Большая Советская энциклопедия

    мост для движения городского транспорта и пешеходов, расположенный в черте города. Г. м., как правило, строят для совмещенного движения различных видов городского транспорта. При наличии раздельных транспортных трасс Г. м. могут быть предназначены специально для одного из видов транспорта (трамвайный мост, автомобильный мост, метромост).

    Выбор места расположения Г. м. определяется комплексом планировочных, инженерных и транспортных условий и согласуется прежде всего с генеральным планом (См. Генеральный план) развития города. Место перехода и инженерное решение Г. м. принимают по результатам технико-экономического сравнения различных вариантов. Планировочные условия предусматривают увязку трассы перехода моста с сетью городских улиц, возможность создания предмостных площадей и устройства транспортных развязок (См. Транспортная развязка). Большое внимание уделяется Г. м. как архитектурному элементу застройки города (рис. 1), учитывается необходимость его гармоничного сочетания с набережными, площадями и гор. зданиями.

    Интенсивность транспортных потоков и их направление определяют собой необходимую ширину моста и организацию движения на подходах. Если улица, ведущая к Г. м., располагается в одном уровне с проездами вдоль набережных, то на предмостных площадях организуется развязка примыкающих потоков движения. Наиболее совершенно пересечение набережных с подходами к Г. м. в разных уровнях (рис. 2). Обычная схема современного Г. м. состоит из пролётов речной части (собственно мост) и Путепроводов над проездами по набережным (например, городские мосты через р. Москву). Подъём на мост с примыкающих к нему улиц осуществляется по наклонным участкам дороги — рампам, устроенным в виде эстакад или насыпей.

    Наиболее распространены Г. м. из железобетона и стали. Как правило, в Г. м. для свободного обозрения городской застройки используют конструкции пролётного строения с ездой поверху. Конструкции с ездой понизу применяются в висячих мостах (См. Висячий мост).

    Лит.: Гибшман Е. Е., Городские инженерные сооружения, М., 1959; Страментов А. Е., Введение в городское строительство, М., 1963; Надёжин Б. М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964.

    Б. М. Надёжин.

    Мост в Вильнюсе.

    Транспортное пересечение в двух уровнях у моста в Киеве.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    town bridge

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Большой энциклопедический политехнический словарь

    мост для движения транспорта (автомобилей, поездов магистральных ж. д. и метрополитена, трамваев) и пешеходов, прокладки коммуникаций, расположенный в черте города. Металлич. или ж.-б. Г. м. наиболее часто делают с ездой поверху. По статич. схеме пролётного строения различают балочные, рамные, арочные, висячие, вантовые Г. м. Ширину Г. м. определяют по числу трансп. полос определ. ширины с добавлением предохранит., разделит. полос и тротуаров. Среди Г. м. встречаются путепроводы, виадуки, а также наплавные мосты и разводные мосты. См. рис.

    Городской мост через р. Даугаву в Риге

    Городской мост через р. Даугаву в Риге

  5. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь