарах «Замогильные записки» (опубл. в 1848‒ 1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Ш. высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский.

    Соч.: CEuvres romanesques et voyages, t. 1‒2, P., 1969; в рус, пер. ‒ Рене..., в кн.: Французская новелла XIX в., т. 1, М. ‒ Л., 1959.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1976, с. 388‒93; История французской литературы, т. 2, М., 1956: Европейский романтизм, М., 1973; Moreau P., Chateaubriand, P., 1967; Bicentenaire de Chateaubriand, P., 1971; F. Aug. R. de Chateaubriand, Brux., 1968.

    А. П. Бондарев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    ШАТОБРИАН Франсуа Рене

    ШАТОБРИА́Н (Chateaubriand) Франсуа Рене де (4 сентября, Сен-Мало – 4 июля 1848, Париж), французский писатель, государственный деятель.

    Аристократ в эпоху революций

    «Певец мировой скорби» родился в Бретани в знатной, но обедневшей семье. Детские годы он провел в мрачном средневековом замке и воспитывался под влиянием страдающих от хронической меланхолии родителей: набожной, наделенной богатым воображением матери и деспотичного, чудаковатого отца. Завершив обучение в иезуитском коллеже города Ренн, Шатобриан в 1786 поступил младшим лейтенантом в Наваррский полк и стал свидетелем революционных событий в столице. Воодушевившись рассказами о великих путешественниках, он в 1791 отправился в Америку, где обрел источник вдохновения для самых замечательных своих произведений. Известия об аресте Людовика XVI(см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон) побудили его вернуться во Францию. Присоединившись к армии принцев в Кобленце, он принял участие в осаде Тионвиля. Некоторое время раненый и больной Шатобриан скитался по Бельгии, затем сумел переправиться в Англию. Здесь он вполне профессионально занялся литературным трудом и опубликовал свое первое сочинение «Исторический, политический и моральный опыт о древних и новых революциях, рассмотренных в их отношении к Французской революции(см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ)» (1797). Приехав в 1800 во Францию под чужим именем, он уже в следующем году завоевал признание публики небольшим романом «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), который поразил читателей живописным стилем и новаторским изображением страсти на фоне экзотической жизни коренных обитателей Америки. Первоначально Шатобриан намеревался включить этот роман в трактат «Гений христианства, или Красоты христианской религии» (1802), представляющий собой квинтэссенцию его творчества, поскольку в позднейших произведениях он либо развивает, либо комментирует намеченные здесь сюжеты. Главный эстетический тезис трактата состоит в том, что христианство является самой поэтической из всех религий и наиболее благоприятствует развитию, искусств и литературы. Роман «Рене» (1802), призванный иллюстрировать главу о «зыбкости страстей», в течение 50 лет служил моделью для меланхолических героев, которые терзаются недугом, названным впоследствии «болезнью века». Завоевав благосклонность Наполеона, Шатобриан поступил на дипломатическую службу, однако после убийства герцога Энгиенского(см. ЭНГИЕНСКИЙ ГЕРЦОГ Луи Антуан) (1804) отказался от должности и целиком посвятил себя литературе. В этот период вышли в свет «Мученики» (1809), эпическое повествование о конфликте между христианством и язычеством во времена Диоклетиана(см. ДИОКЛЕТИАН). С целью уточнить особенности местного колорита писатель предпринял поездку в Грецию и на Ближний Восток, а затем рассказал о пережитых впечатлениях в книге «Путешествие из Парижа в Иерусалим» (1811). Он оказал важную услугу Людовику XVIII(см. ЛЮДОВИК XVIII), издав свой памфлет «О Буонапарте и Бурбонах» (1814) всего лишь за неделю до капитуляции императорских войск. После реставрации Шатобриан был послом в Берлине (1821), Лондоне (1822) и Риме (1828). Вершина его карьеры – пост министра иностранных дел (1823), с которого он был уволен, «подобно лакею», из-за неудачной экспедиции французских войск в Испанию. В 1826 вышли в свет роман «Натчезы», посвященный дальнейшей жизни Рене среди индейцев, и «История последнего из Абенсераджей», повесть о любви араба и испанки, которых разделяет вера и давняя вражда предков. После июльской революции 1830(см. ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830) года и свержения Карла X(см. КАРЛ X) Шатобриан полностью отошел от политики, занявшись изданием своих литературных трудов. «Замогильные записки», последнее его сочинение, над которым он работал почти всю жизнь, были опубликованы посмертно (1848—1850).

