Словарь Брокгауза и Ефрона

    композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к "Снегурочке" Островского, "Царю Федору" и "Иоанну Грозному" А. Толстого (для Художественно-общедоступного театра в Москве), опера "Добрыня Никитич" (1903), симфонии, духовн. композиции, романсы и др.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гречанинов Александр Тихонович [13(25).10. 1864, Москва, — 4.1.1956, Нью-Йорк], русский композитор. Родился в купеческой семье. Учился в Московской (1881—90, уВ. И. Сафонова, А. С. Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890—1893, у Н. А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. Наибольшее значение имеют его хоровые и камерные вокальные произведения, а также обработки народных песен. Существен вклад Г. в детскую музыку. Создал для детей 3 оперы, песни, хоры, фортепианные пьесы. Написал музыку к спектаклям МХАТа — «Царь Федор Иоаннович» (1898), «Смерть Иоанна Грозного» (1899) и др. Среди сочинений Г. — опера-былина «Добрыня Никитич» (1901, пост. 1903), выдержанная в лирическом песенно-романсовом стиле; опера-легенда «Сестра Беатриса» (по М. Метерлинку, 1910, пост. 1912), в которой проявилось некоторое влияние символизма; комическая опера «Женитьба» (по Н. В. Гоголю, 1946, пост. 1948); оркестровые и камерные инструментальные произведения. С 1925 Г. жил за границей (вначале в Париже, с 1939 — в США). В 1943 под впечатлением побед Советской Армии написал симфоническую поэму «К победе» (слова А. С. Пушкина и Г.).

    Соч.: Моя музыкальная жизнь, Париж, 1934; My life, introd, and transi. by N. Slonimsky, N. Y., 1952.

    Лит.: Александров Ю., Страницы жизни, «Советская музыка», 1964, № 10; Нелидова-Фавейская Л., Последние годы, там же.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович (1864-1956) - российский композитор. Музыка для детей, в т. ч. оперы. С 1925 жил за границей. Романсы, хоры, опера "Добрыня Никитич" (1901), песни, фортепианные пьесы.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (1864-1956), русский композитор, живший после 1925 во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился 25 октября 1864 в Москве, учился в Московской консерватории у С.И.Танеева, Н.Д.Кашкина и В.И.Сафонова, затем перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классе Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, Добрыня Никитич, была поставлена в московском Большом театре в 1903. Вторая, Сестра Беатриса (по Метерлинку) - в 1912 в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925 он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939 жил в США (получил американское гражданство в 1946). Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера - Женитьба (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга Моя жизнь.

    Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956.

    ЛИТЕРАТУРА

    Александров Ю. Страницы жизни. - Советская музыка, 1964, № 10 Нелидова-Фивейская Л. Последние годы. - Советская музыка, 1964, № 10

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Гречани́нов Александр Тихонович

    (1864—1956), российский композитор. С 1925 жил за границей, с 1939 в Нью-Йорке. В наследии около 1000 произведений, в том числе опера «Добрыня Никитич» (1901), детские оперы («Теремок», 1921), романсы и песни, фортепианные пьесы, церковная музыка («Всенощное бдение» и др.).

    * * *

    ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович

    ГРЕЧАНИ́НОВ Александр Тихонович [13(25) октября 1864, Москва — 4 января 1956, Нью-Йорк], русский композитор.

    Учился в Московской (у С. И. Танеева(см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович)) и Петербургской (у Н. А. Римского-Корсакова(см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич)). Позднее работал в Музыкальной школе Гнесиных. В 1903 в в Москве Большом театре была поставлена его первая опера «Добрыня Никитич», вторая в 1912 «Сестра Беатриса» — тоже в Опере Зимина(см. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА). До 1917 был известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. Концертировал также как дирижер и пианист, работал с детскими хорами. С 1925 жил во Франции, с 1939 — в США. В 1950 в Париже была поставлена третья опера композитора «Женитьба» (по Н. В. Гоголю).

    Автор пяти симфоний, детских опер («Елочкин сон», «Теремок» и др.), музыки к драматическим спектаклям («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» по А. К. Толстому, «Снегурочка» по А. Н. Островскому. Автор мемуаров «Моя музыкальная жизнь» (1934, Париж).

    В творческом наследии выделяются камерно-вокальные и хоровые жанры (более 100 романсов, циклы хоров а капелла), музыка для детей, а духовная музыка (стремился возродить стиль старинного русского пения с одновременным обогащением хора).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Музыкальный словарь

    ( 25 X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк)

    С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...

    А. Гречанинов

    Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с "чеховской" бородкой; но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно - ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.

    "Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий". Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. "Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом". Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. "Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы". На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы". В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату "Самсон", а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе. (Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)

    В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского "Снегурочка". Станиславский назвал эту музыку превосходной.

    В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой "Добрыня Никитич" при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. "Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку", - писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к "народному духу". А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. "Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им", - говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых "Ай, ду-ду!, Петушок, Ручеек, Ладушки" и др.; фортепианные сборники "Детский альбом, Бусинки, Сказочки, Бирюльки, На зеленом лугу". Специально для детского исполнения предназначены оперы "Елочкин сон" (1911), "Теремок, Кот, петух и лиса" (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.

    В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен - русских, башкирских, белорусских.

    Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором "Заявления московских музыкантов", собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал "Траурный марш". Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. "Несчастная родина! Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного"... Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова: в вокальных циклах "Цветы зла" (1909), "Мертвые листья" (1910), в опере "Сестра Беатриса" по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.

    В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет "Лесная идиллия" и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду. В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. переселился в США. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму "К победе" (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и "Элегическую поэму памяти героев" (1944).

    24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.

    До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет.

  11. Источник: Музыкальный словарь



  12. Лермонтовская энциклопедия

    ГРЕЧАН́́ИНОВ Александр Тихонович (1864—1956), рус. композитор. По его признанию, начал сочинять романсы в Моск. консерватории, учась у С. И. Танеева, к-рому в 1889 показал первый законченный опыт — «Казачью колыбельную» на стихи Л. «Сочинял с большим увлечением и особенно был рад, что довел сочинение до конца... Мне казалось, что песня, к-рую я с таким жаром и увлечением сочинял, должна понравиться профессору», — вспоминал Г. Несмотря на то, что Танеев отнесся равнодушно к первому опыту своего ученика, романс стал весьма популярным и был издан в Лейпциге (1894). Позднее написаны романсы: «Ангел» («По небу полуночи»), «Когда волнуется желтеющая нива», «Небо и звезды», «Слышу ли голос твой», «Тебе-тебе мой дар смиренный» (вошли в сб.: Гречанинов А. Т., Пять песен на слова Лермонтова, Нью-Йорк, 1931).Соч. Моя муз. жизнь, Париж, 1934, с. 25.Лит.: Александров Ю., Страницы жизни, «СМ», 1964, № 10, с. 61.

  13. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  14. Москва (энциклопедия)

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: