Словарь Брокгауза и Ефрона

    Густав-Август (Teichmüller, 1832—88) — нем. философ; был профессором в Геттингене, Базеле и Дерпте. Значение его определяется многочисленными исследованиями в области истории философии и собственным мировоззрением, выработанным им уже в конце жизни. Относясь отрицательно к материализму, позитивизму, критицизму и идеализму, Т. наиболее сочувствует Лейбницу, которого считает основателем особого направления, характеризуемого отрицанием материи и признанием духовности всего существующего. Но и с Лейбницем, равно как с другими родственными ему по основным взглядам (напр. с Лотце), Т. расходится во многих существенных пунктах. Вообще Т. является в новейшей философии весьма своеобразным писателем как по взглядам, так и по форме изложения, напоминающей остроумный и блестящий стиль Шопенгауэра. Обладая громадной эрудицией в истории философии и других отраслях знания, Т. исследует философские вопросы с чрезвычайною разносторонностью и всегда считается с существующими теориями и мнениями. Литературная деятельность Т. распадается на два периода: к первому, более продолжительному, относятся почти исключительно исследования по древней философии; в последнее десятилетие своей жизни он обращается к разработке гносеологических и метафизических проблем. Самые ранние сочинения Т. посвящены Аристотелю; затем в область его исследований входят Платон, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и др. Между историческими сочинениями Т. наибольшее значение имеют его "Studien zur Geschichte der Begriffe" (1874) и "Neue Studien zur Geschichte der Begriffe" (1876, 1878 и 1879). Здесь Т. создает особый род историко-философского исследования — "истории понятий", — отличающийся как от истории философии, так и от других форм разработки исторического материала (напр. истории проблем). Традиционная история философии, принимающая в расчет биографические данные, влияния общественных условий, политических и религиозных настроений и т. п., неизбежно нарушает строгость философских построений, внося некоторый посторонний ингредиент, относящийся уже к области исторической психологии. С этой точки зрения, история философии есть в известной мере история мнений и убеждений. Но все это, по Т., имеет лишь второстепенный интерес для философа; главное внимание историка философии должно быть обращено на то, что составляет существеннейшее содержание философии, т. е. понятия. История понятий состоит в исследовании их происхождения, развития и метаморфоз. Понятия, входящие в различные философские системы, оказываются иногда по существу тождественными, но лишь принявшими иной вид. Преобразование вида понятий зависит от сферы их применения, столкновений их между собою, приспособления их к господствующим истинам и настроениям и других влияний интеллектуальной обстановки. Обнаруживая тождественные принципы под внешними различиями и преемство основных идей философии, история понятий является наглядным опровержением довольно распространенного мнения о несогласимости и разрозненности философских построений. Кроме весьма ценных монографий по отдельным вопросам ("Unsterblichkeit der Seele", 1874, 2-е изд. 1879 г., русский перевод под редакцией Боброва: "Бессмертие души", 1895; "Frauenemancipation", 1877; "Das Wesen der Liebe", 1880), Т. написал два сочинения, посвященные систематическому изложению его собственных воззрений: "Die wirkliche und die scheinbare Welt" (1882) и "Neue Grumdlegung der Psychologie und Logik" (1889). Исходным его пунктом является понятие бытия, на которое, по его мнению, до сих пор было обращено очень мало внимания. Источник этого понятия — интеллектуальная интуиция, т. е. такой познавательный акт, в котором соотносятся в единство элементарные пункты сознания, принадлежащие к трем категориям: 1) содержания, 2) деятельности и 3) сознания "я". Всякое состояние сознания, простое или сложное, может рассматриваться со стороны содержания и деятельности. Краснота, гневность, образы, вызываемые чтением художественного произведения, составляют содержание соответствующих деятельностей: созерцание красного, чувства гнева, деятельности фантазии. Различие содержания и деятельности всего лучше выясняется на случаях повторяемости различных деятельностей с одним и тем же содержанием. Стих из Одиссеи со стороны содержания остается тождественным при многократном повторении, тогда как деятельности каждый раз изменяются. Анализируя сознание и познание, мы находим их состоящими из разнородных элементарных пунктов, относящихся к указанным двум областям. Все эти пункты, сами по себе раздельные, соединяются в единстве нашего "я", сознающего как свои деятельности, так и их содержание. Сознание "я" составляет третью и притом важнейшую область элементарных пунктов сознания. Содержание понятия бытия слагается из всех этих пунктов, существующих отдельно лишь в абстракции, в действительности же образующих живое субстанциальное единство. Рассматривая бытие с точки зрения указанного подразделения элементарных пунктов, необходимо различать три его рода (трихотомия бытия): 1) идейное бытие, т. е. содержание, 2) реальное бытие, т. е. функции или деятельности и 3) субстанциальное бытие, данное в сознании "я". Только к идейному бытию приложимы предикаты истинного или ложного, но неприменима форма времени. Реальное бытие определяется с точки зрения действительности (Wirklichkeit) или недействительности и подлежит временному порядку. Субстанциальное бытие является основанием и объединяющим центром двух других. По аналогии с собственным "я" строится нами понятие о внешнем мире как состоящем из множества подобных духовных существ, или субстанциальных единств. "Я", приходящее путем самосознания к познанию своих деятельностей и общих форм проявлений, становится личностью. Так как "я" является у Т. основанием всяческого бытия и необходимым единством личности, то свое мировоззрение он называет персонализмом. Весь так называемый материальный мир есть бессознательная проекция чувственных образов, возникающих в нашем сознании вследствие взаимодействия с другими существами. Наше тело, представляющее с проективистической точки зрения организованный комплекс клеточных элементов, в действительности есть система низших духовных существ, или монад, координированных в единство высшею монадою, т. е. нашим "я". Пространственный порядок и временной порядок не существуют в действительности, но представляют лишь перспективные формы, в которых располагаются наши деятельности и их содержание. Необходимость и закономерность, с которою возникают в сознании временные и пространственные связи, заставляют, однако, предполагать для этих форм некоторое внешнее основание. В общем и целом таким основанием является "техническая система мира". Этим термином Т. обозначает мировое целое, состоящее из отдельных субстанций, находящихся в постоянном движении и взаимодействии. Понятие движения играет в философии Т. весьма важную роль и употребляется в двояком смысле: прямом и метафорическом. В последнем случае под движением разумеется то же, что под терминами: изменение, деятельность, функция. Все отдельные субстанции находятся между собою в некоторой подвижной координации, состоящей в том, что акты одной обусловливают собою изменения в актах другой. Это не мешает каждой субстанциальной форме развиваться по некоторым внутренним нормативным законам. Основная ошибка дарвинизма состоит именно в том, что этот внутренний принцип развития совсем упущен из виду и все формы выводятся из внешних случайных условий. К особенностям философии Т. принадлежит сведение чувства и воли к одной и той же деятельности, а также разделение познания на специфическое, при посредстве понятий, и семиотическое, или значковое, в состав которого входят данные непосредственного сознания. Он старался так же точно разграничить понятия сознания и знания, обыкновенно смешиваемые или весьма смутно различаемые. Под несомненным влиянием Т. находился русский философ Козлов. Его учениками были профессора философии Озе, Бобров и Лютославский. Важнейшие сочинения Т., кроме вышеупомянутых: "Aristotelische Einteilung der Verfassungsformen" (1859); "Die Einheit der Aristotelischen Eudämonie" (1859); "Aristotelische Forschungen": 1) "Beiträge zur Erkälrung der Politik des Aristoteles" (1867); 2) "Aristoteles Philosophie der Kunst" (1869); 3) "Geschichte des Begriffs der Parusie" (1873); "Die Platonische Frage" (1876); "Darwinismus uud Philosophie" (1877, русский пер. под редакцией Боброва: "Дарвинизм и философия", 1894), "Die Reihenfolge der Platonischen Dialoge" (1879); "Paedagogisches" (1881); "Literarische Fehden im IV Jahrhundert v. Chr." (1881 и 1884); "Religionsphilosophie" (1886). См. рецензию о книге "Neue Grundlegung der P. und L." Боброва ("Вопросы фил. и псих.", 1891, № 9); Козлов, "Густав Т." ("Вопросы фил. и псих.", 1894, №№ 24 и 25); диссерт. Озе "Персонализм и проективизм в метафизике Лотце"; Бобров, "О понятии искусства" (1894) и "Философия в России", вып. и (1899; здесь подробный перечень работ Т.); P. Tannery, "Archiv für Gesch. d. Philos." (II, 3); L. Herr, "Revue philos." (1888).

