Большая Советская энциклопедия

    писец при дворе московского великого князя Ивана III, в 80-х гг. 15 в. — деятельный участник московского кружка религиозных реформаторов, возглавлявшегося Федором Курицыным. Среди книг, переписанных И. Ч., особенно большое значение имеет так называемый Еллинский летописец, формировавший идеологию централизованного государства, оказавший большое влияние на развитие исторических знаний в 15—17 вв. Известно также, что И. Ч. переписал сборник нравоучительных бесед для монахов — «Лествицу» Иоанна Лествичника (1485) и сборник, содержащий статьи исторического и религиозного характера (1489). И. Ч. принадлежит послесловие к Еллинскому летописцу. На основании изучения пометок И. Ч. исследователями отчасти реконструируются взгляды русских религиозных реформаторов конца 15 в. Преследуемый воинствующими церковниками, И. Ч. около 1490 бежал за границу (возможно, в Литву).

    Лит.: Клибанов А. И., Книги Ивана Черного, в сборнике: Исторические записки, т. 62, М., 1958: его же, Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИВАН ЧЕРНЫЙ - писец при дворе Ивана III, религиозный вольнодумец, член кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за границу.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ИВА́Н ЧЕ́РНЫЙ

    рус. обществ. деятель, представитель реформац. движения 15 в. Служил писцом при дворе великого князя Ивана III. В 80-х гг. 15 в. И. Ч. – участник моск. кружка реформаторов, возглавлявшегося Ф. В. Курицыным. Преследуемый воинствующими церковниками, И. Ч. в 1487 бежал за границу, где вскоре умер. Архиепископ Геннадий добивался от церк. собора 1490 посмертного его осуждения и проклятия. И. Ч. был переписчиком ряда памятников древнерус. письменности, в т.ч. Еллинского летописца второго вида – рус. историко-лит. свода. Из его трудов до нас дошли также библейско-историч. сборник, содержащий исправный текст ряда книг Ветхого Завета, историч. статьи, богословские сочинения, проникнутые религ. индивидуализмом, сочинение против монашества и "Лествица" Иоанна Листвинника, посвященная психологии нравств. самоусовершенствования. Еллинский летописец и библейско-историч. сборник содержат приписки, а также многочисл. глоссы И. Ч. Тексты, отмеченные глоссами, служили критике ортодокс. вероучения и церк. ин-тов, обличению социальной неправды, утверждению реформац. идей. В послесловии к Εллинскому летописцу И. Ч. высказал свое понимание христианства как учения, призывающего к любви и братству людей.

    Лит.: Лихачев Д. С., Еллинский летописец второго вида и правительственные круги Москвы конца XV века, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры", 1948, т. 6, с. 100–10; Клибанов А. И, Приписка Ивана Черного к "Еллинскому летописцу". Пермские глоссы. Соч. против монашества, в кн.: Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века, M.-Л., 1955, с. 277–305; его же, Книги Ивана Черного, "Исторические зап.", 1958, т. 62, с. 198–244.

    А. Клибанов. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ива́н Чёрный

    писец при дворе Ивана III, религиозный вольнодумец, член кружка Ф. Курицына. Около 1490 бежал за границу.

    * * *

    ИВАН Черный

    ИВА́Н Черный (конец 15 века), русский религиозный вольнодумец, писец при дворе московского великого князя Ивана III Васильевича(см. ИВАН III Васильевич).

    В 1480-х гг. деятельный участник московского кружка религиозных реформаторов, возглавлявшегося Федором Курицыным(см. КУРИЦЫН Федор Васильевич). Среди книг, переписанных Иваном Черным, особое значение имеет Еллинский летописец, формировавший идеологию Русского централизованного государства, оказавший большое влияние на развитие исторических знаний в 15—17 веков. Известно, что Иван Черный переписал сборник нравоучительных бесед для монахов — «Лествицу» Иоанна Лествичника(см. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК) (1485) и сборник статей исторического и религиозного характера (1489).

    Ивану Черному принадлежит послесловие к Еллинскому летописцу. На основании пометок Ивана Черного исследователями отчасти реконструируются взгляды русских религиозных реформаторов конца 15 века. Преследуемый воинствующими церковниками, Иван Черный около 1490 бежал за границу (возможно, в Литву).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    писец при дворе моск. вел. кн. Ивана III, в 80-х гг. 15 в. деятельный участник моск. кружка религ. реформаторов, возглавлявшегося Ф. Курицыным, выходец из демократич. среды (клирошанин). Среди книг, переписанных И. Ч., особенно большое значение имеет Еллинский летописец (второго вида), восходящий к редакции 1392 и оказавший большое влияние на развитие ист. знаний в 15-17 вв. (Русский хронограф, Лицевой свод, Хронограф второй редакции). Летописец был одним из источников в формировании политич. идеологии централизованной власти, в частности способствовал утверждению всемирно-ист. роли Москвы (переписан в 1485 по заданию вел. кн. Ивана III). Известно также, что И. Ч. переписал "Лествицу" Иоанна Лествичника (1485) и сб. библейских книг, содержащий и статьи ист. и религ. характера (1489). И. Ч. принадлежит послесловие к Еллинскому летописцу, а также многочисл. глоссы на полях переписанных им рукописей, написанные пермским алфавитом. На основании пометок И. Ч. отчасти реконструируются взгляды рус. религ. реформаторов конца 15 в. Преследуемый воинствующими церковниками, И. Ч. ок. 1490 бежал за границу (возможно в Литву).

    Лит.: Лихачев Д. С., Еллинский летописец второго вида и правительств. круги Москвы конца XV в., ТрОДРЛИ, т. 6, 1948; Клибанов А. И., Книги Ивана Черного, в сб.: ИЗ, (т.) 62, (М.), 1958; его же, Приписка Ивана Черного к "Еллинскому летописцу", в кн. Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье, Антифеод. еретич. движения на Руси XIV - нач. XVI вв., М.-Л., 1955.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: