«Павел (апостол)»

Павел (апостол) в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Павел (апостол)»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Павел, в христианской мифологии один из апостолов. Согласно «Деяниям апостолов», П. родился в Тарсе в иудейской семье, был ревностным гонителем христиан, затем в результате «чуда на пути в Дамаск» (явление света и голоса с небес) перешёл в христианство, сменив прежнее имя Савл на П. В дальнейшем проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Церковь относит смерть П. ко времени гонений Нерона на христиан (около 65 н. э.); приписывает ему 14 посланий, входящих в Новый завет.

    Вопрос о времени написания посланий и авторстве П. решается в литературе по-разному. Многие исследователи (среди них советские учёные Р. Ю. Виппер, Я. А. Ленцман, И. А. Крывелёв) отвергают авторство П., рассматривая его как мифическую фигуру, послания же датируют серединой 2 в. н. э. Советский историк С. И. Ковалев, оставляя вопрос об авторстве П. открытым, допускал историчность, реальное существование П. Даже в богословской литературе признаётся, что «Послание Павла иудеям» П. не принадлежит, а приписываемое ему авторство «Пастырских посланий» и ряда др. вызывает сомнение. Так, например, переписка П. с Сенекой (римским философом 1 в. н. э.) — безусловно более позднего происхождения, составлена в 4 в. В «Посланиях Павла» выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом (получившая в литературе название паулинизма), противоположная др. тенденции — сохранить в христианстве некоторые элементы иудаизма (петринизм); в них наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства (признаются земные власти, второе пришествие Христа отодвигается на не определённый срок).

    Л. П. Каждан.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    ПАВЕЛ (апостол)

    ПА́ВЕЛ (лат. Paulus от paulus — небольшой, незначительный, маленький), апостол, один из проповедников христианства, прозванный «апостолом язычников». Родился в г. Тарсе(см. ТАРСУС) Киликийском (ныне Турция) в иудейской фарисейской, но имевшей римское гражданство семье из колена Вениаминова (Деян. 23:6). Еврейское имя — Савл, или Саул — в честь израильского царя, также происходившего из Вениаминова колена. Юношей учился в Иерусалиме(см. ИЕРУСАЛИМ) в школе раввина Гамалиила, в которой наряду с Законом изучались греческий язык и литература. Савл отличался ревностным исполнением Закона и фанатичной нетерпимостью к христианам.

    Когда вскоре после Вознесения Христа начались первые гонения на его учеников в Иерусалиме, Савл был среди самых жестоких гонителей и одним из непосредственных участников побиения камнями первомученика Стефана(см. СТЕФАН (первомученик)) (Деян. 7; 8:1). Вскоре Савл решил произвести общее гонение на христиан и с этой целью, испросив полномочия у Синедриона и высшего священства, отправился в Дамаск(см. ДАМАСК). На пути в Дамаск произошло его чудесное обращение. Савлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению. С этого времени Савл из яростного гонителя превратился в проповедника христианства — апостола Павла (Деян. 9; 22; 26).

    После обращения жизнь апостола Павла представляет собой историю непрерывных миссионерских путешествий, которые он неустанно совершал на всем пространстве от глубин Азии до столицы мира — Рима, и даже, по преданию, далее — до берегов Атлантического океана, в Испанию и Британию. Св. апостол, врач, сопровождавший Павла, и автор Евангелия и «Деяний апостолов», Лука(см. ЛУКА (евангелист)) рассказывает в «Деяниях апостолов» о трех путешествиях Павла.

    Благодаря проповеди апостола образовались центры христианства и в Азии и по всему побережью Средиземного моря, по которому он совершил несколько плаваний и неоднократно попадал в кораблекрушения. Вероятно, в 58 н. э. Павел был взят под стражу в Риме и отправлен римлянами в заточение в город Кесарию. Как римский гражданин имея право на суд императора, в 60 н. э. Павел был переправлен в Рим. Здесь, по преданию, осужденный Нероном(см. НЕРОН) на обезглавление, был казнен вместе с апостолом Петром(см. ПЕТР (апостол)) между 64 и 67 годами.

    Деятельность апостола Павла выражалась не только в миссионерских трудах — он один из крупнейших христианских писателей апостольского века. Ему принадлежит 14 посланий, написанных в различное время и по различным обстоятельствам, но объединенных еще в древности в одно целое, и включенных в канон Нового Завета(см. НОВЫЙ ЗАВЕТ). Предполагают, что некоторые из творений апостола не сохранились.

    Послания апостола Павла в целом представляют глубокое и всестороннее изложение основ христианского вероучения. Богословие апостола Павла складывалось и вырастало по мере духовного возрастания первохристианских общин в соответствии с состоянием и нуждами Церкви, с встававшими перед ней жизненными и богословскими проблемами. Напряженное ожидание второго пришествия Христа в первых христианских общинах требовало разъяснения христианского учения о конце света. Успех евангельской проповеди среди язычников и сомнения по этому поводу христиан из среды иудеев — ревнителей Закона — требовали четкого формулирования учения о спасении и вынуждали к полемике с иудействующими. Появление гностических ересей вызвало к жизни послания, разъясняющие представление христиан о божественной и человеческой природах Христа — Сына Божьего. Наконец, практические нужды благоустроения Церквей, ежедневной жизни общин и отношений внутри нее дали повод к написанию пастырских, учительных посланий. День памяти святого празднуется 29 июня по старому стилю.

  3. Источник: Энциклопедический словарь