    С. Алексеев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Teichmüller)

    Густав (19.11.1832, Брауншвейг, — 22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Ученик Ф. А. Трендсленбурга. Профессор в Гёттингене (1867), Базеле (1868) и с 1871 в Дерпте (Тарту). Философские взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Г. Лейбница через посредство Р. Г. Лотце и И. Ф. Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христианского Персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиционному платонизму. По Т., сущность бытия — личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистической телеологии (См. Телеология) выступал против дарвинизма обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значительная часть работ Т. посвящена истории философских понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше. в России на А. А. Козлова, Е. А. Боброва (См. Боброва аппарат) и др.

    Соч.: Aristotelische Forschungen, Bd 1-3, Nachdruck, Aalen, 1964; Studien zur Geschichte der Begriffe, Nachdruck, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1—3, Nachdruck, Hildesheim, 1965; Die wirkliche und die scheinbare Welt, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; в рус. пер. — Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души..., Юрьев 1895.

    Лит.: Козлов А., Г. Теихмюллер, «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 24—25; Szyikarsky W., Teichmüllers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938; Tennmann E., Gustav Teichmüllers Philosophic des Christentums, Tartu 1931.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Русско-английский словарь математических терминов

    p.n.Teichmuller

  5. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  6. Философская энциклопедия

    ТЕЙХМЮЛЛЕР

    (Teichmuller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг,—22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Лейбница через посредство Лотце и Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христ. персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т., сущность бытия — личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена истории филос. понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России — на А. А. Козлова, Б. А. Боброва и др. М Die Keligionsphilosophie, Breslau,1886; Studien zur Geschichte der Begriffe, Hildesheim,1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1—3, Hildesheim,1965; в рус. пер.— Дарвинизм и философия, Юрьев,1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.

    Козлов А., Г. Т., «Вопросы философии и психологии»,1894, кн. 24—25; Szylkarski W., Teichmullers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938.

  7. Источник: Философская энциклопедия