Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Deprez) — франц. инженер и физик, известный своими работами по электричеству. Род. в 1843 г., кончил курс "École des mines". Громадную известность доставили ему его опыты над передачей электрической энергии на расстояние. Д. долго занимался теоретическим решением этого вопроса, а практически на 2-ой Международной электротехнической выставке в Мюнхене (1882) им устроена передача по обыкновенной телеграфной проволоке 11/3лошадиных сил из Мисбаха (57 км). Д., основав затем в Париже "Société pour la transmission de force électrique", продолжал свои опыты; но достигнутые им результаты были недостаточны для практических целей вследствие неудовлетворительности машин. Тем не менее его опыты показали возможность практического выполнения этой столь важной для техники задачи. Д. с успехом занимался и теорией динамо-машин. Относящиеся сюда его работы, напеч. в "Lumière électrique", вошли почти во все известные соч. о динамо-машинах. Особенно важны его заслуги по разработке кривой, примененной в теории динамо-машин впервые. Гопкинсоном и названной Д. характеристикой (см.). Электротехника обязана ему и носящим его имя гальванометром (см.). Д. был в 1886 г. избран в члены акад. наук. С 1890 г. состоит проф. в "Conservatoire des arts et métiers" в Париже.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Депре (Deprez) Марсель (29.12.1843, Айан-сюр-Мильрон, департамент Луаре, ‒ 14.10.1918, Венсенн), французский физик и электротехник, член Парижской АН (1886). В 1866 окончил Высшую горную школу в Париже. До 1872 занимался механикой. После 1885 Д. вёл преподавательскую работу в высших учебных заведениях Франции. Во время франко-прусской войны (1870‒71) Д. создал прибор для определения скорости полёта снаряда в дуле орудия. В 1878 разработал серию приборов для путевых динамометрических измерений. В 1881 на 1-м Международном конгрессе электриков в Париже сделал сообщение о передаче и распределении электроэнергии. Построил первую опытную линию электропередачи на Мюнхенской выставке в 1882 (линия Мисбах ‒ Мюнхен). На этой линии длиной 57 км Д. передавал по телеграфной проволоке постоянный ток напряжением 1500‒2000 в от генератора, приводимого в движение паровой машиной, к электродвигателю, соединённому с насосом. Построил несколько линий электропередачи во Франции, из которых наибольшее значение имела линия постоянного тока Крей ‒ Париж длиной 56 км и напряжением 5000‒6000 в с кпд ~45%.

    Соч.: Электрическая передача работы на большое расстояние, «Электричество», 1881, №15‒16; О распределении электрических токов, там же, №20; О гальванометре, показания которого пропорциональны силе тока, там же, 1884, №24; О конструкции динамомашин для передачи работы на расстояние, там же, 1886, №6.

    Лит.: Ефремов Д. В., Радовский М. И., Электродвигатель в его историческом развитии. Документы и материалы, т. 1, М. ‒ Л., 1936.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Депре́ Марсель

    (Deprez) (1843—1918), французский физик и электротехник. Обосновал (1881) возможность передачи электроэнергии по проводам на большие расстояния. Построил первую ЛЭП постоянного тока длиной 57 км (1882).

    * * *

    ДЕПРЕ Марсель

    ДЕПРЕ́ (Deprez) Марсель (1843—1918), французский физик и электротехник. Обосновал (1881) возможность передачи электроэнергии по проводам на большие расстояния. Построил первую линию электропередачи постоянного тока длиной 57 км (1882).

  5. Источник: Энциклопедический словарь