Большая Советская энциклопедия

    армянский философ, математик, космограф и географ середины 7 в. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде. Вернувшись на родину, посвятил себя науке. В основу понимания природы А. Ш. кладет античное материалистическое учение о четырёх элементах. Автор работ по математике, космографии и географии. Его учебник по арифметике («Вопросы и решения...», 1918, на рус. яз. публикация и введение академика И. А. Орбели), включающий материал по искусству счисления в виде таблиц, является одним из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике. Естественнонаучные воззрения А. Ш. сыграли большую роль в истории армянской культуры.

    Лит.: Чалзян В. К., Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци, в сборнике: Византийский временник, т. 12, М., 1957.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АНАНИЯ ШИРАКАЦИ - армянский философ, математик, космограф (7 в.). Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской культуры.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

    (сер. 7 в.) – арм. философ, математик, астроном и географ. В целях изучения наук путешествовал по разным странам Востока, в течение 8 лет обучался в Трапезунде, после чего вернулся на родину, где имел мн. последователей. Вопрос об отношении бога к природе А. Ш. решал в пользу первичности бога, к-рый, как он думал, есть "причина всего произведенного, видимого и познаваемого" ("Космография и теория календаря" 1, 1940, с предисл. А. Абрамяна, с. 2–3). Однако, сотворив мир, бог, по А. Ш., обычно не вмешивается в естеств. ход его развития. Сотворенная природа так же реальна, как реальна и природа производящего бога. В основу понимания природы А. Ш. положил учение о четырех элементах (огонь, воздух, вода и земля). Для огня и воздуха общим соединяющим началом является теплота, для воздуха и воды – влажность, для воды и земли – холод и, наконец, для земли и огня – сухость. Через эти посредствующие звенья имеет место взаимодействие, взаимосвязь элементов. Мир в целом, а также конечные вещи представляют собой смешение элементов. Исходя из взаимосвязи отд. частей мира, А. Ш. утверждал, что "возникновение есть начало уничтожения и уничтожение есть, в свою очередь, начало возникновения; из этого неумирающего противоречия мир приобретает вечность своего существования" (там же, с. 31). В космосе царит строгая закономерность. "Есть такие вещи, которые постигаются зрением, есть и такие, постижение которых совершается через разум" (Сочинения 2, 1944, с. 318).

    Хотя воззрения А. Ш, на мироздание противоречивы, он все же стремился критически подойти к пониманию сущности действительности и не довольствовался библейскими представлениями (см. "Армянская география VII века по Р. X....", рус. пер., СПБ, 1877, с. 1). Воззрению церкви о плоской, окруженной со всех сторон морем Земле он противопоставил положение о шарообразности Земли. "...Земля находится в середине, вокруг Земли имеется воздух, и небо окружает все со всех сторон" ("Космография...", с. 10). "Все то, что окружено небом, шарообразно, это есть форма, достигшая совершенства; такова в своей форме и Земля" (Сочинения, с. 332–333). Согласно А. Ш., между небом (эфиром) и Землей имеются промежуточные сферы огня, воды и воздуха. Отказавшись от мысли церковников о подпорках, держащих небо и Землю, А. Ш. пытался решить вопрос о том, на чем держится Земля в безбрежном пространстве, указанием на вихревое движение воздуха, не позволяющее ей "упасть вниз" (см. "Космография...", с. 9–10). Слова псалма, будто "имеются под морем столпы, которые держат тяжесть Земли", вызывали у А. Ш. "недоумения" и сомнения (см. тамже, с. 12). Своеобразно у А. Ш. разделение неба на 7 сфер; оно не встречается в трудах Аристотеля и Птолемея и резко отличается от общепринятых ср.-век. теорий. А. Ш. боролся против астрологии (особенно халдейской), фатализма и колдовства. Соч. А. Ш. "Вопросы и решения..." (1918, на рус. яз., публ. и введ. акад. И. А. Орбели) – один из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике.

    Лит.: Пигулевская Н., Византия на путях в Индию, М.–Л., 1951; Чалоян В. К., Естественно-научные воззрения Анания Ширакаци, "Византийский временник", 1957, т. 12; его же. История армянской философии, Ер., 1959 (см. Именной указатель); История философии, т. 1, М., 1957, с. 258–59.

    АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

    В. Чалоян. Ереван.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ана́ния Ширакаци́

    (VII в.), армянский философ, математик, космограф. Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской культуры.

    * * *

    АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

    АНА́НИЯ ШИРАКАЦИ́, армянский философ, математик, космограф (7 в.). Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской культуры.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    арм. философ, математик, космограф, географ и историк 7 в. В "Географии" А. Ш. (позднее ошибочно приписывалась Мовсесу Хоренаци) имеется ценное описание Европы, Африки, Азии. Гл. внимание уделено Передней Азии, в частности Армении. Составил синхронистич. таблицы евр. патриархов, перс., римских и арм. царей, уточнив годы их царствования и отметив наиболее значит, события их правления.

    Соч.: Арм. география VII в. по Р. X., изд. и пер. К. П. Патканов, СПБ, 1877.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: