Большая Советская энциклопедия

    (Böhme)

    Якоб (1575, Альтзейденберг, — 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель Пантеизма.По профессии сапожник. Для сочинений Б. характерны слияние натурфилософии и мистики, экзальтированность стиля, наличие множества библейских и поэтических образов. Бог, по Б., един с природой и объемлет собою всё — небо и ад, внутреннее и внешнее, добро и зло, творит самого себя из «ничто» посредством раздвоения своего первоначально недифференцированного единства и выделения из него противоположностей: света и тьмы, добра и зла. Эти стихийно-диалектические идеи Б. оказали большое влияние на последующее развитие немецкой философии (Ф. Баадер,Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель).К. Маркс и Ф. Энгельс использовали термин Б. «мука (Qual) материи», понимаемый как стремление, жизненный дух, напряжение, для характеристики принципа самодвижения (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142).

    Соч.: Sämmtliche Werke, Bd 1—7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В., 1957; в рус. пер. — Aurora или Утренняя заря в восхождении, М., 1914.

    Лит.: Левен В. Г., Якоб Беме и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5; Фейербах Л., История философии, т. 1, М., 1967; Grunsky Н., Jacob Böhme, Stuttg., 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity, Phil.,1957.

    А. В. Гулыга.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    БЁМЕ (Bohme) Якоб (1575 - 1624), немецкий философ-пантеист. Занимался сапожным ремеслом. Основываясь на толковании библейских текстов и традициях немецкой мистики, развил своеобразную диалектику, выраженную в ярких и смелых образах (например, Бог как "пропасть", рождающая "основу"). Сочинения: "Аврора, или Утренняя заря в восхождении" (1634, русский перевод 1914).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Беме

    БЕМЕ Якоб (Behme, 1575–1624) — немецкий философ-мистик, сапожник по ремеслу. Философ-самоучка, Б. ненавидит цеховых ученых с их книжной латынью, но протест его слаб. Средневековая идеология еще властвует над нарождающимся буржуа. В своем фантастическом истолковании мира Б. сочетает натурфилософию с средневековой теологией; сквозь влияние последней пробивается однако попытка своеобразного диалектического мышления. Принцип философии Б. — вечное движение, становление, основные категории — «противоположение» (Gegensatz) и «развитие» (Entwicklung) — разработаны Баадером, Шеллингом. В туманном образе «триединства» у Б. дан зародыш гегелевской триады. Учение Б. сыграло большую роль в немецком романтизме XIX в. Романтиков влекли к Б. любовь к родной старине и наивно-сказочное понимание природы. Под его влиянием утвердилось в романтизме то мистическое понимание мира и искусства, к-рое возвестил Вакенродер. Романтики, как и Б., видели в одухотворении природы способ к ее познанию. Поэтическая фантазия Б. глубоко родственна Новалису. Туманная образность яз., отношение к слову как к несовершенному средству для выражения всей полноты чувств — как нельзя более гармонировали с мировосприятием Тика. «Эликсир сатаны» Гофмана — поэтический комментарий к Б., местами непонятный без знакомства с учением последнего.Библиография:

    I. Morgenrothe in Aufgang oder Aurora, 1612 (есть русский перевод); Die drei Prinzipien gottlichen Wesens, 1619; Psichologia vera oder 40 Fragen... etc., 1620; Mysterium magnum (Erklarung des ersten Buches Moses, 1625).

    II. Fechner H. A., J. B., sein Leben u. s. Schriften, 1887; Deussen P., J. B., 1897; Honkamer, J. B., 1924; Edelheimer, B. u. die Romantik.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. История Философии: Энциклопедия

    БЕМЕ или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575—1624) — немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. пишет свое первое сочинение ‘Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале’ (1612). Шесть лет Б. находился под ‘домашним арестом’ с запретом писать. Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения: ‘О трех принципах божественной сущности’ (1619), ‘О троякой жизни человека’, ‘Пансофское таинство’ (1620), ‘Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию’ (1622), ‘О воплощении Слова’, ‘Christosophia, или Путь ко Христу’, ‘Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия’ и др. Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична. Основа его учения — мистика Абсолюта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б. имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей. (По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто — Он сам.) Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. Согласно Б., ‘книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем’. Б. является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. в ‘Истории новой философии’ (1833). Энгельс называл Б. ‘предвестником грядущих философов’. В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются. Особую популярность имел ‘Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве...’. В 19 в. благодарные земляки воздвигли в г. Гер-лиц памятник Б.

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    БЁМЕ

    (Bohme) Якоб (1575—1624) — нем. протестантский мистик-визионер, теософ и богослов. Род. в крестьянской семье. По профессии сапожник. Пережив в 1600 и 1610 состояния религиозно-мистического экстаза, посвятил свою жизнь попыткам рациональной трансляции приобретенного опыта. После выхода в свет первого соч. «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612) Б. вступил в конфликт с религиозной общиной Герлица и был осужден как еретик. Вопреки наложенному на него запрету на литературную деятельность, в период с 1618 по 1623 создал серию теософских и религиозно-мистических сочинений («О троякой жизни человека», «40 вопросов о душе», «De signature rerum», «Mysterium Magnum» и многие др.), которые распространялись в списках благодаря усилиям сложившегося круга его учеников и последователей. Религиозное преследование Б. не прекращалось вплоть до его кончины.

    Несистематичность произведений Б., их необычный язык, изобилующий неологизмами и многозначными символами, затрудняют интерпретацию его обширного наследия. В творчестве Б. переплетаются неоплатонические и гностические мотивы, влияние средневековой мистики, алхимической традиции, сочинений Коперника, Парацельса, В. Вейгеля, С. Франка и др. Центральная интуиция всего творчества Б. — монодуализм, представление о бытии как единстве единства и раздвоения. Применительно к Богу она развернута в учение о внутрибожественной жизни, представляющей собой вечное рождение Бога в Самом Себе и для Самого Себя из отличной от Него темной хаотической первоосновы. Бог есть единство двойственности, Да и Нет, Любовь и Гнев. Это единство в Боге двух принципов облекается в третий принцип, вечную Природу; т.о., Бог рождается для Себя как троичный. Для Б. саморождение Бога и становление природы, теогония и космогония — две стороны одного процесса, поэтому триединство Бога воплощается в динамическом, подвижном единстве противоборствующих сил видимой природы (т.н. качеств). Однако в отличие от пантеистических мистиков Возрождения Б. подчеркивает не только единство, но и раздвоение между Богом и природой, которое является следствием космической катастрофы падения Люцифера.

    В основе антропологических воззрений Б. — представление о человеке как микрокосме; человек — образ соединения внутрибожественных принципов. В связи с общей монодуалистической установкой в антропологии Б. приобретает особое значение мистическое истолкование андрогинной природы человека. Синтез трех аспектов мировоззрения Б. (теософского, космологического и антропологического) осуществляется в т.н. христософии — учении о мистерии нового рождения человека во Христе.

    Влияние Б. обширно и многообразно. Огромный интерес к наследию Б., возрожденному из забвения в сер. 18 в. в теософских сочинениях К. Сен-Мартена и Ф.К. Этингера, проявили деятели европейского романтизма — философы и теологи (Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Ф. фон Баадер), писатели и поэты (И.В. Гёте, Новалис, А. фон Арним), художники (Ф.О. Рунге), композиторы (А. Брукнер); его высоко оценивали Л. Фейербах, Э. фон Гартман, А. Шопенгауэр. Не менее многообразно, но почти не исследовано воздействие Б. на европейскую культуру 20 в. (примеры тому — кинематограф А. Ганса, аналитическая психология К.Г. Юнга, творчество нем. экспрессионистов и др.). Идеи Б. получили распространение и в США, где возникло несколько вдохновленных его учением религиозных общин. В России творчество Б. стало известно в кон. 18 в. благодаря переводческой деятельности масонов. Сильное влияние Б. испытал B.C. Соловьев, через посредство которого многие понятия и образы Б. вошли в культурный лексикон Серебряного века. В рус. философии 20 в. влияние Б. наиболее явственно видно у Н.А. Бердяева и С.Н. Булгакова.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    БЕМЕ или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) - немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. пишет свое первое сочинение «Aurora или утренняя заря». Шесть лет Б. находился под «домашним арестом» с запретом писать. Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения: «О трех принципах божественной сущности», «О троякой жизни человека», «О воплощении Слова», «Путь ко Христу», «Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия» и др. Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична. Основа его учения - мистика Абсолюта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б. имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом, и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей. Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. В. является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиции, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. находились французский мистик Л. К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. в «Истории новой философии» (1833). Энгельс называл Б. «предвестником грядущих философов». В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются. Особую популярность имел «Сера-фимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве...».

  11. Источник: Новейший философский словарь