    «Отец французского романтизма»

    Шатобриан, не создавший своей литературной школы, оказал огромное влияние на современных ему писателей-романтиков(см. РОМАНТИЗМ). «Гений христианства» считается одним из первых манифестов нового литературного течения. В трактате присутствуют все присущие романтизму черты: смутные порывы страстей и фантазии, вдохновенные и величественные картины природы, культ средних веков, восхищение готикой, интерес к национальной истории и фольклору. Типично романтическим героем является Рене, с которым писатель себя охотно отождествлял: человек с мятежной душой и пылким воображением исполнен сознанием собственной исключительности, но не находит себе места в обществе и замыкается в высокомерном одиночестве, одновременно страдая от своей неприкаянности. Опубликованные уже на излете романтизма «Замогильные записки» представляют собой не столько мемуары, сколько исповедь, попытку понять свое время и самого себя. Чуткое восприятие истории и тонкий психологизм сочетаются в них с характерным для Шатобриана цветистым и сочным стилем.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Лермонтовская энциклопедия

    ШАТОБРИ́́АН (Chateaubriand) Франсуа Рене (1768—1848), франц. писатель, публицист. Представитель католич. романтизма. В раннем творчестве испытал воздействие идей Ж. Ж. Руссо, поэтизировал жизнь диких индейцев в повести «Атала, или Любовь двух дикарей» (1801). В повести «Рене, или Следствия страстей» (1802) впервые в европ. лит-ре вывел тип разочарованного юноши, бегущего от цивилизации, поглощенного рефлексией.В России Ш. известен с нач. 19 в. Л. хорошо знал его сочинения. Так, фраза в «Вадиме», передающая чувства героя: «...на дне этого удовольствия шевелится неизъяснимая грусть, как ядовитый крокодил в глубине чистого, прозрачного американского колодца» (VI, 35) — восходит к соответств. выражению в «Атале...». В «Княгине Лиговской» Л. использовал этот образ пародийно (VI, 140). Дважды повторенный Л. образ: «Так храм оставленный — все храм, / Кумир поверженный — все бог» — вероятно, связан с распространенной в свое время фразой из ст. Ш.: «Есть алтари, подобные алтарю чести, которые и заброшенные, требуют жертв: бог не уничтожен от того, что храм его опустел» («Mercure de France», t. 29, № 311, 1807, 4 juillet, p. 13). К 1830 относится замысел трагедии Л.: «В Америке (дикие, угнетенные испанцами. Из романа французского Аттала)» (VI, 374); опираясь на сюжет Ш., Л., видимо, намеревался, в соответствии с вольнолюбивой традицией рус. лит-ры, разработать тему угнетения индейцев в антикрепостнич. духе. При общем для Л. и Ш. противопоставлении гармонич. природы дисгармонии человеческих страстей мн. произв. Л. («Исповедь», «Испанцы», «Вадим», «Мцыри» и др.) содержат скрытую полемику с проповедуемыми Ш. идеями смирения, поэтизацией христ. мученичества, монастырского заточения. Сравнивая образы Рене и Печорина, исследователи, как правило, отмечают больше различий, чем сходства между ними. Сюжетное сходство «Кавказского пленника» Л. и эпизода из «Атала...» объясняется типологич. общностью исходной ситуации (любовь туземной девушки к пленному врагу ее племени).Лит.: Родзевич (1), с. 11—14; Родзевич (2), с. 50—58; Шувалов (1), с. 327—29; Шувалов (4), с. 255; Дюшен (2), с. 128—30; Бем А. Л., К уяснению историко-лит. понятий, «Изв. ОРЯС АН», 1918, т. 23, кн. 1, с. 227—28; Эйхенбаум (3), с. 47—146; Эйхенбаум (11), с. 46—48; Бакинский В., Л. и его герои, «Лит. современник», 1939, № 9, с. 178—79; Дурылин (3), с. 135; Федоров В. А. (1), с. 176, 196; Федоров А. В. (2), с. 338; Томашевский, с. 476—79, 496—98; Михайлова Е. Н. (2), с. 372—75; Любович (4), с. 114—16, 129—30; Duchesne (1), p. 302—04; Markovitch M., Chateaubriand en Russie, в кн.: Mélanges d\'histoire littéraire générale et comparée offerts à F. Baldensperger, t. 2, P., 1930, p. 106—07.

  5. Источник: Лермонтовская энциклопедия