Большая Советская энциклопедия

    (нем. Fastnachtspiel, буквально – масленичная игра, от Fastnacht – масленица и Spiel – игра)

    вид немецкого народного театра, разновидность средневекового Фарса. Ф. возник на основе масленичных карнавальных инсценировок. Вначале представлял бытовую сцену, обычно анекдотического характера. В 14–16 вв. подвергся литературной обработке, его тематика расширилась за счёт сюжетных заимствований из произведений рыцарской литературы и др. Особенное развитие получил в Нюрнберге. Авторами многих Ф. были участники кружка мейстерзингеров (См. Мейстерзингеры). Лучшие образцы созданы Г. Саксом.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФАСТНАХТШПИЛЬ (нем. Fastnachtspiel - букв. - масленичная игра), вид немецкого народного театра (средневековый фарс). Первоначально бытовая сценка, обычно анекдотического характера. В 14-16 вв. фастнахтшпиль подвергся литературной обработке. Авторами многих фастнахтшпилей были мейстерзингеры (Г. Сакс и др.).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Фастнахтшпиль

    ФАСТНАХТШПИЛЬ (Fastnachtspiel) — «масленичные действа», небольшие стихотворные комедии, распространенные в Германии в XV—XVI вв. Ф. возникают из обычая, согласно к-рому молодежь на масленицу ряженая ходила по городу, импровизируя небольшие сценки, пересыпанные грубыми шутками, в к-рых в комическом виде воспроизводились различные происшествия из обыденной жизни. Со временем подобные представления приняли более организованный характер. Расширился круг тем: наряду с буффонадным изображением случаев из брачной жизни, насмешками над простоватостью мужиков и пр. Ф. начинают затрагивать вопросы политики и религии. Вместе с тем Ф. обращается к литературным источникам, драматурги заимствуют сюжеты из обширной литературы новелл, фацеций и шванков. Всего до нас дошло около 150 пьес. Большая часть их возникла в г. Нюрнберге, где фастнахтшпили приобрели широкую популярность в бюргерской среде. Из драматургов наиболее значительны: Ганс Розенплют (1-я половина XV века), Ганс Фольц (ум. 1515) и Ганс Сакс (см.) — крупнейший мастер Ф. Им написано 85 пьес.Библиография:

    Lier L., Studien zur Geschichte des nurnberger Fastnachtspiels, Diss., Nurnberg, 1889; Michels V., Studien uber die altesten deutschen Fastnachtspiele, Strassburg, 1896; Holl K., Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923; Мокульский С. О., История западноевропейского театра, т. I, М., 1936.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    фастнахтшпи́ль

    (нем. Fastnachtspiel, буквально — масленичная игра), вид немецкого народного театра (средневековый фарс). Первоначально бытовая сценка, обычно анекдотического характера. В XIV—XVI вв. фастнахтшпиль подвергся литературной обработке. Авторами многих фастнахтшпилей были мейстерзингеры (Г. Сакс и другие).

    * * *

    ФАСТНАХТШПИЛЬ

    ФАСТНАХТШПИ́ЛЬ (нем. Fastnachtspiel, букв. — масленичная игра), вид немецкого народного театра (средневековый фарс). Первоначально бытовая сценка, обычно анекдотического характера. В 14—16 вв. фастнахтшпиль подвергся литературной обработке. Авторами многих фастнахтшпилей были мейстерзингеры(см. МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ) (Г. Сакс и др.).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ФАСТНАХТШПИЛЬ
    ФАСТНАХТШПИЛЬ (нем. Fastnachtspiel - букв. - масленичная игра), вид немецкого народного театра (средневековый фарс). Первоначально бытовая сценка, обычно анекдотического характера. В 14-16 вв. фастнахтшпиль подвергся литературной обработке. Авторами многих фастнахтшпилей были мейстерзингеры (Г. Сакс и др.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: