Большая Советская энциклопедия

    Якоби Борис Семенович (Мориц Герман) (21.9.1801, Потсдам, ‒ 11.3.1874, Петербург), русский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1847; член-корреспондент 1838). Учился в Берлинском и Гёттингенском университетах. В 1829 получил диплом архитектора и работал по специальности до переезда в Кенигсберг (1834), где начал заниматься электротехникой: изучал электромагнетизм, сконструировал электродвигатель с коммутатором оригинальной конструкции. В 1837, приняв русское подданство, переехал в Петербург. В этот период Я. продолжал работать в области практического применения электричества, главным образом в военном деле, а также на транспорте. Я. сконструировал несколько электродвигателей, один из которых, работавший от гальванической батареи, был установлен на судне, совершившем в 1838 плавание по р. Неве. В 1850 Я. опубликовал статью «О теории электромагнитных машин», в которой была сделана первая попытка научного анализа работы электродвигателя. совместно с Э. Х. Ленцем занимался исследованиями электромагнитов и предложил методику их расчёта (1838‒44).

    Я. принадлежат работы в области телеграфии. Он сконструировал около 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий телеграфный аппарат (1850) ‒ Якоби телеграфный аппарат, руководил прокладкой первых кабельных линий в Петербурге и между Петербургом и Царским Селом (1841‒43). Я. занимался также разработкой гальванических батарей и созданием новых образцов минного оружия, в том числе самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного аппарата; был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных частях русской армии. Одна из выдающихся работ Я. ‒ исследование процессов гальванотехники, о которых впервые он доложил на заседании Петербургской АН в 1838; полное описание процессов опубликовал в 1840.

    Большие заслуги принадлежат Я. в области электрических измерений. Он предложил ряд оригинальных конструкций реостатов, несколько новых электроизмерительных приборов, разработал (совместно с Ленцем) баллистический метод электроизмерений. Его труды ускорили решение многих проблем метрологии: установление метрической системы, разработку эталонов, выбор единиц измерений и др.

    Лит.: Борис Семенович Якоби. Библиографический указатель, сост. М. Г. Новлянская, М. ‒ Л., 1953; Радовский М. И., Борис Семенович Якоби, Л. ‒ М., 1953.

    Г. К. Цверава.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЯКОБИ Борис Семенович (Мориц Герман) (1801-1874) - российский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1842). Брат Карла Якоби. Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840-50). Исследовал электромагниты (совместно с Э. Х. Ленцем). Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ЯКОБИ Борис Семенович

    ЯКО́БИ Борис Семенович (Мориц Герман) (1801—1874), российский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1842). Брат Карла Якоби. Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840—50). Исследовал электромагниты (совместно с Э. Х. Ленцем). Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии.

    * * *

    Яко́би Борис Семенович (наст. имя и фам. Мориц Герман фон Якоби, von Jacobi) (21 сентября 1801, Потсдам — 11 марта 1874, Санкт-Петербург), российский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1847; член-корр. 1838).

    Учеба, первая работа

    Якоби родился в Германии, в Потсдаме. Учился в Берлинском и Геттингенском университетах. Окончив в 1823 Геттингенский университет «по физико-математическому разряду», он вынужден был до 1833 работать архитектором в строительном департаменте Пруссии. В 1834 решился переехать в Кенигсберг, где в университете преподавал его брат.

    Первое изобретение

    В Кенигсберге Якоби с головой ушел в проблемы физики, в первую очередь электромагнетизма. В свободное от работы время он уже в 1834 сконструировал (и описал) свой первый электродвигатель. В электродвигателе Якоби, первом в мире с непосредственным вращением рабочего вала, были электромагниты на подвижной и неподвижной частях двигателя и вращающийся коммутатор принципиально новой конструкции. Якоби первым обосновал преимущества вращательного и непригодность возвратно-поступательного движения для электродвигателя. Источником питания электродвигателя (15 Вт) служила батарея гальванических элементов.

    Эмиграция в Россию

    Научные труды Якоби привлекли внимание В. Я. Струве(см. СТРУВЕ Василий Яковлевич), П. Л. Шиллинга(см. ШИЛЛИНГ Павел Львович), Ю. М. Бэра(см. БЭР Карл Максимович), и по их рекомендации он был в 1835 приглашен на должность профессора в Дерптский университет. «Первенствующая роль иноземцев», по словам В. И. Вернадского(см. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович), в российской науке была простейшим способом укоренения науки на русской почве в период петровских и екатерининских реформ. Якоби же, эмигрировавшего из лоскутной тогда Германии, влекли мечты о «физическом» вечном двигателе, которые на родине, в канцелярско-чиновнической атмосфере, были совсем неуместны.

    Вызов в Петербург

    Благодаря ориентации русского правительства на использование электромагнетизма в военных целях Якоби получил в России достаточно широкие возможности для проведения исследований, связанных с применением электричества. В 1837 он был вызван в Петербург для постановки опытов по приведению в движение судов с помощью изобретенного им двигателя. С этого времени он почти безвыездно жил в России. Принял русское подданство и считал Россию «вторым отечеством, будучи связан с ݐՐ٠не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина».

    Плодотворная деятельность в России

    В период 1837—55 Якоби выполнил свои важнейшие работы по электрическим машинам, электрической телеграфии, минной электротехнике, электрохимии и электрическим измерениям. Якоби считается одним из основоположников гальванотехники(см. ГАЛЬВАНОТЕХНИКА) (он впервые доложил об этом на заседании Петербургской АН в 1838, опубликовал полное описание процессов в 1840).

    Он много занимался работами в области телеграфии. Ему принадлежат конструкции более 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий (1850). Он руководил прокладкой первой в России телеграфной кабельной линии между Петербургом и Царским Селом (1841—43). Для русской армии он разрабатывал самовоспламеняющиеся мины (гальваноударные), мины с запалом от индукционного аппарата.

    В 1850 он опубликовал статью «О теории электромагнитных машин» — это первая попытка научного анализа работы электродвигателя. Совместно с Э. Ленцем(см. ЛЕНЦ Эмилий Христианович) предложил методику расчета электромагнитов (1838—44). Его открытия и изобретения принесли ему материальное благополучие и славу. Имя его стало известно всей Европе. Он совершил зарубежную поездку, побывал в Глазго на съезде Британской ассоциации, где выступил с докладом. В особой папке у Якоби до конца жизни хранились ответы на его письма знаменитых ученых — А. Гумбольдта(см. ГУМБОЛЬДТ Александр), Х. Эрстеда(см. ЭРСТЕД Ханс Кристиан), М. Фарадея(см. ФАРАДЕЙ Майкл).

    Катер-электроход

    Работая с 1837 в «Комиссии для приложения электромагнетизма к движению судов по способу профессора Якоби», он создал еще несколько конструкций электродвигателя. Один такой электродвигатель был установлен на ботике-электроходе, совершившем в 1838 первое плавание по Неве.

    Успех в теоретическом плане

    Эти опыты, для которых он и был приглашен в Петербург, дали результаты, положительные в смысле фундаментальной науки, но показали экономическую нецелесообразность использования на транспорте электродвигателей с несовершенными электрохимическими генераторами тока, существовавшими в то время.

    Практическая неудача

    Якоби высказывал твердое убеждение, что без уяснения принципов, на которых основано действие электрических машин, опыты не дадут должного результата. «Главное же внимание комиссии было направлено на практическую сторону открытия». Комиссия постановила «прекратить временно действия».

    Главная мечта

    Якоби со студенческих лет без уважения смотрел на тех, кто мечтает о невозможном — о «механическом» вечном двигателе из рычагов, колес, пружин и т. д. Его надежда была на гальванизм; «физический» вечный двигатель «нуждался бы лишь в движущей силе, которая могла бы подобно магнетизму Фарадея возбуждаться простым движением, поэтому не нуждался бы в питании». Только Э. Ленцу впавший в «меланхолию» Якоби признался в том, что в тупик в работе с электроходом его завели юношеские надежды на «физический» вечный двигатель, уверенность в том, что расходы по эксплуатации электромагнитных машин могут быть ничтожно малы.

    Другие важные работы

    В 1860-х годах в связи с новой тематикой даваемых ему правительственных поручений Якоби был вынужден сократить свои работы в области электротехники. В 1859 его привлекли к изучению способов обработки платины. В 1864 он участвовал в комиссии министерства финансов по разработке способов определения крепости алкогольных напитков. В последние 10—15 лет жизни много занимался вопросами метрологии. Он предложил ряд оригинальных конструкций реостатов, совеместно с Ленцем разработал баллистический метод электроизмерений. Благодаря во многом заслугам и энергии Якоби произошло в России становление метрической системы, были разработаны эталоны и др. В 1872, будучи тяжело больным, вынужден был почти полностью прекратить научную деятельность. Умер в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.

    Сознание своей полезности

    Не каждому изобретателю на Руси выпадает судьба совершить полезное для своего отечества. Якоби же незадолго до смерти писал: «Нижеподписавшийся гордится этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России...».

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

    ЯКОБИ Борис Семенович
    ЯКОБИ Борис Семенович (Мориц Герман) (1801-1874) - российский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1842). Брат Карла Якоби. Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840-50). Исследовал электромагниты (совместно с Э. Х. Ленцем). Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  7. Источник: