или Дажьбог - божество славяно-русской мифологии, упоминаемое в начальной летописи под 980 г., в Ипатьевской лет. (изд. Арх. ком., 52), в Новгородской (id. стр. 29) в пергаментном списке Пролога (см. "Чтения" 1846 г. № 2, статья Бодянского). Значение Д. определяется вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летоп. под 1114 г. (изд. арх. ком. стр. 200): "И по сем царства сын его (Сварога), именем Солнце, его же наричют Дажьбог...", "Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. д. Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., по-видимому, вне сомнения. Есть и другие указания на его родственные отношения: в Слове Христолюбца сказано о русских язычниках: "И огневи молятся, зовут его Сварожичем"; в "Слове о полку Игореве" русские два раза называются внуками Дажбога. Огонь и солнце являются братьями, а витязи — потомками солнца едва ли не во всех родственных мифологиях. Значению соответствует и долго бывшее в ходу толкование имени: даж — прилаг. от даг, готск. dags (нем. tag — день) от скр. корня dagh - жгу. Но Крек ("Einleitung etc." стр. 103, прим. 3) и после него с большим количеством аргументов Ягич ("Mythologische Skizzen" в "Archiv f. Slav. Philologie" за 1881 г. т. V, стр. 11) отвергают такое производство. В Д. Ягич видит слож. повел. накл. от глагола дати (ц. слав. дождь) и существительного бог, следовательно, Даждьбог значит бог дающий или бог податель, что вполне подходит к богу солнца. Некоторое сомнение является относительно подлинности Д. как отдельного божества: 1) Симарьгл и Мокошь, рядом с которыми он стоит в начальной летописи, более чем подозрительны; 2) Ягич не без некоторого основания заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога; 3) Хорс, от имени которого Д. в начал. летописи не отделен союзом и, тоже есть солнечный бог, как это явствует и из "Слова о полку Игореве". Дажьбог, может быть, не что иное как эпитет, который позднее становится синонимом. Предполагалось также, что Д. не встречается у славян южных. Последнее обстоятельство в связи с неудовлетворительностью славянской этимологии имени заставило Гедеонова ("Варяги и Русь" I, 350-1), а за ним и Фаминцына ("Божества славян" стр. 207 и след.), производить его с севера; Гедеонов ведет его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцын считает его прямо скандинавским божеством (хотя скандинавская мифология такого не знает), усвоенным русскими славянами от их варяжских князей. Ягич указал, однако, сагу (напечатана Новаковичем в журн. "Vila"), свидетельствующую, что Д. в форме Дабог был известен у южных славян и пользовался таким уважением, что под влиянием известной дуалистической ереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли; только Сын Божий победил его и лишил этой власти. Это очень важное свидетельство в пользу Д., который до указания новых данных остается одним из наименее сомнительных божеств наших языческих предков.
А. Кирпичников.
Дамбог, в славянской мифологии бог солнца. В русско-славянской мифологии бог солнца и огня, сын Сварога (отсюда другое название — Сварожич). Неоднократно упоминается в русских летописях (впервые под 980). В «Слове о полку Игореве» русский народ называется внуком Дажбога.
муж. один из богов славянской боговщины; бог жатвы?
ДАЖБОГ - бог солнца и небесного огня в славяно-русской мифологии (ср. Хорс), сын Сварога.
ДАЖБОГ, бог солнца и небесного огня в славяно-русской мифологии (сравни Хорс), сын Сварога.
ДА́ЖБОГ -а; м. [с прописной буквы] У древних славян-язычников: бог Солнца, покровитель плодородия, природы, источник света и тепла.
* * *
Да́жбогбог солнца и небесного огня в славяно-русской мифологии (ср. Хорс), сын Сварога.
* * *
ДАЖБОГДА́ЖБОГ (Дажьбог, Даждьбог), бог солнца и небесного огня в славяно-русской мифологии, сын Сварога(см. СВАРОГ). Упоминается обычно вместе со Стрибогом(см. СТРИБОГ). В «Слове о полку Игореве» русские — внуки Дажбога. Его идол стоял на одном из киевских холмов. У западных славян ему, по-видимому, соотвествовал Дабог.
в рус.-слав. мифологии бог солнца и огня, сын Сварога (отсюда другое назв. - Сварожич). Неоднократно упоминается в рус. летописях (впервые под 980, когда кн. Владимир поставил в Киеве кумиры богам, в т. ч. и Д.). Судя по летописи, Д. идентичен др.-тюрк. богу солнца Хорсу. В работе о Д. известный славист В. Ягич проводит аналогию между Д. и юж.-слав. божеством Дабогом. Много споров в лит-ре вызывала этимология имени Д.: его производили от готского "даг" ("день"), слав. "дождь" и "даждь" (т. е. бог - податель тепла и благ) и др. В "Слове о полку Игореве" Даждьбожьим внуком называется рус. народ.
Лит.: Очерки истории СССР, период феодализма IX-XV вв., т. 1, М., 1953; Аничков Е., Язычество и Др. Русь, Зап. ист.-филологич. ф-та СПБ ун-та, 1914 г., ч. 117; Jagic V., Mythologische Skizzen II. Dazdübogú - Dazbog - Dabog, Archiv tur Slavische Philologie", Bd 5, В., 1881.