(1525 или 1515, г. Джаландхар, Пенджаб, — 1585)
афганский писатель, основатель секты и руководитель антифеодального и антимогольского движения Рошани в Афганистане. Родился в семье духовного лица. Среди своих последователей известен как Пир Рошан (Светлый старец). Б. А. и его последователи выступали против господства Великих Моголов, а также против захвата общинных земель верхушкой афганских племён. Своё учение изложил в сочинении «Преблагая весть», написанном рифмованной прозой на языке пушту; имеются стихотворные вставки на арабском языке, языке фарси и урду. Б. А. оказал влияние на развитие афганской литературы.
Соч.: Хайр-уль-байан, таснифе Байазид Ансари (Хайр-уль-баян, сочинение Баязида Ансари), Пешавар, 1967.
Лит.: Асланов М. Г., Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе 16—17 вв., «Советское востоковедение», 1955, № 5; Хадим Киамуддин, Баязид Рошан, Кабул, [1953]; Риштин С., Ды миан Рошан «Халнама», «Кабул», 1964, № 2, апр.—май. См. также лит. при ст. Рошани.
М. Г. Асланов.
БАЯЗИД АНСАРИ (1525-1585 или 1572/73) - афганский писатель, основатель секты и руководитель антимогольского движения Рошани в Афганистане. Сочинение "Преблагая весть".
Баязи́д Ансари́
(1525 — 1585 или 1572/1573), афганский писатель, основатель секты и руководитель антимогольского движения Рошани в Афганистане. Сочинение «Преблагая весть».
* * *
БАЯЗИД АНСАРИБАЯЗИ́Д АНСАРИ́ (1525 г. Джаландхар, Пенджаб — 1585, или 1572/73), афганский писатель, основатель секты и руководитель антимогольского движения Рошани(см. РОШАНИ) в Афганистане.
Родился в семье духовного лица. Среди своих последователей известен как Пир Рошан (Светлый старец). Его последователи выступали против господства Великих Моголов, а также против захвата общинных земель верхушкой афганских племен. Свое учение изложил в сочинении «Преблагая весть», написанном рифмованной прозой на языке пушту(см. ПУШТУ); имеются стихотворные вставки на арабском языке, языке фарси(см. ФАРСИ) и урду(см. УРДУ).
(1525 или 1515-1585) - основатель секты и первый руководитель антифеод. и антимогольского движения рошани в Афганистане 16 в. Известен среди своих последователей как Пир Рошан (Старец света). Б. А. и его последователи рошани выступали против захвата общинных земель феодализирующейся верхушкой афг. племен. Свое учение Б. А. излагал в частично дошедшем до нас соч. "Преблагая весть" ("Хайр-уль-байан"), написанном рифмованной прозой на яз. пушту, что дает право считать Б. А. одним из родоначальников лит-ры на этом языке.
Лит.: Асланов М. Г., Нар. движение рошани и его отражение в афг. лит-ре XVI-XVII вв., "СВ", 1955, No 5; Рейснер И. M., Развитие феодализма и образование гос-ва у афганцев, М., 1954, гл. 4.
К. З. Ашрафян. Москва.