Большая Советская энциклопедия

    система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Эти человеконенавистнические концепции М. тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время М. служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением. Классики марксизма-ленинизма показали реакционную сущность М., называя его «...самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 504). Они доказали, что в человеческом обществе нет и не может быть «вечных естественных законов народонаселения» и нет «закона убывающего плодородия почвы» (на который ссылался Мальтус) (см. «Убывающего плодородия почвы закон»). Каждому общественному строю присущ свой закон народонаселения. В условиях капитализма существует относительное перенаселение, то есть безработица, как неизбежное следствие всеобщего закона капиталистического накопления (См. Всеобщий закон капиталистического накопления). Воспроизводство же населения и «условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 1, с. 476).

    Неомальтузианцы — А. Пикок, К. Боулдинг и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и другие пытаются применить положения Мальтуса к современным условиям, утверждая, что высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту учения Мальтуса. В действительности же современная демографическая ситуация в развивающихся странах обусловлена уровнем их социально-экономического развития, значительным снижением смертности вследствие прогресса медицины, а отнюдь не безудержной способностью людей к размножению. Объективная необходимость регулирования демографических процессов может быть реализована не в рамках неомальтузианских призывов к ограничению деторождения, а комплексом широких и прогрессивных социально-экономических преобразований, способных изменить условия труда и жизни людей. Неомальтузианцы смыкаются с неоколониализмом, ибо противопоставляют регулирование рождаемости социально-экономическим реформам в развивающихся странах, пытаются убедить общественность этих государств в том, что якобы сокращение темпов естественного прироста населения является важнейшим условием преодоления их отсталости. Тем самым неомальтузианцы, пытаясь поставить индустриализацию развивающихся стран в зависимость от сокращения в них темпов роста населения, стремятся теоретически обосновать и оправдать усилия правящих кругов империалистических государств, сохранить развивающиеся районы планеты в качестве аграрно-сырьевого придатка капиталистического мира. Некоторые современные последователи Мальтуса — Г. Тейлор (Великобритания), П. Эрлих (США) утверждают, что рост народонаселения способствует истощению минерально-сырьевых и пищевых ресурсов мира, якобы обусловливает пагубные последствия научно-технического прогресса, способствуя разрушению окружающей среды. В этих доводах игнорируются реальные возможности современного общества сознательно преобразовывать окружающую среду. В условиях социализма, как писал К. Маркс, «...ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними, как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей» (Маркс. К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 387).

    Положения М. и неомальтузианства являются ярким подтверждением реакционности буржуазной идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной, бескомпромиссной и беспощадной борьбы против М., неомальтузианства во всех его разновидностях, «...против попыток навязать это реакционное и трусливое учение самому передовому, самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного общества» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 257).

    Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 23, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. 23; Ленин В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23; Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959.

    А. П. Судоплатов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. мальтузиа́нство;
    2. мальтузиа́нства;
    3. мальтузиа́нства;
    4. мальтузиа́нств;
    5. мальтузиа́нству;
    6. мальтузиа́нствам;
    7. мальтузиа́нство;
    8. мальтузиа́нства;
    9. мальтузиа́нством;
    10. мальтузиа́нствами;
    11. мальтузиа́нстве;
    12. мальтузиа́нствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ср.

    Буржуазная теория, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капитализма, а тем, что якобы рост средств существования отстает от роста народонаселения.

    [По имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    МАЛЬТУЗИА́НСТВО, мальтузианства, мн. нет, ср. (экон.). Буржуазная экономическая теория, считающая источником всех социальных бедствий и нищеты быстрый рост населения, непропорциональный росту средств существования. Мальтузианство опровергнуто Марксом. (По имени англ. писателя-экономиста Malthus).

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Теория, согласно которой положение трудящихся определяется "естественным законом народонаселения", обусловливающим отставание роста средств существования от роста численности населения.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    МАЛЬТУЗИАНСТВО - теория, созданная в кон. 18 в. Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    МАЛЬТУЗИАНСТВО, теория, созданная в конце 18 в. английским экономистом Т.Р. Мальтусом (Malthus; 1766 - 1834), в соответствии с которой благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение Мальтус выводит из сравнения геометрических и арифметических прогрессий). В современных условиях проблемы развивающихся стран, связанные с быстрым ростом народонаселения, вызывают периодическое оживление модифицированных форм мальтузианства.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    сущ. Malthusianism

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    maltusianismo m

  17. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  18. Медицинская энциклопедия

    (Th.R. Malthus, 1766—1834, англ. священник и экономист)

    реакционная теория народонаселения, оправдывающая низкий жизненный уровень трудящихся при капитализме действием «вечных» законов природы, обусловливающих отставание роста средств существования от роста народонаселения.

  19. Источник: Медицинская энциклопедия



  20. Энциклопедический словарь экономики и права

    - теория, созданная английским экономистом Т.Р. Мальтусом в конце XVIII в. и опирающаяся на положение, согласно которому экономическое благосостояние определяется не столько уровнем развития производства, сколько "естественным законом народонаселения". Согласно этому закону темпы роста населения значительно выше темпов роста производства средств существования.

  21. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  22. Философская энциклопедия

    МАЛЬТУЗИАНСТВО

    социологич. доктрина, основанная на антинауч. системе взглядов на закономерности воспроизводства народонаселения; названа по имени англ. экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (Т. R. Mal-thus, 1766—1834; осн. работа — «Опыт о законе народонаселения...»,1798, рус. пер., т. 1—2, 1868), считающегося её родоначальником, одно из гл. направлений в бурж. демографии. Мальтус пытался объяснить противоречия обществ. развития не социальными условиями капиталистич. строя, а «вечными» законами природы. Приписывая биологич. факторам решающую роль в воспроизводстве населения, Мальтус сформулировал некий «естеств. закон», согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрнч. прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в арифме-тич. прогрессии. Последнее он обосновал т. н. законом убывающей производительности последоват. затрат, а для земледелия — «законом убывающего плодородия почвы». В силу этого, несмотря на «естеств.» регулирование численности населения посредством голода, эпидемий, войн и т. п., по Мальтусу, наступает «абс. перенаселение», с которым необходимо бороться путём регламентации браков и регулирования рождаемости. При этом М. игнорирует потребность в детях и призывает к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, которыми определяется интенсивность данного процесса.

    Концепция М. со временем претерпела онредел. эволюцию. Поэтому можно говорить о «классич.» М. и его позднейших модификациях, которые в свою очередь существуют в виде М., продолжающего «классич.» линию, и неомальтузианства. Центральным политич. тезисом «классич.» М. является утверждение о «тщетности» усилий по умножению средств существования, поскольку последнее только увеличит число потребителей.

    В 20 в. ввиду несостоятельности «арифметич. прогрессии» Мальтуса (объём производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население) У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и др., отстаивая «классич.» М., пытались показать, что теория Мальтуса не сводится к «прогрессиям», что гл. в М. — «природный» характер демографич. развития.

    Представители «классич.» М. 2-й пол. 20 в. У. Фогт (США) в кн. «Люди! Призываю к спасению» («People! Challenge to survival», 1960) и Г. Бутуль (Франция) в кн. «Перенаселенность» («La sinpopulation», 1964) и «Отсроченное детоубийство» («L'infanticide differe», 1970) единств. возможность выхода из мирового «кризиса населения» видят в сокращении рождаемости и выступают против индустриализации и обществ. преобразования с. хозяйства развивающихся стран. Г. Тейлор (США) при рассмотрении «естеств.» препятствий к росту народонаселения упор делает уже не на «традиционные» средства — войны, голод, эпидемии, а на разрушение окружающей среды, на «механизм обратной связи», с помощью которого природа будто бы сводит счёты с человечеством за чрезмерное его размножение.

    Классики марксизма-ленинизма раскрыли полную несостоятельность М., показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации общества, способа производства прежде всего (см. Народонаселение).

    Маркс К., Критика политич. экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 2; 9 н г е л ь с Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; С м у л е в и ч Б. Я., Критика бурж. теорий и политики народонаселения, М.,1959; Попов А. Я., Совр. М., М., I960; В а л е н т е й Д. И., Теория и политика народонаселения, М.,1967; Рубин Я. И., Теория народонаселения (мальтузианское и буржуазно-анти-мальтузианское направления), М., 1972.

  23. Источник: Философская энциклопедия



  24. Энциклопедический словарь

    МАЛЬТУЗИА́НСТВО -а; ср. Теория, согласно которой экономическое положение общества определяется не социальными условиями, а тем, что рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. По имени английского буржуазного экономиста Т.Р. Мальтуса (1766 - 1834).

    * * *

    мальтузиа́нство

    теория, созданная в конце XVIII в. Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

    * * *

    МАЛЬТУЗИАНСТВО

    МАЛЬТУЗИА́НСТВО, теория, созданная в кон. 18 в. Т. Р. Мальтусом(см. МАЛЬТУС Томас Роберт). В соответствии с этой теорией благосостояние(см. БЛАГОСОСТОЯНИЕ) населения определяется естественным законом народонаселения(см. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ): темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах(см. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ), служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Советская историческая энциклопедия

    теория народонаселения, названная по имени ее автора - англ. экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (Malthus; 1766-1834). Возникла в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземеливанием крестьянства усилилась безработица. В работе "Опыт о законе народонаселения..." (1798) Мальтус пытался доказать, что нищета трудящихся масс в капиталистич. обществе - следствие не экономич. условий капитализма, а природных условий. Согласно придуманному им "естественному" - биологич. закону, население будто бы всегда растет в геометрич. прогрессии (1, 2, 4, 8, 16...), а средства существования - в арифметической (1, 2, 3, 4, 5...), в результате чего неизбежно наступает "абсолютное перенаселение". Пытаясь обосновать тезис о том, что возможности произ-ва продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на т. н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, "закон убывающего плодородия почвы". В эпоху империализма бурж. идеологи пытаются реставрировать и обновить М. (неомальтузианцы, резкую критику взглядов к-рых дал В. И. Ленин).

    Герм. фашисты, используя М., пытались обосновать т. н. теорию "жизненного пространства" (см. Геополитика). После 2-й мировой войны М. выступило в замаскированном виде, в частности в виде теории "оптимума населения" (представители - А. Сови (Франция), Г. Браун, Дж. Боннер, Дж. Уиер (США)); согласно этой теории, рост численности населения имеет положит. значение лишь до определ. предела. М. и близкие к нему теории широко используются идеологами империализма для отвлечения внимания молодых развивающихся стран от социально-экономич. проблем. Исходя из положения об определяющей роли роста населения для обществ. развития, совр. мальтузианцы видят главную причину бедности указанных стран в быстром росте населения. При этом в открытой форме концепция М. защищается очень редко; но в большинстве бурж. работ по проблемам народонаселения подчеркивается необходимость все время сопоставлять рост населения с ресурсами, увеличение к-рых якобы ограничено. Отсюда призывы к "контролю над рождаемостью", в отд. случаях даже политика поощрения добровольной стерилизации и т. п.

    М. резко критиковали утопич. социалисты (Ш. Фурье, П. Леру, П. Прудон и др.). В России с критикой М. выступали В. А. Милютин, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев. Полную несостоятельность М. показал К. Маркс. Он доказал, что в обществе нет абстрактного, вечного закона населения, что каждому историч. способу производства свойственны особые, имеющие историч. характер законы населения и что при капитализме имеется лишь относит. перенаселение, к-рое является следствием того, что "...рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах само производит средства, которые делают его относительно избыточным населением" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 637). С резкой критикой М. и неомальтузианства выступал В. И. Ленин.

    Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23 (см. Указат. имен); его же, Теории прибавочной стоимости, ч. 2, там же, т. 26, ч. 2 (см. Указат. имен); Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Соч., 4 изд., т. 19; Рикардо Д., Соч., т. 3 - Статьи по аграрному вопросу и критические примечания к книге Мальтуса, (пер. с англ.), M., 1955; Кастро Ж., География голода, пер. с англ., М., 1954; Озер Д., Должны ли люди голодать? (Полемика с мальтузианцами), пер. с англ., М., 1959; Валентей Д. И., Реакционные теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; Урланис Б. Ц., Войны и народонаселение Европы, М., 1960; Fréville J., La misère et le nombre, t. 1 - L'épouvantail malthusien, P., 1956.

    В. С. Глаголев. Москва.

  27. Источник: Советская историческая энциклопедия



  28. Энциклопедия социологии

    (от имени Т. Мальтуса) - англ. Malthusianism; нем. Malthusianismus. Теория, созданная Т. Мальтусом, объясняющая положение населения прежде всего естественным законом народонаселения, гласящим, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, тогда как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. см. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕГО ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ.

  29. Источник: Энциклопедия социологии



  30. Толковый словарь по социологии

    (от имени Т. Мальтуса) - англ. Malthusianism; нем. Malthusianismus. Теория, созданная Т. Мальтусом, объясняющая положение населения прежде всего естественным законом народонаселения, гласящим, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, тогда как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. См. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕГО ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ.

  31. Источник: Толковый словарь по социологии



  32. Словарь бизнес-терминов

  33. Источник:



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник: