I
Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, — 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803—15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819—28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по архитектурной части (с 1854) петербургской АХ. Родоначальник официально внедрявшегося царским правительством эклектичного русско-византийского стиля (см. Псевдорусский стиль). Многие постройки Т. отличаются передовыми конструктивными решениями (использование крупных металлических конструкций и др.) и высоким качеством строительных работ. Произведения: Храм Христа Спасителя (1837—1883, не сохранился), Большой Кремлёвский дворец (1839—49; см. илл.) и Оружейная палата (1844—51) в Кремле, всё — в Москве; вокзалы — Николаевский (ныне Ленинградский; 1849) в Москве и Николаевский (ныне Московский; 1851) в Ленинграде (оба реконструированы в 1960—70-е гг. с сохранением первоначального фасада); альбом «Проекты церквей...» (1838).
Большой Кремлёвский дворец. Внешний вид.
II(Tone)
Тиоболд Уолф (20.6.1763, Дублин, — 19.11.1798, там же), ирландский революционер и демократ. Один из основателей революционно-патриотического общества «Объединённые ирландцы» (1791). Выступал за национальную независимость Ирландии, гражданское, политическое и религиозное равноправие, за установление республиканско-демократического строя. В 1795 (после фактического запрещения общества) эмигрировал в США, а затем во Францию. В период подготовки и во время ирландского восстания 1798 участвовал в попытках высадки французского десанта в Ирландии для помощи восставшим. После поражения восстания был взят в плен на борту французского военного корабля, доставлен в Дублин и приговорён к повешению. Накануне казни покончил с собой.
Соч.: The autobiography, v. 1—2, L., 1893.
III[греческое tо́nos — повышение голоса, тон, ударение; буквально — (натянутая) верёвка, натяжение, напряжение], 1) звук, обладающий определённой высотой; музыкальный звук. Он может быть либо чистым синусоидальным колебанием данной частоты (чистый тон), либо содержать составляющие несколько частот (см. Звук музыкальный). 2) Интервал в октавы (большая секунда; также уменьшенная терция, дважды увеличенная прима); то же, что целый Т. 3) В системе так называемых церковных ладов (см. Средневековые лады) обозначение лада (например, 1 тон, VI тон, VIII тон). 4) Устаревшее наименование тональности (См. Тональность). 5) Звук определённой высоты как настройка в той или иной тональности («задать Т.»). 6) В различных связях с др. словами и терминами — звук: Вводный тон (лада), терцовый Т. (аккорда), Т. натурального звукоряда (См. Натуральный звукоряд), Обертон и др. 7) Качество или характер звучания инструмента (как такового или в руках определённого исполнителя; например, «приятный Т.», «бархатный Т.»). 8) У мейстерзингеров мелодия, в особенности мелодия-модель, для распевания на различные тексты (например, мелодия Г. Сакса «Серебряный тон»).
Ю. Н. Холопов.
IVцветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами «красный, синий, сиреневый» и т.д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой Т. (например, «изумрудная зелень», «лимонная», «жёлтая» и т.д.). В живописи Т. называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчётом на объединение цветов общим Т. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях Т. в картине может быть серебристым, золотистым, тёплым или холодным и т.д. Термином «Т.» в живописи определяют также светлоту цвета.
Vв языке,
1) мелодическое варьирование высоты звука (звуковысотных характеристик) при произнесении слогов, фонологически значимое в языке. Т. реализуется в виде повышения или понижения голоса, которое может быть либо неизменным (равновысотным) на протяжении слога, либо изменяться от одного высотного уровня к другому. Число таких уровней (регистров) в разных языках различно, но в целом оно предположительно не превышает 4 (верхний, два средних и нижний). Т., не изменяющие регистра на протяжении слога, называются ровными; изменяющие регистр называются скользящими (контурными). Последние группируются по характеру направленности: однонаправленные (восходящие/нисходящие), двухнаправленные (восходяще-нисходящие/нисходяще-восходящие). Например, в китайском языке мā — «мать» (ровный Т.), на́нь — «юг» (восходящий Т.), ли — «стоять» (нисходящий Т.), сě — «писать» (нисходяще-восходящий Т.). В некоторых языках (например, во вьетнамском) для различения Т. важны и др. признаки: интенсивность, длительность, фарингализация, наличие гортанной смычки. Реализация Т. может зависеть и от качества согласных, входящих в слог (например, в тангутском языке глухие начальные согласные сочетаются с высоким регистром слогового Т., звонкие — с низким). Высотные (тональные) модификации голоса как элемент фразовой мелодики свойственны всем языкам, но не во всех имеются Т. (см. Тональные языки). В некоторых языках (например, в сербскохорватском) Т. различаются лишь в ударном слоге; в этом случае Т. обычно рассматриваются как разновидность словесного ударения (см. Музыкальное ударение). В языках, где Т. свойственны всем слогам, они называются также слоговым акцентом. Т. образуют особую систему суперсегментных единиц языка (См. Суперсегментные единицы языка) со своей парадигматикой (См. Парадигматика) и синтагматикой (См. Синтагматика). Т. являются средством выражения лексических и грамматических значений, например, в китайском языке шū — «терять», ши́ — «десять», шù — «дело», шé — «история»; в нуэр (нилотский язык) lèi — «животное», léi — «животные», В речевом потоке различия между Т. покоятся на линейном контрасте, а не на абсолютной физической высоте звука; один и тот же Т. в разных позициях может изменять свои абсолютные характеристики, но его опознаваемость сохранится благодаря контрасту с др. Т. и парадигматическому единству морфемы (См. Морфема). Количество Т. в языках мира колеблется от 2 до 10.
2) Акустическая характеристика звука, определяемая концентрацией энергии в области верхних или нижних частот. В фонетике (См. Фонетика) вместо термина «Т.» в этом значении употребляется термин «тональность». Различаются высоко тональные и низко тональные звуки; например, по средней частоте форманты (См. Форманта) F2 гласные в русском языке «у», «о», «а» относятся к низко тональным, «э», «и» — к высоко тональным. В фонологии (См. Фонология) эта характеристика используется как один из универсальных различительных признаков фонем (См. Фонема), входящий в систему признаков, сформулированных Р. О. Якобсоном и М. Халле.
Лит.: Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964; Pike К. L., Tone languages, 5 print., Ann Arbor, 1961; Wang S.-J., Phonological features of tone, «International journal of American linguistics», 1967, v. 33, №2, pt. 1; Welmers Wm. Е., African language structures, Berkeley—Los Ang. — L., 1973.
В. А. Виноградов.
муж., франц., муз. всякий звук, звон, гул, голос; а всякое изменение звука есть повышение или понижение тона. Попасть в тон, взять заданную ноту.
| муз. качество звука или зык. Хороший и плохой тон скрипки. У этого рояля тон полный, густой и мягкий. Тон струнных инструментов резче, чем духовых.
| муз. лад, который бывает мажорный (дур) и минорный (моль), а в каждом еще подразделения, по числу нот; в нашей церковной музыке тон иля лад заменяют гласы.
| живоп. степень яркости или господства того или другого цвета, краски; общность краски, масть.
| Общность речи и приемов человека, образ обращения его с людьми. Человек хорошего тона, знающий все светские приличия. Он говорит тоном учителя, или начальника. Задавать тону, франтить, пускать пыль в глаза.
| см. тонна. Тоника, основная нота, господствующий звук, тоническая нота, главная в тоне. Тонический размер стихов, напевный, русский, основанный на слово- (а не на слого-)ударении.
| ·врач. тонические судороги, от чрезмерного напряжения мышц, ·противоп. клонические. - снадобье, крепительное для нервов.
ТОН, -а, мн. -а́, -о́в и -ы, -ов, муж.
1. Звук определённой высоты; музыкальный звук в отличие от шума. Низкий т. Мягкий т. скрипки. Нежный т. Тоном ниже (также перен.: поспокойнее, не так горячо, не так громко; разг.). Попасть в т. (также перен.: сделать так, чтобы угодить кому-н., удовлетворить кого-н.).
2. (мн. -ы, -ов). Звук работающего сердца, а также звук, получаемый при выстукивании внутренних органов. Тоны сердца чистые.
3. Оттенок речи, её звучания. Надменный т. Переменить т. На высоких (повышенных) тонах разговаривать (раздражённо, ссорясь).
4. (мн. -а, -ов). Характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту. Светлые, пастельные тона. Тёплые тона. Холодные тона.
5. ед. Характер поведения, обращения с людьми, склад жизни. Изменился весь т. жизни. Хороший т. (благовоспитанность). Дурной т.
| прил. тоновый, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.; спец.) и тоновой, -ая, -ое (к 4 знач.; спец.).
-а, мн. тона́ и то́ны, м.
1. муз., физ.
Характеристика звука (высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний): музыкальный звук в противоположность шуму.
Аккорд из четырех тонов. Низкий тон. Высокие тона.
□
Она услышала вдруг тихие, переливчатые тоны свирели. Короленко, Слепой музыкант.
2. (мн. то́ны). мед.
Звук работающего сердца, его клапанов; звук, получаемый при выстукивании полых органов человеческого тела.
Тоны сердца. Кишечный тон. Притупление тона в левой доле легких.
3. муз.
Интервал темперированной гаммы, состоящий из двух полутонов и принимаемый за единицу при определении разности звуков по их высоте.
Переложить арию на два тона ниже.
4.
То же, что тональность (муз. устар.).
Мажорный тон. Минорный тон.
|| перен. (обычно с прил.: „мажорный“, „минорный“).
Эмоциональная настроенность, настроение.
Мажорный тон стихов.
□
Это счастливое, возбужденное настроение часто переходило у Гаврилы Степаныча в минорный тон. Мамин-Сибиряк, Сестры.
Адажио было в тоне того чувства воспоминания, которое было вызвано разговором за чаем, и я сыграла, кажется, порядочно. Л. Толстой, Семейное счастие.
5.
Характер, оттенок звучания инструмента или голоса.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. Тургенев, Накануне.
6.
Высота или сила звучания голоса говорящего человека.
— Басанова арестовали, — прибавил он, несколько понизив тон. Тургенев, Новь.
— Не слушает, — подумал он и немного повысил тон. М. Горький, Жизнь ненужного человека.
7. обычно кого или какой.
Характер звучания речи, манера произношения (или письма), выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности душевного склада и т. п.
Властный тон. Ласковый тон. Деловой тон.
□
Все это зажгут, — объяснял Вася тоном знатока. — Плошки приготовлены в машинной. Мамин-Сибиряк, Три конца.
Они вполголоса разговаривали по-польски; по тону, каким они говорили, чувствовалось, что они большие друзья. Вересаев, Марья Петровна.
||
Манера, стиль письма, повествования.
Полемический тон.
□
Статейки я писать могу В великосветском, модном тоне. Н. Некрасов, Песни о свободном слове.
||
Манера, стиль театральной игры.
Барсова вела роль [кумушки] в ярких, буффонных тонах. Поляновский, Барсова.
В отличие от Художественного театра, где в постановке преобладали комедийные краски, у нас «Вишневый сад» ставился в реально-лирических тонах. Ходотов, Близкое — далекое.
8. с определением.
Характер, стиль поведения, жизни.
Правила хорошего тона.
□
В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Пушкин, Евгений Онегин.
Барские палаты были заняты купечеством, и барский тон сменился купеческим. Гиляровский, Москва и москвичи.
|| чего или какой.
Характер или общий вид чего-л.
Весь тон воспитательной обстановки [у помещиков Затрапезных] был необыкновенно суровый. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
Комната была обставлена умело и со вкусом . Дорогая мебель красного дерева, обилие редких растений, несколько приличных масляных картин придавали ей солидный тон. Куприн, Негласная ревизия.
9.
Цвет, окраска, а также оттенок какого-л. цвета, отличающийся той или иной степенью яркости, насыщенности.
Светлые
тона. □
Этот мрамор имеет тон бледного тела женщины. Репин, Воспоминания о В. В. Стасове.
Яркая луна взошла над Средиземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие тона. Билль-Белоцерковский, Старый Чили.
в тон с оттенками одного цвета; одинакового цвета, окраски. Портьеры в тон мебели. с той же интонацией, в той же манере, с тем же настроением. фальшивя, не в нужной тональности. в том же духе, стиле; под стать чему-л. Терраса простая, сколоченная из леса, под тон всей остальной простой и деревянной сибирской архитектуре. Гарин-Михайловский, По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову. более взволнованно, раздраженно. менее взволнованно, раздраженно или менее вызывающе, заносчиво. устар. важничать, зазнаваться, задаваться. — Человек он, по-моему, дрянь: выслужился , женившись на чьей-то побочной дочери, и заважничал. Тон задает. Гоголь, Мертвые души. 1) указать хору тональность перед пением. [Регент] тонким голосом, бережно, точно сообщая хору какую-то нежную тайну, задал тон. Куприн, Мирное житие; 2) дать нужное направление ходу, течению чего-л. Перед тем как предоставить Петьке слово, Алексей решил дать тон собранию. Замойский, Лапти; 3) показать пример в чем-л., стать образцом для других. начать говорить громче обычного, с раздражением. начать говорить менее взволнованно, раздраженно или менее вызывающе, заносчиво. сказать или сделать что-л. уместное или угодное, приятное кому-л.
[От греч. τόνος — поднятие, возвышение, повышение голоса]
ТОН, тона, мн. тоны-тона, тонов, муж. (греч. tonos).
1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). «Аккордом называется одновременное сочетание трех, четырех или пяти различных тонов, расположенных известным образом.» Римский-Корсаков. Высокие тоны. Низкий тон.
2. Звук, шум работающего сердца; характер этого звука, шума (мед.). Глухие тона. Чистые тона. Первый, второй тон.
3. Интервал темперированной гаммы, состоящий из двух полутонов и принимаемый за единицу при определении разности звуков по их высоте (муз.). Большая терция состоит из двух тонов. Между верхней и нижней нотой октавы - шесть тонов. Взять тоном выше, ниже. Переложить партию несколькими тонами ниже (напр. переделать теноровую партию для баритона).
4. То же, что тональность (муз. устар.). Мажорный, минорный тон. Попасть в тон (вступить голосом или инструментом так, чтобы звук соответствовал тональности).
5. только ед. Характер, оттенок звучания инструмента или голоса (муз.). Мягкий тон. Нежный тон скрипки. Сочный тон виолончели.
|| характер звучания, придаваемый инструмент (обычно струнному) исполнителем (муз.). У этого скрипача прекрасный тон. Ему надо смягчить тон.
6. перен. Тот или иной оттенок, характер краски, цвета - с точки зрения степени яркости, колорита (живоп.). Нежные тона акварели. Картина выдержана в светлых тонах.
7. перен. только ед. Тот или иной оттенок речи. Говорите, пожалуйста, спокойным тоном. Повысить тон. Сбавить тон. Высокомерный тон. Говорить в тон кому-нибудь. Перемените ваш тон! Если вы будете говорить со мной таким тоном, то я уйду.
8. перен., только ед. Тот или иной оттенок поведения, общения с людьми (устар.). Хороший тон (благовоспитанность, светскость). Дурной тон. «Деликатность и боязнь нарушить хороший тон заставляет меня повиноваться дамам.» Чехов. «Довольно скучен высший тон.» Пушкин.
❖
Задать тон - см. задать. Попасть в тон кому - перен. сказать или сделать что-нибудь так, чтобы это было угодным, подходящим, приятным для кого-чего-нибудь. Тоном ниже или тоном выше (говорить и т.п.) - перен. более спокойно или, наоборот, более взволнованно. «Доктор встрепенулся и заговорил тоном ниже.» Чехов.I
м.1.
Музыкальный звук определённой высоты (в отличие от шума).
отт. Качество звучания музыкального инструмента или голоса.
2.
Принимаемое за единицу соотношение по высоте двух звуков темперированного звукоряда, равное двум полутонам.
3.
Звук работающего сердца.
4.
Звук, возникающий при выстукивании полых органов человеческого тела.
5.
Характер звучания голоса, его тембровая окраска; тональность I 2..
отт. Эмоциональный оттенок голоса, речи.
6.
перен.Манера разговаривать.
7.
перен.Стиль жизни, манера поведения в обществе.
II
м.1.
Оттенок какого-либо цвета, отличающийся степенью яркости, насыщенности.
2.
Основной, преобладающий цвет, сообщающий цельность колориту.
ТОН (от греч. tonos - напряжение - повышение голоса, ударение),..1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок
2)] Тоновое (музыкальное) ударение, основанное на изменении тона (в 1-м значении) во время произнесения данного слога
3) В музыке - Звук, обладающий определенной высотой (см. Звук музыкальный). Целый тон - расстояние между звуками, равное 1/6 октавы; полутон - наименьшее расстояние между звуками в современной 12-тоновой музыкальной системе.
ТОН цветовой -..1) качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других цветов (напр., красный от синего)
2)] Общий тон, светотеневой или цветовой строй произведения.
ТОН цветовой, 1) качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других цветов (например, красный от синего). 2) Общий тон, светотеневой или цветовой строй произведения.
ТОН (от греческого tonos - напряжение, повышение голоса, ударение), 1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебаний голосовых связок. 2) В некоторых языках тоновое (музыкальное) ударение, основанное на изменении тона (в 1-м значении) во время произнесения какого-либо слога и играющее смыслоразличительную роль. 3) В музыке звук, обладающий определенной высотой. Целый тон - расстояние между звуками, равное 1/6 октавы (смотри Интервал); полутон - наименьшее расстояние между звуками в современной 12-тоновой равномерно-темперированной музыкальной системе (смотри Темперация).
, Константин Андреевич (1794-1881). Русский зодчий. Работал в двух стилистичеких направлениях: проекты в стиле классицизма (перестройка интерьеров Академии художеств в Петербурге, пристань-набережная перед академией художеств (1832-18340), постройка Малого театра в Москве (1840), Дома Инвалидов в Измайлове в Москве и др.),и работы в "русском" стиле: церковь Св. Екатерины (1831), храм Христа Спасителя в Москве, церковь Св. Мирония на набережной Обводного канала в Петербурге (проект 1849-1851) и др. Строительство огромного храма Христа Спасителя длившееся около полувека и стало своеобразной школ/эй мастерства - здесь после окончания Академии художеств и Московского архитектурного училища проходили практику молодые зодчие. Несомненной градостроительной удачей архитектора стало выверенное расположение грандиозного храма в некотором удалении от Кремля на берегу Москвы-реки.Источник:"Архитектурный словарь"
род. п. -а, начиная с Петра I (см. Смирнов 291). Заимств. через нем. Тоn или франц. tоn из лат. tonus от греч. τόνος "натяжение": τείνω "натягиваю".
муж. (в разных смыслах) tone (о голосе, часто мн.) не говорите таким тоном ≈ don't use that tone of voice, don't talk in that tone of voice говорить авторитетным тоном ≈ to dogmatize авторитетным тоном ≈ dogmatically тоном выше тоном ниже повелительным тоном переменить тон повысить тон сбавлять тон световые тона холодные тона в тон ≈ in tune with, in unison with (петь);
to match smth., to go well with (по цвету);
to the same fashion, in the same tone, matching smb.'s tone (ответить, сказать в тон кому-л.) не в тон ≈ (петь, играть) out of tune, off-key попасть в тон хороший тон дурной тон задавать тонм.
1. (о звуках, цвете) tone;
низкий ~ low tone;
высокие ~а high tones;
светлые ~а light tones/shades;
2. (о речи) tone of voice;
tones pl.;
властный ~ commanding tones;
ласковый ~ affectionate tone of voice;
говорить спокойным ~ом speak* calmly;
3. (манера, стиль повествования) tone, style, manner;
полемический ~ polemical style;
4. (характер, стиль поведения) style;
это считается хорошим (плохим) ~ом it`s considered good (bad) form-style;
~ом выше, ниже муз. a tone higher, lower;
перен. raising, lowering one`s voice;
задать ~
1) муз. set* the pitch, give* the note;
2) (показать пример ) lead*/set* the fashion;
3) (дать направление) give* a lead;
повысить ~ raise one`s voice;
сбавить ~ quieten down;
(говорить менее заносчиво) pipe down, sing* small;
в ~
1) (одинакового цвета) to match;
2) (с той же интонацией) in tune;
не в ~ out of tune (with).
color, shade, tone
m.tone, pitch
тон м 1. Ton m 1a*; Laut m 1a (го''лоса); Tonart f c, Tonalität f c (тональность) резким тоном in barschem Ton повелительным тоном im Befehlston сбавить тон seinen Ton mäßigen взять неверный тон sich im Ton vergreifen* (тж. перен.) не говорите со мной таким тоном ich verbitte mir diesen Ton 2. (оттенок цвета, краски) Ton m, Tönung f c в светлых тонах in hellen Tönen 3.: тоны сердца мед. Herztöne m pl а хороший тон guter Ton дурной тон schlechter Ton; schlechte Manieren попасть в тон den richtigen Ton finden*
м
1)Ton m (умл.); Laut m(голоса); Tonart f, Tonalität f(тональность)
резким тоном — in barschem Ton
повелительным тоном — im Befehlston
сбавить тон — seinen Ton mäßigen
взять неверный тон — sich im Ton vergreifen(непр.)(тж. перен.)
не говорите со мной таким тоном — ich verbitte mir diesen Ton
2)(оттенок цвета, краски) Ton m, Tönung f
в светлых тонах — in hellen Tönen
3)
тоны сердца мед. — Herztöne m pl
•
•
хороший тон — guter Ton
дурной тон — schlechter Ton; schlechte Manieren
попасть в тон — den richtigen Ton finden(непр.)
м. в разн. знач.
ton m
переменить тон — changer de ton
заставить переменить тон — faire baisser le ton
не говорите со мной таким тоном — ne le prenez pas avec moi sur ce ton
повелительным тоном — d'un ton impérieux, d'un ton de maître
тоном выше — d'un ton plus haut(придых.)
тоном ниже — d'un ton plus bas
пастельные тона — tons pastels
теплый тон — ton chaud
•
•
попасть в тон кому-либо — se mettre au ton de qn
задавать тон — donner le ton
хорошего тона — de bon ton
дурного тона — de mauvais ton
м. (мн. тона́, то́ны)
tono m (в разн. знач.)
высо́кий, ни́зкий тон — tono alto, bajo
све́тлые тона́ — tonos claros
то́ны се́рдца — tonos cardíacos, ruidos del corazón
то́ном вы́ше, ни́же — en un tono más alto, más bajo
хоро́шего, дурно́го то́на — de buen, de mal tono
повели́тельным, ла́сковым то́ном — con tono imperioso, cariñoso
перемени́ть тон — mudar de tono
сба́вить тон — bajar el tono
попа́сть в тон — ponerse a tono
задава́ть тон — dar tono
не говори́те со мной таки́м то́ном — no hable conmigo (no me venga) con ese tono
м.
1) муз. физ.(звук) tono, timbro
низкий / высокий тон — tono basso / alto
2)мед. (мн. тоны) tono
глухие тоны сердца — toni cardiaci sordi
3)муз.(интервал) tono
взять тоном выше / ниже — alzare / abbassare il tono
4)муз.(тональность) tono m
мажорный / минорный тон — tono maggiore / minore
5)(характер звучания, манера) tono
в угрожающем тоне — con tono / fare minaccioso
в сатирическом тоне — in chiave satirica
повелительным тоном — con tono perentorio / imperioso
говорить в тон — parlare a tono
говорить не в тон — uscire di chiave / tono
петь / играть не в тон — sbagliare tonalità, uscire di / dal tono, stonare vi(a)
попасть в тон — essere in chiave
найти нужный тон — trovare la nota giusta
переменить тон — cambiare tono / registro
6)(стиль поведения) contegno, garbo, decoro; tono(di condotta)
правила хорошего тона — galateo m, le regole della buona creanza
это признак хорошего тона — (cio) denota buon gusto
это дурной тон — bella educazione!; che cattivo gusto!; che modi (son questi)?!
в этом тоне — in / di
7)(цвет, окраска) tono
яркие тона — toni vivaci
в тон, под тон — intonato a...
галстук в тон — la cravatta intonata / coordinata al vestito
задать тон(+ Д) — dare il la
задавать тон — menare la danza
попасть в тон — dire in chiave; andare / fare a tono
звук определ. высоты; в простейшем случае — чистый тон, т. е. синусоидальное колебание данной частоты. Т. может иметь тембральную окраску, т. е. содержать составляющие неск. частот. Высота Т. определяется осн. частотой звука (основной тон) и в небольшой степени зависит от его громкости.
сердца (греч. tonos музыкальный тон, лат. tonus тон) — аускультативный феномен; короткий звук, выслушиваемый в области сердца и обусловленный его деятельностью.
Тон I — см. Тон систолический.
Тон II — см. Тон диастолический.
Тон III — см. Тон желудочковый.
Тон IV — см. Тон предсердный.
Тон OS (английский opening snap щелчок открытия) — см. Тон открытия митрального клапана.
Тон ба́рхатный — см. Дмитренко бархатный тон.
Тон второ́й — см. Тон диастолический.
Тон диастоли́ческий (син.: тон II, тон второй) — Т., обусловленный захлопыванием и напряжением полулунных заслонок клапанов аорты и легочного ствола.
Тон желу́дочковый (син.: тон III, тон третий) — Т., обусловленный изменением тонуса миокарда желудочков при поступлении в них крови во время диастолы сердца.
Тон откры́тия митра́льного кла́пана (син.: тон OS, щелчок открытия митрального клапана) — дополнительный Т., следующий непосредственно за диастолическим Т. и обусловленный запаздыванием раскрытия деформированных створок клапана при сужении левого предсердно-желудочкового отверстия.
Тон п́ервый — см. Тон систолический.
Тон предсе́рдный (син.: тон IV, тон четвертый) — Т., обусловленный сокращениями миокарда предсердий; аускультативно обычно не воспринимается; регистрируется при низкочастотной фонокардиографии.
Тон систоли́ческий (син.: тон I, тон первый) — Т., обусловленный изменением тонуса, сокращением миокарда желудочков и захлопыванием предсердно-желудочковых клапанов.
Тон систоли́ческий перикардиа́льный — систолический Т., отличающийся своеобразным оттенком, обусловленным колебаниями более высокой частоты; иногда наблюдается при плевроперикардиальных сращениях.
Тон сумми́рованный — Т., обусловленный суммацией звуков, возникающих при захлопывании предсердно-желудочкового и аортального клапанов, а также клапанов легочного ствола.
Тон тре́тий — см. Тон желудочковый.
Тон четвёртый — см. Тон предсердный.
ТОН -а; мн. тона́ и то́ны; м. [от греч. tonos - поднятие, возвышение, повышение голоса]
1. Музыкальный звук определённой высоты в отличие от шума. Низкий, высокий т. Колокола разных тонов. Переливчатый т. скрипки. Аккорд из четырёх тонов. Петь, играть не в т. (фальшивя, не в нужной тональности). Попасть в т. (также: сказать или сделать что-л. уместное или угодное, приятное кому-л.).
2. Муз. Соотношение двух звуков темперированного звукоряда, принимаемое за единицу при определении разности звуков по высоте и равное двум полутонам. Переложить арию на два тона ниже. Повысить т. (также: начать говорить громче обычного, с раздражением). Понизить т. (также: начать говорить тише, менее раздражённо, взволнованно).
3. мн.: то́ны. Мед. Звук работающего сердца, его клапанов; звук, получаемый при выстукивании полых органов человеческого тела. Глухие, чистые тоны. Тоны сердца звучные. Кишечный т. Притупление тона в левой доле лёгких.
4. Характер, оттенок звучания инструмента или голоса. Нежный, ласковый т. Властный, надменный т. Переменить т. Говорить, сказать в т. (с той же интонацией, в той же манере, с тем же настроением). На высоких, повышенных тонах разговаривать (раздражённо, ссорясь). Перестань говорить таким тоном!
5. Манера, стиль общения, письма, повествования. Шутливый, иронический, саркастический т. Полемический, язвительный, грубый т. статьи, выступления. Взять, найти верный т. с кем-л. (правильную форму общения).
6. только ед. Характер, стиль поведения, жизни. Правила хорошего тона. Изменился весь т. жизни. Это дурной т.! (невоспитанность).
7. Цвет, окраска, а также оттенок какого-л. цвета, отличающийся той или иной степенью яркости, насыщенности. Светлые, пастельные тона. Тёплый, холодный т. Небо окрасилось в золотистые тона. В т., под т. чему-л. (о гармонии цветов, цветовых оттенков).
8. Косметическое средство, накладываемое на лицо для усиления выразительности лица, скрадывания изъянов и т.п. Яркий, модный т. Серебряный, блестящий т. Наложить, стереть, растереть т.
◊ Задать, дать тон. 1. Указать хору тональность перед пением. -2. Дать нужное направление хору, течению чего-л. -3. Показать пример в чём-л., стать образцом для других. Основной тон. Спец. 1. Звук аккорда, совпадающий с первой ступенью гаммы и слышимый отчётливее, чем другие. -2. Самый низкий звук, получаемый от колебания звучащего тела, слышимый лучше других и обозначаемый обычно как единственно звучащий.
◁ Тона́льный; Тоново́й; То́новый (см.).
* * *
тонI
(от греч. tónos — напряжение, повышение голоса, ударение), 1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок.2) Тоновое (музыкальное) ударение, основанное на изменении тона (в 1-м значении) во время произнесения данного слога.3) В музыке — звук, обладающий определённой высотой (см. Звук музыкальный). Целый тон — расстояние между звуками, равное 1/6 октавы; полутон — наименьшее расстояние между звуками в современной 12-тоновой равномерно темперированной музыкальной системе.
II
цветовой, 1) качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других цветов (например, красный от синего);2) общий тон, светотеневой или цветовой строй произведения.
(нем. Ton - звук, от греч. tonos, букв. - напряжение, натяжение) - одно из основных, широко используемых в теории музыки понятий.
1) В муз. акустике - часть спектра звука, образованная периодич. колебат. движениями: частичный Т., аликвотный Т., обертон (существует термин "унтертон"), чистый, или синусоидальный, Т.; при взаимодействии звуков возникают комбинационные Т., Т. совпадения. Отличается от звука музыкального, состоящего из осн. тона и обертонов, и от шума - звука с неясно выраженной высотой, к-рый вызывается непериодич. колебат. движениями. Т. имеет высоту, громкость и тембр, зависящий от регистра (низкие Т. - тусклые, матовые; высокие - яркие, блестящие) и громкости (при очень большой громкости тембр Т. меняется, т. к. вследствие искажений формы колебат. движений при прохождении их через внеш. анализатор органа слуха возникают т. н. субъективные обертоны). Т. может быть создан генератором звуковой частоты; такие Т. широко используются в электромуз. инструментах для синтеза звуков.
2) Интервал, мера высотных соотношений: в чистом строе - большой целый Т. с отношением частот 9/8, равный 204 центам, и малый целый Т. с отношением частот 10/9, равный 182 центам; в равномерно темперированном строе - 1/6 октавы, целый Т., равный 200 центам; в диатонич. гамме - наряду с полутоном соотношение между соседними ступенями (производные термины - тритон, третьтон, четвертитон, целотоновая гамма, гамма тон-полутон, двенадцатитоновая музыка и др.).
3) То же, что и звук музыкальный как функциональный элемент муз. системы: ступень звукоряда, лада, гаммы (основной Т. - тоника; доминантовый, субдоминантовый, вводные, медиантовые Т.); звук аккорда (основной, терцовый, квинтовый и др.), неаккордовые звуки (задержание, вспомогательный, проходящий Т.); элемент мелодии (начальный, заключительный, кульминационный и др. Т.). Производные термины - тональность, политональность, тоникальность и др. Т. - устаревшее наименование тональности.
4) В системе т. н. церковных ладов (см. Средневековые лады) обозначение лада (напр., I тон, III тон, VIII тон).
5) У мейстерзингеров мелодия-модель для распевания на разл. тексты (напр., мелодия Г. Сакса "Серебряный тон").
6) Субъективное интегрированное выражение общего впечатления от звучания: оттенок, характер звучания; то же, что звуковысотная интонация, качество голоса, инструмента, исполняемого звука (чистый, верный, фальшивый, выразительный, полный, вялый Т. и т. п.).
Литература: Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. 1-3, М., 1908; Асафьев Б. В., Путеводитель по концертам, вып. 1, П., 1919, М., 1978; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т. 1 - Основные проблемы гармонии, (М.-Л.), 1937, испр. и доп., М., 1966; Tеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947; Музыкальная акустика (общая ред. Н. А. Гарбузова), М., 1954; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1964; Володин A. A., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970; Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen..., Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Stumpf К., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90, Hilversum-Amst., 1965; Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, 1921 (рус. пер. - Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts..., Bern, 1917, 1956 (рус. пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта..., М., 1931).Ю. Н. Рагс.(Топе), Тиоболд Уолф (20.VI.1763 - 19.XI.1798) - ирл. революционер и демократ. По профессии адвокат. В 1790 выступил в печати с критикой англ. администрации в Ирландии. Один из основателей революц.-патриотич. об-ва "Объединенные ирландцы" (1791). Т. стремился к объединению католич. и протестантских оппозиц. сил. Отстаивал требования нац. независимости Ирландии, гражд., политич. и религ. равноправия, установления республиканско- демократич. строя. Большое влияние на Т. оказали идеи якобинцев. После объявления англ. властями об-ва "Объединенные ирландцы" вне закона эмигрировал в 1795 в США, а затем во Францию. Принимал активное участие в попытках высадки франц. десанта в Ирландии с целью поддержки ирл. восстания 1798, но был захвачен в плен англичанами на франц. воен. корабле и приговорен военно-полевым судом к повешению. Накануне казни покончил с собой. Т. - автор многочисл. революц. памфлетов, а также дневников, изданных посмертно его сыном.
Соч.: Autobiography, v. 1-2, L., 1893.
Лит.: Джексон Т., Борьба Ирландии за независимость, пер. с англ., М., 1949; Madden R. R., The United Irishman, v. 3, N. Y., 1916.
Л. И. Гольман. Москва.
(от греч. t6nos - повышение голоса, тон, ударение, букв. - натяжение, напряжение) - 1) Т. в акустике - звук определённой высоты (см. Высота звука). Гармонич. звуковое колебание ваз. простым тоном. Т., к-рый создаёт акустич. система, когда колеблется с наинизшей возможной для неё частотой, наз. основным тоном (см. также Обертон).
2) Т. в фотографии - степень яркости (светлоты) участка поверхности объекта или его фотогр. изображения.
3) Т. цветовой - одно из осн. качеств цвета (наряду с яркостью и насыщенностью), определяющее его характер, оттенок.
ТОН — акустический сигнал или звук определённой частоты.
color, shade, tone
* * *
тон м.1. (звук) tone, note
2. (цветовой) hue
3. кфт. tone
тон бие́ний — beat tone, beat note
высо́кий тон — high-pitch tone
зу́ммерный тон — buzzer tone
ни́зкий тон — low-pitch tone
основно́й тон — fundamental tone
отве́тный тон тлф. — answer tone
просто́й тон — pure (musical) tone
се́рый тон — grey tone
чи́стый тон — pure tone
м. акуст.
tono m; tonalità f
- тон биений
- высокий тон- интерференционный тон
- комбинационный тон
- низкий тон
- основной тон
- тон сепии
- сложный тон
- слышимый тон
- чистый тон
- цветовой тон
матем., техн., физ.
тон, -ну;(акустический - ещё) звук, -ку
- вибрирующий тон
- дополнительный тон- зуммерный тон
- ответный тон
- постоянный тон
- разностный тон
- свистящий тон
- сложный тон
- составляющий тон
- суммарный тон
- цветовой тон
- эталонный тон
матем., техн., физ.
тон, -ну;(акустический - ещё) звук, -ку
- вибрирующий тон
- дополнительный тон- зуммерный тон
- ответный тон
- постоянный тон
- разностный тон
- свистящий тон
- сложный тон
- составляющий тон
- суммарный тон
- цветовой тон
- эталонный тон
матем.; техн.; физ. тон
(от греч. tonos - напряжение, повышение голоса, ударение), физ. характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок.
2)] Тоновое (музыкальное) ударение, основанное на изменении тона (в 1-м значении) во время произнесения данного слога
3) В музыке - Звук, обладающий определенной высотой (см. Звук музыкальный). Целый тон - расстояние между звуками, равное 1/6 октавы; полутон - наименьшее расстояние между звуками в современной 12-тоновой музыкальной системе.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
2)] Общий тон, светотеневой или цветовой строй произведения.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.