Словарь Брокгауза и Ефрона

    первая историческая династия в Китае, по продолжительности своего правления превосходящая все другие династии (1122-255 гг. до Р. Х.). См. Китай.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    название китайской династии и эпохи в истории Древнего Китая [1027—256 (по другим данным, 249) до н. э.]; делится на Зап. Ч. (1027—771 до н. э.) и Вост. Ч. [770—256 (по другим данным, 249) до н. э.]. Династия Ч. была основана У Ваном, вождём племени чжоусцев, который в 1027 разгромил раннее государство Инь и объединил все племена и территории Северного Китая. Для управления страной был использован метод выделения уделов, власть в которых предоставлялась родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). Чжоуская аристократия, опиравшаяся на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалованных ей уделов составляла чужеродный элемент, и поэтому её господство имело своим следствием не только социальный, но и племенной гнёт. Борьба уделов с центральной властью и борьба между уделами приводила постепенно к уничтожению или ослаблению некоторых из них и появлению новых царств — независимых или полузависимых государств. С 8 в. до н. э., в период Чуньцю, власть чжоуских ванов ослабела, в 7—6 вв. до н. э. в стране фактически господствовали поочерёдно правители наиболее могущественных царств — «гегемонов». В период Чжаньго (5—3 вв. до н. э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровшихся между собой за господство в стране. Династия Ч. утратила власть, распространяя её лишь на родовые владения Ч.; последние были завоёваны царством Цинь в 256—249 до н. э.

    В период Ч. с 6 в. до н. э. началось распространение железа, что привело к резкому подъёму производительных сил, улучшению обработки почвы. Эпоха Ч. ознаменовалась образованием ряда философских школ (конфуцианства (См. Конфуцианство),Даосизма,Фацзя и др.), развитием литературы, изобразительного и музыкального искусства.

    Лит.: История Китая с древнейших времён до наших дней, М., 1974; Васильев Л. С., Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI—VII вв. до н. э.), М., 1961; Фань Вэнь-лань, Древняя история Китая, [пер. с кит.], М., 1958.

    Л. С. Васильев, Л. И. Думан.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЧЖОУ - название эпохи в истории Др. Китая и китайской династии 1027-256 (по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъемом китайской культуры (появление философских школ - конфуцианства, фацзя, даосизма и др.).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Чжо́у

    название эпохи в истории Древнего Китая и китайской династии 1027—256 (по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъёмом китайской культуры (появление философских школ — конфуцианства, фацзя, даосизма и др.).

    * * *

    ЧЖОУ

    ЧЖО́У (Chou), династия (и государство) в Древнем Китае (1027 — ок. 250 г. до н. э). Была основана У-ваном — вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь(см. ИНЬ) и положившим начало новой династии. Эпоха Чжоу делится на два периода: Западное Чжоу (1027 — 771 до н. э.) и Восточное Чжоу (770 — ок. 250 до н. э.).

    Несмотря на сохранение преемственности правящей династии, эпоха Чжоу не является единым целостным периодом в истории древнего Китая. В эту эпоху произошли, закрепились и развились многочисленные изменения, затронувшие все сферы жизни страны.

    Западное Чжоу

    Племя Чжоу (происхождение и языковая принадлежность его неизвестны) входило в состав протогосударства Инь(см. ИНЬ) (Шан). Обитало оно по берегам р. Вэйхэ(см. ВЭЙХЭ (приток Хуанхэ)) — в районе Цзунчжоу (близ современного г. Сиань(см. СИАНЬ)). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи.

    В 1027 до н. э. (по другим данным, в 1122 до н. э., в 1045 до н. э. и даже в 911 до н. э.) чжоуский племенной вождь У (впоследствии У-ван) нанес на территории современной провинции Хэнань(см. ХЭНАНЬ) сокрушительное поражение войскам государства Инь (Шан) в битве при Муэ и захватил его территорию. Большая часть населения Инь (Шан) была обращена в рабство.

    Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от современной провинции Ганьсу(см. ГАНЬСУ) на северо-западе и Сычуани(см. СЫЧУАНЬ) на юго-западе до Желтого(см. ЖЕЛТОЕ МОРЕ) моря на востоке, от провинции Шэньси(см. ШЭНЬСИ) на севере до р. Янцзы(см. ЯНЦЗЫ) на юге.

    Столица государства — Хао (Хаоцзин) — находилась у места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ(см. ХУАНХЭ) неподалеку от современного г. Сиань. Позже для закрепления своей власти в восточных районах страны чжоуские правители основали вторую (восточную) столицу — Лои (современный Лоян(см. ЛОЯН)) — в среднем течении Хуанхэ.

    В I тыс. до н. э. в Китае продолжалось дальнейшее развитие земледелия в древнем Китае. Значительные масштабы приобрело использование оросительных сооружений. Довольно широко было распространено рабство. Рабами становились не только пленники, но и несостоятельные должники из состава свободных общинников. Значительную роль играли организуемые государством общественные работы по расширению и поддержанию в порядке ирригационной системы и т. п. В социальной сфере произошли значительные изменения. Все большую роль стало играть сословие воинов — ши («воинские начальники», «командиры»), за службу получавших право пользоваться трудом крестьян.

    В середине I тыс. до н. э. (одновременно со Средиземноморьем) в Китае началось распространение железа(см. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК). Это дало толчок дальнейшему расширению оросительной системы, увеличению посевных площадей. Улучшилась техника земледелия, игравшего уже ключевую роль в хозяйстве страны. Стали применяться органические удобрения, существенно повысилась урожайность, развивались ремесло и торговля. Гончарное дело продолжало традиции предшествующей эпохи. Высокого уровня мастерства достигли изготовители лаковых и бронзовых предметов, в том числе произведений искусства. Строились каменные здания высотой до девяти этажей. К этому же времени относится начало введения новой формы повинности — натурального налога с членов крестьянской общины, которая считалась коллективным владельцем обрабатываемой ею земли. Постепенно, правда, общины утратили статус собственников земли, и вся земля стала считаться владением вана.

    Так как китайская история чжоуского периода еще недостаточно изучена, существуют определенные разногласия по вопросу о датировке начала развития феодальных отношений в Китае. Некоторые исторические школы относят начало этого процесса еще к периоду Западного Чжоу, другие — к периоду Восточного Чжоу. Однако несомненно то, что уже вскоре после установления династии сначала на периферии, а затем и в центральных районах страны возросла власть местных правителей, а чжоуский ван(см. ВАН (титул)), постепенно теряя реальную верховную власть, превращался едва ли не в номинальную фигуру.

    Примерно через два столетия после учреждения новой династии в государстве начались усобицы между региональными князьями, которые фактически поделили между собой не только административную, но и военную власть в отдельных частях Китая.

    Восточное Чжоу

    К 8 в. до н. э. относится начало династии Восточного Чжоу, а также периода Чуньцю(см. ЧУНЬЦЮ) («Весна и осень»), продлившегося до середины 5 в. до н. э. В другой традиции этот период именуется также Лего («Разделенные царства»).

    В период Чуньцю Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, номинально подчинявшихся чжоускому вану, а фактически независимых. Технологическое, военное и экономическое превосходство империи Чжоу перед соседями было настолько существенным, что в данный период Китай не испытывал серьезной внешней угрозы, что позволило стране довольно долго без особой опасности существовать в условиях подобной раздробленности.

    5 в. до н. э. знаменует собой начало нового этапа в истории чжоуского Китая — периода Чжаньго(см. ЧЖАНЬГО) («Сражающихся царств», или «Воюющих царств»). Фактически на китайской исторической арене в этот период остаются лишь семь почти полностью независимых от вана государств: Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Эти царства, постоянно конфликтуя между собой, зачастую образовывали непрочные союзы, преследовавшие цель нанести максимальный ущерб общему противнику. Однако в течение долгого времени на территории Китая сохранялся известный баланс сил, и ни один из местных властителей не мог добиться принципиального преимущества над своими соперниками.

    К концу периода, однако, царство Цинь, одно из наиболее крупных и экономически развитых, усилилось настолько, что смогло политическими и военными средствами объединить страну. Усилению Цинь в немалой степени содействовали реформы, проведенные в 358—348 до н. э. (существуют другие датировки) талантливым администратором и государственным деятелем Шан Яном(см. ШАН ЯН). Было введено новое административно-территориальное деление, положено начало фактическому разрушению патриархальной семьи, разрешен свободный коммерческий оборот земли. Циньские правители свергли династию Чжоу, просуществовавшую почти тысячелетие, и положили начало новой династии — Цинь(см. ЦИНЬ (династия)).

    Эпоха Чжоу во многом определила дальнейшие пути исторического, культурного и духовного развития китайского народа на тысячелетия вперед. К 6—5 вв. до н. э. относится жизнь и деятельность полулегендарного мыслителя Лао-Цзы(см. ЛАО-ЦЗЫ) (Лао Эр). Согласно преданиям младшим современником Лао Цзы был Конфуций(см. КОНФУЦИЙ) (Кун Цю, Кун Фу Цзы) — основоположник конфуцианства(см. КОНФУЦИАНСТВО), ставшего основой духовной и социальной жизни Китая вплоть до 20 в.

    Среди письменных источников по истории эпохи Чжоу важными и значительными являются «Шуцзин»(см. ШУЦЗИН) («Книга документов») — свод речей правителей и приближенных; эпический памятник «Шицзин»(см. ШИЦЗИН) («Книга песен») — свод песен; древнекитайская летопись «Чунь-цю» («Весны и осени»), освещающая события VIII-V вв. до н. э.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    название эпохи в истории Др. Китая и кит. династии (1027-256 (по др. данным, 249) до н. э.); делится на Зап. Ч. (1027-771 до н. э.) и Вост. Ч. (770-256 (по др. данным, 249) до н. э.). Династия Ч. была осн. У Ваном, вождем племени чжоусцев, к-рый в 1027 до н. э. разгромил раннее гос-во Инь и объединил все племена и территории Сев. Китая. Для управления страной был использован метод выделения уделов, власть в к-рых предоставлялась родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). В первые века Ч. социальные противоречия переплетались с племенными, питавшими борьбу покоренного населения с завоевателями- чжоусцами. Чжоуская аристократия, опиравшаяся на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалованных ей уделов составляла чужеродный элемент в этнич. отношении, и поэтому ее господство имело своим следствием социальный и племенной гнет. Борьба уделов с Центр. властью и борьба между уделами приводила постепенно к уничтожению или ослаблению нек-рых из них и появлению новых царств - независимых или полунезависимых гос-в. С 8 в. до н. э., в период Чуньцю, власть чжоуских ванов была ослаблена, в 7-6 вв. до н. э. в стране фактически господствовали поочередно правители наиболее могущественных царств. В период Чжаньго (5-3 вв. до н. э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровшихся между собой за господство в стране. Династия Ч. утратила власть, распространяя ее лишь на родовые владения Ч.; последние были завоеваны царством Цинь в 256-249 до н. э. С этого времени династия Ч. перестала существовать.

    В период Ч. с 6 в. до н. э. началось распространение железа, что привело к резкому подъему производительных сил, улучшению обработки почвы. Эпоха Ч. ознаменовалась образованием ряда филос. школ (конфуцианства, даосизма, "фацзя" и др.), развитием лит-ры, изобразит. и муз. искусства.

    Источн.: Сыма Цянь, Ши цзи (Ист. записки), в сер.: Эр ши сы ши (24 династийные истории), т. 1, Шанхай, 1958, гл. 4; его же, Ист. записки, т. 1, пер. с кит., М., 1972. Лит.: Васильев Л. С., Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI-VII вв. до н. э.), М., 1961; Фань Вэнь-лань, Древняя история Китая, (пер. с кит.), М., 1958.

    Л. С. Васильев, Л. И. Думан. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ЧЖОУ
    ЧЖОУ - название эпохи в истории Др. Китая и китайской династии 1027-256 (по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъемом китайской культуры (появление философских школ - конфуцианства, фацзя, даосизма и др.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: