Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Андрей Orcagna), собственно А. ди Чионе-Арканьуоло — один из значительнейших художников старой флорентийской школы, следовавших за Джотто (около 1308—1368). Он достиг славы, как живописец, скульптор и архитектор; предание гласит, что он с успехом занимался также стихотворством. Первым его учителем был, по всей вероятности, его старший брат, Нардо (Лионардо) ди-Чионе. Оба брата участвовали в украшении фресками капеллы Строцци, в церкви C.-Mapиa-Новелла, во Флоренции: Нардо написал здесь Ад (по Данте), Андрей самостоятельно изобразил Страшный Суд и Рай. Эти две фрески, из которых последняя в особенности замечательна по величию замысла и благородной торжественности композиции, выказывают решительный шаг, сделанный итальянской живописью в отношении как постановки изображенных лиц и укладки драпировок, так и округления фигур посредством светотени, и хотя в пору О. законы перспективы еще не были открыты, однако по этим фрескам видно, что он инстинктивно понимал ее и довольно удачно передавал ракурсы. Большая алтарная икона: "Спаситель во славе, вручающий ап. Петру ключи и св. Фоме Аквинскому книгу", находящаяся в той же капелле — Строцци, принадлежит к более поздним произведениям О., а именно исполнена в 1357 г. К тому же времени или, по крайней мере, к тому же роду работ этого мастера относится надпрестольный образ: "Небесное коронование Богородицы", написанный для флорентийской церкви С.-Пьетро-Маджоре и хранящийся ныне в лондонской Национальной галерее. С большим вероятием могут быть приписаны О. также изображения св. Зиновия, во Флорентийском соборе, и св. Адальберта со сценами из его жития, в церкви С.-Кроче. Приписывались О. еще и знаменитые фрески пизанского Кампо-Санто: "Триумф Смерти", "Страшный Суд" и "Ад", которые теперь большинство историков искусства признает за произведения братьев Лоренцетти. С 1358 г. Андрей трудился над украшением фасада Орвиетского собора мозаичными картинами, но с меньшим успехом, потому что заказы на родине, во Флоренции, не позволяли ему постоянно заниматься этой работой. Памятником его искусства по части ваяния и, вместе с тем, архитектурного вкуса остался великолепный алтарь с сенью над оным, во флорентийской церкви Ор-Сан-Микеле, оконченный в 1359 г. О., сверх того, находился в числе архитекторов, строивших Флорентийский собор.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Orcagna)

    Андреа (собственно ди Чоне; di Cione) [впервые упоминается в 1343 (или 1344) — умер 1368, Флоренция], итальянский живописец, скульптор и архитектор. Представитель флорентийской школы (См. Флорентийская школа) треченто. Участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359—1362) и Флоренции (1357, 1365—67). В скульптурном и живописном (фрагмент фрески «Триумф смерти» в церкви Санта-Кроче во Флоренции, около 1350; алтарный образ в капелле Строцци церкви Санта-Мария Новелла, там же, 1354—57) творчестве О., проникнутом влияниями Джотто и Андреа Пизано, пластическая ясность изображений сочетается с готическими чертами (изысканная орнаментика, эмалевый колорит). В семейство ди Чоне входили также братья О.: живописцы Нардо (умер в 1365 или в 1366 во Флоренции) и Якопо (упоминается в 1365—98).

    Лит.: Gronau Н. D., Andrea Orcagna und Nardo di Cione, B., 1937; Boskovits М., Orcagna in 1357 and in other times, «The Burlington Magazine», 1971, v. 113, № 818, р. 239—251.

    А. Орканья. Киот (табернакль) в церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1352—59.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    АНДРЕА ДИ ЧОНЕ

    (Orcagna, Andrea di Cione)

    (ок. 1308 - ок. 1368), итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, - скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, - грандиозное сооружение, в которое помещен написанный им алтарный образ Мадонна делле грацие. Табернакль украшен цветным и позолоченным мрамором, скульптурой и рельефами с изображением сцен из жизни Богоматери. Работа над ним продолжалась с 1352 по 1359. Главное живописное произведение Орканьи - алтарный образ капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, подписанный и датированный 1357. На нем изображен Христос, вручающий ключи апостолу Петру и книгу св. Фоме Аквинскому в присутствии других святых. В этом произведении сочетаются жесткая структура композиции и рельефность фигур, характерные для флорентийского искусства, и неяркий колорит, свойственный сиенской живописи. Стены капеллы были расписаны Андреа вместе с его братом Нардо. Самая знаменитая из этих фресок - Рай. Архитектурная деятельность Орканьи ограничилась украшением уже построенных зданий.

    ЛИТЕРАТУРА

    Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 2. М., 1959

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    ОРКАНЬЯ

    ОРКА́НЬЯ (Orcagna) (Андреа ди Чоне, di Cione) (?-1386), итальянский живописец и скульптор. Представитель флорентинской школы(см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА). Традиции Проторенессанса, ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль Орсанмикеле, 1352—59).

  7. Источник: Энциклопедический словарь