Словарь Брокгауза и Ефрона

    Iмаринист, родился 16 марта 1824 года в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Б. занимался живописью. В 1839 г. начал службу во флоте. В 1849 году был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Б., герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Б. последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан профессору М. П. Воробьеву и Б. П. Виллевальде. За два вида Кронштадтской гавани и за картину "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г." был пожалован высочайшими подарками. В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие Е. И. В. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона". Б. вышел из академии в 1863 г. с первой золотою медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба. В этом звании он состоит и поныне. Оставив морскую службу, Б. в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея Ахенбаха. В том же 1856 году Б. побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. По возвращении получил звание академика, а в 1860 г. профессора живописи. Тогда же Б. устроил в залах акад. выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его "Синоп" и "Кермес в Амстердаме" (в настоящее время находится в Эрмитаже). В последующих годах Б. много путешествовал с художественными целями по России. Император Александр Николаевич, оценив труды и талант Б., поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Б. был занят в течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме этих трудов, Б. по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова. В 1871 г. Б. написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сетей и акварелей. Последние двадцать лет Б. живет в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат. 8 января 1891 г. по почину членов этого общества был отпразднован пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова: 8-го января 1841 г. Б. окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева, которому художник приходится внуком.

    Без всякого сомнения, А. П. Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Б. заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, напр., морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Впрочем, значение Б. как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Б. знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами — Бегровым, Судковским, Орловским, Васильевым — являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками.

    В. Чуйко.

    II (дополнение к статье)живописец; ум. в Париже в 1896 г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Боголюбов Алексей Петрович [16(28).3.1824, с. Померанье Новгородской губернии, ныне в Ленинградской области, ‒ 7.11.1896, Париж], русский живописец-маринист. Морской офицер, с 1853 художник Главного морского штаба. Учился в петербургской АХ (1850‒53) у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Пенсионер АХ (1854‒60), работал в мастерских Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. С 1873 жил преимущественно во Франции. В начале творческого пути испытал влияние И. К. Айвазовского. В творчестве Б., почти не взаимодействуя, одновременно сосуществовали две тенденции. Одна из них сопряжена с традицией документально-исторических изображений морских баталий («Гренгамское сражение», 1866, Русский музей, Ленинград) и пейзажа-вида в духе академического романтизма («Устье Невы», 1872, Третьяковская галерея), другая связана с формированием реалистического пленэрного пейзажа в европейском искусстве 2-й половины 19 в. («Лес в Вёле. Нормандия», 1871, Третьяковская галерея). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1873). Основатель Художественного музея им. А. Н. Радищева (открыт в 1885) и Рисовального училища (открыто в 1897) в Саратове.

    Лит.: Андроникова М., Боголюбов, М., 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович (1824-96) - российский живописец. Передвижник. Поэтичные пленэрные пейзажи ("Устье Невы", 1872), сцены морских сражений.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Боголю́бов Алексей Петрович

    (1824—1896), живописец-маринист. Внук А. Н. Радищева. Поэтичные, написанные на открытом воздухе пейзажи («Лес в Вёле. Нормандия», 1871), сцены морских сражений. Основал Художественный музей им. Радищева и Рисовальное училище в Саратове.

    * * *

    БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович

    БОГОЛЮ́БОВ Алексей Петрович (1824—96), русский живописец. Передвижник(см. ПЕРЕДВИЖНИКИ). Поэтичные пленэрные(см. ПЛЕНЭР) пейзажи («Устье Невы», 1872), сцены морских сражений.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: