Большая Советская энциклопедия

    I

    Мицке́вич (Mickiewicz)

    Адам (24.12.1798, Заосье близ Новогрудка, ныне БССР, — 26.11.1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко-филологическом факультете Виленского университета (1815—19). Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819—23). Ранние произведения М. (первое стихотворение опубликовано в 1818) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения (пер. отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера; поэмы «Мешко, князь Новогрудка», 1817, «Картофель», 1819, — обе опубликованы полностью в 1948). С 1817 участвовал в создании и деятельности патриотических молодёжных кружков «филоматов» (См. Филоматы) и «филаретов» («любящих добродетель»), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе «Оду к юности» (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодёжи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник М. («Поэзия», т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. Во 2-й том «Поэзии» (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма «Гражина», положившая начало жанру т. н. польской «поэтической повести»; написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч. 2, 4), где поиски нового содержания и формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с художественной трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой любви и обличающий общество, поправшее «права сердца».

    Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций, М. был в 1824 выслан из Литвы и до 1829 пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) и видными писателями (А. С. Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали созреванию у М. идеи революционного союза народов России и Польши. В России вышла книга М. «Сонеты» (1826) — с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-«пилигрима», тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 была опубликована поэма «Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя — одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге «Поэзия» (т. 1—2, 1829) М. включил новые интимно-лирические стихи, поэму «Фарис», баллады.

    В 1829 М. выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й части «Дзядов» (1832) М. призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству «верхов» общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической молодёжи (эпизоды следствия по делу «филаретов»), надежду на внутренние силы нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастический и реальный. К ней примыкал эпический «Отрывок» — картины самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми людьми России (стихотворения «Памятник Петру Великому», «Русским друзьям»). Вместе с тем в 3-й части «Дзядов» (как и в художественно-публицистическом соч. «Книги польского народа и польского пилигримства», 1832) М. излагает доктрину т. н. «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика — «Христа народов». Поэт призывает польскую эмиграцию к участию во «всеобщей войне за вольность народов», в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях М. в газете «Пельгжим польски» — «Pielgrzym Polski», 1832—33).

    В 1834 опубликовал последнее крупное произведение М. — поэма «Пан Тадеуш». Эта польская национальная эпопея, в которой отчётливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и грустью рисует М. мир шляхетской старины, не затушёвывая его пороков, понимая его историческую обречённость и в то же время любуясь его красочностью. В последующие годы М. почти не писал (последний взлёт его вдохновения — несколько лирических стихов, 1838—39). Он вёл активную общественную и культурную деятельность: в 1839—40 читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844) занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1841 обозначился кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 М. возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже сотрудничал в газете «Трибюн де пёпль» («La Tribune des peuples», 1849), выступал со статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во время Крымской войны 1853—56 (См. Крымская война 1853-56) М. отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах, захороненный в Париже, был перенесён в Краков в 1890).

    Поэзия М. имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, обновления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль М. в развитии польского театра (постановки его «Дзядов», многочисленные высказывания по вопросам драматургии). В России М. приобрёл популярность ещё при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, А. А. Фет, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др.

    Соч.: Dzieła. Wydanie narodowe, t. 1—16, Warsz., 1949—55; Dzieła. AVydanie jubileuszowe, t. 1—16; Warsz., 1955; Dzieła wszystkie, t. 1, 4, Warsz., 1969—72; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—5, М., 1948—54; Избр. произв. [Со ст. А. В. Луначарского «Мицкевич и Россия»], М. — Л., 1929; Стихотворения. Поэмы, М., 1968.

    Лит.: Горский И. К., А. Мицкевич, М., 1955; Живов М. С., А. Мицкевич, М., 1956; Рыльский М. Ф., Поэзия А. Мицкевича, М., 1956; А. Мицкевич в русской печати. 1825—1955, М. — Л., 1957; Яструн М., Мицкевич, [пер. с польск.], М., 1963; Kleiner J., Mickiewicz, t. 1—2, Lublin. 1948; Adam Mickiewicz, Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Kronika zycia i twórczości Mickiewicza, Warsz., 1966; Słownik języka Adama Mickiewicza, t. 1—7, Wr. — Warsz. — Kr., 1962—71.

    Б. Ф. Стахеев.

    А. Мицкевич. «Пан Тадеуш». Илл. М. Э. Андриолли. 1880-е гг.

    А. Мицкевич и А. С. Пушкин, Горельеф М. Мильбергера. Установлен на доме, в котором встречались А. С. Пушкин и А. Мицкевич (ныне по ул. Немировича-Данченко в Москве).

    А. Мицкевич.

    II

    Мицке́вич

    Сергей Иванович [6(18).8.1869, Яранск, ныне Кировской обл., — 12.9.1944, Москва], советский врач, партийный и государственный деятель, один из первых организаторов советского здравоохранения. Член Коммунистической партии с 1893. В 1893 окончил медицинский факультет Московского университета. Со студенческих лет участвовал в революционном движении. Cовместно с А. Н. Винокуровым организовал (1893) первую в Москве марксистскую группу, ставшую ядром московского «Рабочего союза». В 1894 арестован, с 1897 — в ссылке (Якутия), где работал окружным врачом; организовал в Среднеколымске больницу и лепрозорий, изучал специфические заболевания местного населения (см. Одержимость). С 1903 врач в Москве, с 1906 в Нижнем Новгороде, с 1914 в Саратове. После Октябрьской революции 1917 член медицинской коллегии Наркомата внутренних дел, член Совета врачебных коллегий. В 1918 заместитель заведующего Московским отделом народного образования. С 1919 помощник начальника санчасти Южного и Юго-Западного фронтов, затем работал в органах народного образования. Один из организаторов (1922) и директор (1924—34) Музея Революции. В 1922—24 член коллегии Истпарта при ЦК РКП(б). Делегат 9-го съезда РКП(б). В последние годы жизни занимался литературной деятельностью.

    Соч.: Мэнэрик и эмпряченье. Формы истерии в Колымском крае, Л., 1929; На грани двух эпох. От народничества к марксизму, М., 1937; Революционная Москва. 1888—1905, М., 1940; Записки врача-общественника, 2 изд., М., 1969.

    Лит.: Мицкевич Е., Одной лишь думы власть, [M.], 1971.

    Б. Д. Петров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz) Адам (1798 - 1855), польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма (статья "О романтической поэзии", 1822; сборник "Поэзия", том 1, 1822; поэмы "Дзяды", части 2, 4, 1823, "Гражина", 1823). В 1824 выслан царскими властями из Литвы; жил в России, где сблизился с декабристами, А.С. Пушкиным; издал книгу "Сонеты" (1826), поэму "Конрад Валленрод" (1828). С 1829 в эмиграции (преимущественно в Париже); создал 3-ю часть "Дзядов" (1832), отразив подвижническую борьбу польских патриотов, и поэму "Пан Тадеуш" (1834) - лироэпическое полотно старопольского быта, образец словесной живописи. В 1849 редактор демократической газеты "Трибюн де пепль".

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Мицке́вич

    (Mickie-wicz) Адам (1798, Заосье, близ Новогрудка, ныне Белоруссия – 1855, Константинополь), польский писатель. Сын обедневшего шляхтича. Учился на историко-филологическом ф-те Виленского ун-та (1815–19), ещё студентом начал писать стихи (1817), активно участвовал в молодёжных организациях «филоматов» и «филаретов». Когда эти тайные общества раскрыли, Мицкевич, который уже учительствовал в Ковно, был арестован и выслан из Литвы (1824). Около четырёх лет провёл в России, где сблизился с участниками декабристского движения и русскими литераторами, в т. ч. с А. С. Пушкиным.

    А. Мицкевич

    А. Мицкевич

    Ранние произведения Мицкевича выдержаны в духе классицизма и свидетельствуют об увлечении Вольтером (перевод отрывка из «Орлеанской девственницы»). Первый стихотворный сборник Мицкевича «Поэзия» (1822) стал манифестом романтизма. В предисловии автор объявил условием расцвета литературы её истинно национальный характер. Во второй том «Поэзии» (1823) вошла поэма «Гражина», которая ставила вопросы об обязанности правителя считаться с чувствами народа, о недопустимости сговора с врагом. В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч. 2, 4), изображавшая белорусский народный обряд поминовения усопших. Суждения о нравственности и долге произносил в ней хор крестьян, вызывающий мёртвых на суд и оценивающих их поступки.

    В России вышла книга Мицкевича «Сонеты» (1826) – с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажей и лиризмом. Поэма «Конрад Валленрод» (1828) посвящена борьбе литовцев с крестоносцами, герой близок персонажам Дж. Г. Байрона: он одинок, несчастен, его прошлое окутано тайной. Понимая невозможность личного счастья в угнетённой отчизне, Валленрод отдаёт жизнь за родину. В 1829 г. Мицкевич выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 г. поэт жил преимущественно в Париже. В 3-й части «Дзядов» (1832) Мицкевич создал образ поэта Конрада, который, сочувствуя страданиям народа, вызывает на поединок Бога как виновника царящего в мире зла. К ней примыкал эпический «Отрывок» – цикл стихотворений о России, своеобразный путевой дневник. Обличая деспотизм, поэт стремился провести грань между русским народом и царизмом. В 3-й части «Дзядов», как и в художественно-публицистическом сочинении «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832), Мицкевич изложил мистическую доктрину «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием её народа. Поэт призывал польскую эмиграцию к участию во «всеобщей войне за вольность народов», участвовал в организации польского легиона, воевавшего за свободу Италии. Последнее крупное произведение Мицкевича – поэма «Пан Тадеуш» (1834) – национальная эпопея, написанная в реалистическом духе, ставшая энциклопедией польского быта. Во время Крымской войны 1853—56 гг. Мицкевич отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры. Его прах, захороненный в Париже, был перевезён в Польшу в 1890 г.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    МИЦКЕ́ВИЧ

    (Mickiewicz), Адам (24 дек. 1798 – 26 ноября 1855) – польский поэт, деятель польского освободит. движения. Учился в Виленском ун-те (1815–19). Высланный за пределы Литвы (1824–29) за участие в патриотич. организациях "филоматов" и "филоретов" и живя в Петербурге, Одессе, Москве, М. сблизился с декабристами и Пушкиным. После польского восстания 1830–31 поэт навсегда остался в эмиграции. М. является основоположником польского революц. романтизма. Его художеств. произведения "Ода к молодости" ("Oda do młodościy", 1820, опубл. 1827), "Баллады и романсы" ("Ballady i rоmanse", 1822), "Гражина" ("Grażyna", 1822, опубл. 1823), "Дзяды" ("Dziady", 1820–32, опубл. 1823–60), "Пан Тадеуш" ("Pan Tadeusz", 1834) проникнуты идеями революц. энтузиазма, осуждения неравенства. Живя за границей, М. занимался публицистич. и критич. деятельностью, в 1840–44 читал курс слав. лит-ры в Париже. В "Книгах польского народа и польского пилигримства" ("Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego", 1832), в публицистич. статьях и выступлениях в газ. "Pielgrzym polski" ("Польский пилигрим", 1832–33) М. высказал ряд историософских идей, носящих в осн. романтич. характер. Согласно М., история человечества – это процесс осуществления морального идеала. Последствием этого процесса является постепенное расширение свободы. Процесс историч. развития человечества проходит 3 ступени: греха (отход от этич. принципов, составляющих предназначение человечества), кары (победа неволи и антагонизм в человеч. отношениях, аморальность) и, наконец, искупление (процесс обновления из абс. неволи). Универсальный моральный идеал ведет, по М., к единству человеч. рода и приводит к солидарности всех народов, борющихся за политич. и социальную свободу. Т.о., история осуществляется при посредстве действий отд. народов. Особую роль в обновлении человечества М. отводил Польше. Эти идеи нашли выражение в прочитанных во Франции "Лекциях о славянских литературах" ("Les Slaves. Cours professé au College de France par Adam Mickiewicz et publié d'après les notes sténographiées", t. 1–5, 1849; польский перевод 1841–45), в к-рых М., в частности, резко критиковал нем. классич. философию и ее польских эпигонов. Элементы мистики и мессианизма особенно усилились в 40-х гг., когда М. подпал под влияние А. Товяньского. Наступление нового революц. подъема в Европе в 1848 вызвало крутой перелом в настроениях и деятельности М.: он организовал в Италии революц. польский легион, программа к-рого, написанная М., содержит элементы революц.-демократич. идеологии. В 1849 М. основал в Париже газ. "La Tribune des peuples" ("Трибуна народов"), в к-рой он призывал к революц. союзу народов, высказывал идеи утопич. социализма. Резкая критика совр. бурж. общества и революц. интернационализм составляли сильные стороны "Трибуны народов", характеризуя мировоззрение М. в последний период его жизни.

    Соч.: Dzieła, t. 1–16, Warsz., 1955; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–5, M., 1948–1954; в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 2, M., 1956, с. 251–404.

    Лит.: История Польши, т. 1–2, M., 1954–55 (см. им. указ.), Живов Μ., Α. Μ., Μ., 1956; А. М. в рус. печати. Библиографич материалы, M.–Л., 1957; Kridl Μ., Mickiewicz i Lamennais, Warsz., 1909; Pigoń St., Zepoki Mickiewicza, Lw., 1922; Żołkiewski S., Spór o Mickiewicza, Wr., 1952; Drobner B., Mickiewicz jako socjalista, Kr., 1959; Adam Mickiewicz Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Semkowicz Α., Bibliografia utworów A. Mickiewicza do roku 1855, Warsz., 1958

    А. Сикора. ПНР.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (Mickiewicz), Адам (24.XII.1798 - 26.XI.1855) - польск. поэт и деятель освободит. движения. Род. близ Новогрудка в семье обедневшего шляхтича. В 1815-19 учился в Виленском ун-те, в 1819-23 - преподаватель в Ковно. Выслан из Литвы (1824) в глубь Российской империи за участие в патриотич. орг-циях молодежи ("филоматов" и "филаретов"). С 1829 - в эмиграции. Первые произв. М., проникнутые демократич. и освободит. мотивами, усилившимися в годы пребывания в России (1824-29), стали наиболее ярким проявлением польск. романтизма. Сближение с декабристами и Пушкиным оставило большой след в жизни М., ставшего убежденным сторонником идеи революц. союза народов России и Польши. Созданные им после поражения восстания 1830-31 3-я ч. "Дзядов" (1832), "Пан Тадеуш" (1834) проникнуты верой в конечный успех освободит. борьбы польск. народа. Эту веру и демократич. идеалы М. выразил на страницах газ. "Pielgrzym polski" (Париж, 1832-33). В 40-х гг., подпав под влияние мистика А. Товяньского, пережил тяжелый кризис, проникся идеями мессианизма и почти совсем прекратил художеств. творчество. В годы эмиграции занимался проблемами лит-ры, культуры и истории слав. народов. В 1848 М. организует в Италии польск. респ. легион. Редактировал газ. "La tribune des peuples" (Париж, 1849), междунар. орган революц., утопически-социалистич. направления, где опубликовал много ярких публицистич. произведений. Газ. подверглась преследованиям пр-ва Луи Бонапарта. Умер в Константинополе, куда поехал знакомиться с польск. воен. формированиями.

    Соч.: Dziela, t. 1-16, Warsz., 1948-55; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-5, М., 1948-54.

    Лит.: Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955; Живов М. С., А. Мицкевич. Жизнь и творчество, М., 1956; Стахеев Б. Ф., Мицкевич и прогрессивная русская общественность, М., 1955; Яструн М., Мицкевич, пер. с польск., М., 1963; Zólkiewski S., Spór o Mickiewicza, Wr., 1952.

    И. С. Миллер. Москва.

    2

    .

    Сергей Иванович (18.VIII.1869 - 12.IX.1944) - один из старейших деятелей Коммунистич. партии. Род. в г. Яранске Вятской губ. в семье офицера. Учился в кадетском корпусе в Н. Новгороде, но, порвав с воен. средой, в 1893 окончил мед. ф-т Моск. ун-та. С 1892 в Москве участвовал в марксистском кружке. В авг. 1893, будучи в Н. Новгороде на квартире марксиста П. Н. Скворцова, впервые встретился с В. И. Лениным. В сент. 1893 - один из основателей марксистской группы, т. н. шестерки, ставшей ядром Рабочего союза, положившей начало Моск. с.-д. организации. Летом 1894 был чл. кружка, к-рый нелегально печатал рукопись Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов". В конце 1894 был арестован и в 1897 сослан в Якутию, где явился первым врачом. Лечил якутов, юкагиров, ломутов, выяснял причины их вымирания, помещал на эту тему статьи в сиб. прессе. По возвращении из ссылки в 1903 вел парт. работу в Москве и в Твери. В 1905 активно работал в лит.-лекторской группе МК РСДРП(б). Участвовал в Декабрьском вооруж. восстании. С 1906 работал врачом в Н. Новгороде, с 1914 - в Саратове. После Февр. революции 1917 - чл. Исполкома Саратовского совета. После Окт. революции - пред. Совета гор. комиссаров в Саратове. В годы гражд. войны был пом. нач. санчасти Юж. и Юго-Зап. фронтов и лектором. Делегат IX съезда РКП(б). В 1922-24 - чл. коллегии Истпарта при ЦК РКП(б). В 1922 - один из основателей Музея Революции СССР, а в 1924-34 - его директор. Был лектором Коммунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова и Моск. ун-та.

    Соч.: На грани двух эпох. От народничества к марксизму, М., 1937; Революционная Москва, 1888-1905, М., 1940; Записки врача-общественника. 1888-1918, М.-Л.,1941.

    Лит.: С. И. Мицкевич (Некролог), "ИЖ", 1945, No 3.

    Н. В. Бычкова, Г. М. Крамаров. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия