Большая Советская энциклопедия

    (от лат. caesar — цезарь и papa — папа)

    условный термин, введённый католической историографией 19 в. (немецким учёным И. Хергенрётером и др.) для обозначения своеобразных отношений между императорской властью и церковью в Византийском государстве: глава светской власти — император (цезарь) — фактически являлся и главой церкви (папой). Изредка этот термин встречается в современной исторической литературе (и не только применительно к Византии). Ц. не отражает истинных взаимоотношений между византийскими императорами и церковью. Действительно, византийская церковь в экономическом отношении больше зависела от государства, чем католическая; её права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора; византийское духовенство играло несравненно меньшую роль в государственной администрации. Однако это не следует абсолютизировать: в отдельные периоды патриархи оказывали огромное влияние на государственный аппарат; попытки императоров навязать свою волю церкви далеко не всегда были успешными — они не смогли присвоить права назначать епископов и митрополитов, не осуществили до конца Иконоборчество, не добились заключения унии (См. Уния) с папством. Императоры (за исключением Юстиниана I и Мануила I) и не претендовали на идеологическое подчинение церкви государству.

    А. П. Каждан.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЦЕЗАРЕПАПИЗМ

    ЦЕЗАРЕПАПИЗМ — понятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции. Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались “теорией симфонии”, выраженной в предисловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): “Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием,— это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу”. Тенденции к цезарепапизму можно обнаружить в толкованиях на Номоканон антиохийского патриарха Феодора Вальсамона (12 в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея. Ряд историков, в т. ч. прот. А. Шмеман, считают, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как цезарепапизм, ибо между ними существовал догматический союз, в вопросах догматики имперская власть подчинялась церковной. В русской истории тенденцию к цезарепапизму связывают с появлением Соборного уложения 1649 царя Алексея Михайловича, его упрочение — с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков — М. В. Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) — усматривают стремление противостоять цезарепапизму. С критикой цезарепапизма в русской истории выступали В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Вл. С. Соловьев, А. В. Карташев и др. В. В. Зеньковский, напротив, считал, что цезарепапизм не характерен для русской церковно-политической мысли: “Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной миссии. Это не было движение в сторону цезарепапизма. Церковь сама шла навстречу государству, чтобы внести в него благодатную силу освящения” (История русской философии, т. 1. Париж, 1989, с. 49). Критику цезарепапизма как искажения теократии можно найти у Л. А. Тихомирова, И. А. Ильина и др.

    А. П. Козырев

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (от лат. caesar - цезарь и papa - папа) - термин, обозначающий форму правления в Визант. гос-ве, при к-рой глава светской власти - император (цезарь) фактически являлся одновременно главой церкви (папой); введен католич. историографией 19 в. (нем. ученым Й. Хергенрётером и др.). Изредка этот термин употребляется в ист. лит-ре и в настоящее время и не только применительно к Византии.

    Визант. церковь в экономич. отношении значительно больше зависела от гос-ва, чем католическая; ее права не были конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора; визант. духовенство не выделилось в самостоятельное сословие и играло несравненно меньшую роль, чем зап.-европейское, в гос. администрации. Однако визант. императоры никогда не претендовали на духовную власть; они не смогли добиться права назначения епископов и митрополитов; влияние патриархов на гос. аппарат было временами огромно. Реальное соотношение сил между церковью и императором в различные ист. периоды было различным. Визант. императоры неоднократно пытались навязать свою волю церкви, но далеко не всегда они добивались успеха; так, напр., не удалось им осуществить иконоборчества, провести унию церковную. Все это дало основание большинству византинистов считать, что термин "Ц." не отражает истинных взаимоотношений, сложившихся между визант. императорами и церковью.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия