Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Альберт Эбергард Фридрих Schäffle) — немецкий экономист; род. в 1831 г.; первоначально предназначал себя богословской карьере и изучал в Тюбингене богословие и философию. Увлеченный движением 1848 г., Ш. занялся изучением экономических вопросов; в 1850 г. сделался одним из редакторов "Schwäbischer Merkur", в котором проводил идеи великогерманской партии и держался антипрусского направления. В то же время Ш. напечатал в "Deutsche Vierteljahrschrift" Котты (1856—63) несколько превосходных экономических работ, доставивших ему в 1861 г. кафедру политической экономии в Тюбингене. В 1862—65 гг. Ш. был депутатом вюртембергской второй палаты, где энергично отстаивал австрийскую политику. В 1868 г. как член таможенного парламента, Ш. с той же энергией проявлял свои антипатии к прусской политике. В том же году он был приглашен профессором в венский университет. В 1871 г. в кабинете Гогенварта занял пост министра торговли, но через полгода вышел в отставку со всем кабинетом и с этих пор, поселившись в Штутгарте, отдался исключительно научно-литературным занятиям.

    В своих первых трудах Ш. является сторонником умеренного социализма. В своих популярных лекциях, изданных в 1870 г. под заглавием "Kapitalismus und Sozialismus", он извлекает из забвения учение умеренного социалиста Марло (см.) и противопоставляет его Лассалю и Марксу. Капитализм, как строй народно-хозяйственной жизни, впервые поставил последнюю в зависимость от чисто экономических условий; он освободил народное хозяйство от старинных юридических стеснений и пут, он содействовал широкому разделению труда, развитию блестящей техники и проч.; капитализм имеет, правда, и свои теневые стороны: неравномерное распределение имущественных благ, возникновение классов тунеядцев-рантье и безработных рабочих; но целесообразное фабричное законодательство, деятельный санитарный надзор и обязательное страхование рабочих должны, по мнению Ш., содействовать устранению современной социальной неустроенности. Несмотря на то что одновременно Ш. предъявляет здесь требования об отмене косвенного обложения, системы государственных займов и об упразднении постоянной армии, он продолжает оставаться на почве государственного социализма и практических социальных реформ. В социалистическом лагере эта брошюра Ш. рассматривалась как направленная против социализма. Ближе к социалистическому идеалу подходит другая его брошюра — "Die Quintessenz des Sozialismus" (1875). Ш. пытается доказать возможность в более или менее близком будущем замены современного экономического строя новым на началах коллективизма, не скрывая все трудности психологического и материального свойства, предстоящие на пути проведения в жизнь социалистического идеала. Еще дальше Ш. идет в своем капитальнейшем труде "Bau und Lebeh des sozialen Körpers" (Тюбинген, 1875—78, и новое изд., 1896): производственные средства должны быть обобществлены; производство должно получить публично-правовую организацию; заработная плата должна выдаваться в форме особых трудовых знаков, выражающих процентную долю общей суммы производства; цены товаров, свободно образуемые до сих пор на основании закона спроса и предложения, заменяются установленными таксами.

    Независимо от отношения к социалистическим доктринам, обширный труд Ш. "Bau und Leben des sozialen Körpers" представляет собой крупный интерес, как первая замечательная попытка в немецкой литературе представить законченную социологическую систему. В введении к 1-му тому Ш. рассматривает границы социологических знаний, единство, сходство и различие социальных, органических и неорганических явлений. В первом томе дается общий анализ социального организма, рассматриваются его элементы: внешняя среда, население, семья как социальная клетка, учреждения, играющие у Ш. роль социальных тканей (жилища, пути сообщения и т. п.), и, наконец, различные социальные органы (государственные и общественные учреждения, союзы, общества, товарищества и т. п.); таким образом, в строении социального тела проводится неизменная аналогия со строением живого организма. Второй том посвящен выяснению закона социального развития. Закон этот — тот же, что во всем органическом мире, закон естественного отбора, приспособления и наследственности, закон победы высших и сложных форм жизни над низшими и примитивными. Социальный прогресс заключается, по Ш., в том, что грубая, основанная на физической силе борьба за существование вытесняется более благородными формами состязания, что элементы духа, права и морали все большее и большее место занимают в социальной организации. Ш., таким образом, стремится примирить теорию борьбы за существование и торжества силы с этическим мировоззрением и господством духа. Третий и четвертый тома заняты изображением истории развития отдельных социальных органов: семьи, населения, общества, народного хозяйства, техники, языка, письменности, народного образования и государственной власти. В приложении рассматриваются задачи и методы социальной науки. Все эти отделы развиты у Ш. далеко не равномерно. Большая часть их излагается довольно кратко и афористично; центральное место занимают весьма пространные отделы, посвященные истории развития народного хозяйства и форм государственного устройства. Густав Шмоллер в своем отзыве об этом капитальнейшем труде Ш., не отрицая крупного значения за попыткой Ш. установить единство законов биологического и социального мира, находит, что Ш. слишком поспешно и без достаточной подготовки построил свою систему, сильно преувеличив значение аналогии и параллелей между биологическими и социальными явлениями. История изображена далеко не с полнотой, соответствующей современному уровню знания; в авторе "Bau und Leben des soz. Körp." виден, по мнению Шмоллера, в гораздо большей степени высокоталантливый публицист и блестящий журналист, чем глубокий ученый и исследователь.

    В дальнейших своих трудах Ш. умеряет свои социалистические воззрения; оставаясь сторонником социальных реформ, он вполне отрицательно относится к социал-демократии и ее программе. Критику последней Ш. представил в книге "Die Aussichtlosigkeit der Sozialdemokratie" (1885). Ш. — автор хорошего, выдержавшего 3 издания учебника политической экономии ("Die Nationalökonomie oder allgemeine Wirtschaftslehre", 1861; 3 изд., 1873) и ряда превосходных работ и статей по экономическим и финансовым вопросам; собрание их издано под заглавием "Gesammelte Aufsätze" (1885—87). Из других трудов Ш. следует отметить: "Encyclopädie der Staatslehre" (1878); "Die Grundsätze d. Steuerpolitik" (1880); "Der Korporative Hilfskassenzwang" (1882); "Die Inkorporation des Hypothekenkredits" (1883); "Bekämpfung der Sozialdemokratie ohne Ausnahmegesetz" (1890); "Kern- und Zeitfragen" (1899); "Die Steuern" (1895—97, в "Handb. der Staatswiss." Frankenstein'a). С 1892 г. издает журнал "Zeitschrift für die gerammte Staatswissenschaft", в котором с 1869 г. поместил большое число крупных и мелких работ и статей.

    Ср. G. Schmoller, "Zur Litteraturgeschichte der Staats- und Sozialwissenschaften" (1888, стр. 211—232).

    M. М—н.

    II (дополнение к статье)(Schäffle) — нем. экономист; ум. в 1903 г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Ше́фле (Schäffle) Альберт Эберхард Фридрих (24.2.1831, Нюртинген, — 25.12.1903, Штутгарт), немецкий и австрийский экономист, социолог и государственный деятель Профессор политэкономии в университетах Тюбингена (1860—68) и Вены (1868—1871), министр торговли Австрии (1871), редактор журнала «Zeitschrift für die gesarnte Staatswissenschaft».

    Сторонник органической школы (См. Органическая школа) в социологии, Ш. выделялся усвоением взглядов не только О. Конта и Г. Спенсера, но и немецкого классического идеализма (Г. Гегеля и др.). Ш. считал органическое единство общества результатом превращения взаимодействующих субъективных воль и оценок в «коллективное сознание», в «дух народа». Признаком «социального тела», согласно Ш., является идеальная, духовно-психическая связь индивидов, овеществляемая в их символических и технических действиях. Она коренным образом отличается от связи клеток в организме.

    В переизданиях своего главного труда «Строение и жизнь социальных тел» (т. 1—4, 1875—78) Ш. всё осторожнее пользовался биоорганизмическими аналогиями, трактуя их как методологический прием. Вместе с тем в его работах усилились идеалистические тенденции.

    В экономической теории Ш. подчеркивал этико-волевую природу экономической жизни и искал для неё рациональное этико-антропологическое основание. Будучи видным представителем Катедер-социализма, Ш. называл «социализмом» всякое вмешательство государства в экономику, призывал к сотрудничеству между пролетариатом и буржуазией. Социализм Ш. был, по выражению Ф. Энгельса, «... всего лишь феодальной реакцией...» на развитие капитализма (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 140)..

    Соч.: Über die ethische Seite der national-ökonomischen Lehre vom Werte, Tübingen, 1862; Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirtschaft, 3 Aufl., Bd 1―2, Tübingen, 1873; Die Aussichtslosigkeit der Socialdemokratie 4 Aufl., Tübingen, 1891; Die Steuern, Bd 1—2, Lpz., 1895—97; Aus meinem Leben, Bd 1—2, В., 1905; в рус. пер. — Капитализм и социализм, ч. 1, СПБ, 1871; Квинтэссенция социализма, СПБ, 1906; Сущность социализма, П., 1917; Основные связи умственной организации, в кн.: Зомбарт В., Социология, Л., 1926.

    Лит.: Л. Д. С., Взгляды Шеффле на общество, «Русская мысль», 1892, кн. 12; Mann F. К., Albert Schäffle als Wirtschafts-und Finanzsoziologe, в кн.: Gründer der Soziologie, Jena, 1932; Wiese L. von, Albert Schäffle als Soziologe, там же.

    А. Д. Ковалев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ШЕ́ФФЛЕ

    (Schäffle), Альберт Эберхард (24 февр. 1831 – 25 дек. 1903) – нем. политэконом и социолог. Профессор политэкономии в ун-тах Тюбингена (1860–1868), Вены (1868–70) и Штутгарта (1871–1903). В 1871 был министром торговли Австрии. Редактор "Zeitschrift für die gesamte Staatswissenschaft".

    Ш. независимо и одновременно с П. Лилиенфельдом, А. Эспинасом и Р. Борисом выдвинул осн. идеи органической школы в социологии, уподобляя в своей осн. социологич. работе "Строение и жизнь социальных тел" ("Bau und Leben des sozialeri Körpers", Bd 1–4, Tubingen, 1875–78; 3 AufL, Bd 1–2, Tubingen, 1896) общество организму, видя в первом "социальное тело" с социальными тканями, с особыми социальными органами, причем основу развития социальной жизни Ш. искал в дарвиновском принципе борьбы за существование. Он резко выступал против индивидуалистич., механически-атомистич. понимания общества. В последние годы жизни под влиянием критики Ш. смягчил и несколько изменил ряд своих осн. положений, подчеркивая приблизительный и подчас условный характер органико-биологич. и психологич. аналогий. Неизменным осталось убеждение Ш. в преимуществе целостного подхода к рассмотрению социальных явлений (см. "Abriss der Soziologie", hrsg. von К. Bücher, Tübingen, 1906).

    Социологич. концепция Ш. дуалистична, исходит из признания как духовных, так и материальных предпосылок обществ. развития. Подлинным предметом социологии Ш. все же признавал духовные взаимоотношения между людьми, сводя социологию к анализу способов общения. Духовно-этич. ценности Ш. выдвигал в качестве осн. факторов, приведших к возникновению общества и культуры (выделяя, напр., в качестве такого фактора воспитанность – Gesittung). Подобные методологич. установки проявлялись и в работах по политэкономии, к-рую он пытался поставить на "этико-антропологич. основу".

    Ш. – один из виднейших представителей катедер-социализма. К идеям марксизма относился противоречиво – от признания ряда положений экономич. учения Маркса (истолковывавшихся, правда, с выхолащиванием их революц. содержания) до полного отрицания идей науч. социализма ("Бесперспективность социал-демократии" – "Die Aussichtslosigkeit der Sozialdemokratie", Tübingen, 1891).

    Социологич. идеи Ш. оказали большое влияние на концепции амер. социологов Смолла и Кули.

    Соч.: Über die ethische Seite der nationalökonomischen Lehre vom Werte, Tübingen, 1862; Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirtschaft, 3 Aufl., Bd 1–2, Tübingen, 1873; Gesammelte Aufsätze, Bd 1–2, Tübingen, 1885–87; Aus meinem Leben, Bd 1–2, В., 1905; в рус. пер. – Капитализм и социализм, ч. 1, СПБ, 1871; Квинтэссенция социализма, СПБ, 1906; Сущность социализма, П., 1917.

    И. Добронравов. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедия социологии

    Шеффле (Шефле) (Schaffle) Альберт Эберхард Фридрих (24.02.1831, Нюртинген-25.12.1903, Штутгарт) - нем. и авст. экономист, социолог и государственный деятель, проф. политэкономии в университетах Тюбингена (1860-1868) и Вены (1868-1871), министр торговли Австрии (1871), редактор журнала "Zeitschrift fur die gesamte Staatswissen schafb.

    Будучи сторонником органической школы в социологии, Шеффле соединил в своей концепции взгляды Конта и Спенсера с идеями немецкого классического идеализма (Гегеля и др.). Шеффле считал органическое единство общества результатом превращения взаимодействующих субъективных воль и оценок в "коллективное сознание", в "дух народа". Признаком "социального тела", согласно Шеффле, является идеальная духовно-психическая связь индивидов, овеществляемая в их символических и технических действиях. Она коренным образом отличается от связи клеток в организме. В переизданиях своего главного труда "Строение и жизнь социальных тел" Шеффле все осторожнее пользовался биоорганическими аналогиями, трактуя их как методологический прием. Вместе с тем в его работах усилились идеалистические тенденции.

    В экономической теории Шеффле подчеркивал этико-волевую природу экономической жизни и искал для нее рациональное этико-антропологическое основание. Будучи видным представителем катедер-социализма, Шеффле называл "социализмом" всякое вмешательство государства в экономику, призывал к сотрудничеству между пролетариатом и буржуазией.

    Соч.: 1) Капитализм и социализм. Ч. 1. СПб., 1871. 2) Квинтэссенция социализма. СПб., 1906. 3) Bau und Leben des sozialen Korpers. Bd 1-4. Tub., 1875-1878.

  7. Источник: Энциклопедия социологии