Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Академия и Лихуды.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. Создано в 1687 под названием Эллино-греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Инициатива организации академии принадлежит Симеону Полоцкому (См. Симеон Полоцкий), составившему в 1680 «Академический привилей» (учредительную грамоту), в котором определены задачи, содержание, формы обучения и права академии. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия. В 17 в. в академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и славянский языки, «Семь свободных искусств», богословие, основное внимание уделялось греческому языку. С начала 18 в., после преобразований, проведённых Стефаном Яворским (См. Яворский), курс обучения расширился (немецкий и французский языки, медицина, физика, философия и др.), ведущее место занял латинский язык. В 1701 академия была переименована в Славяно-латинскую, в 1775 — С.-г.-л. а. С учреждением Академического университета (См. Академический университет) в Петербурге (1725) и Московского университета (См. Московский университет)(1755) академия стала терять своё значение как общеобразовательное учебное заведение и превратилась в высшую богословскую школу, в 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне в г. Загорске).

    Академия содействовала распространению общего образования в России. В ней учились дети не только знати, приказного дьячества, служителей церкви, купечества, но и кабальных людей; русские, украинцы, белорусы, греки, македонцы, грузины и другие (первоначально около 100 чел., в начале 18 в. — 600 чел., в начале 19 в. — свыше 1600 чел.). Из академии наряду с крупнейшими руководителями православной церкви вышли многие видные деятели русской культуры 17—18 вв.: Ф. П. Поликарпов-Орлов, К. Истомин, В. К. Тредиаковский, П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский и А. А. Барсов, в 1731—35 в академии учился М. В. Ломоносов.

    Лит.: Смирнов С. С., История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Рогов А. И., Новые данные о составе учеников Славяно-греко-латинской академии, «История СССР», 1959, № 3.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ академия - первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687. Первоначальное название - Эллино-греческая академия, преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 - Славяно-латинская академия, с 1775 - Славяно-греко-латинская академия. Центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ, первое высшее учебное заведение в Москве. Основана в 1687. Выпускники становились православными священниками, государственными служащими, преподавателями. В 18 в. крупный центр российской науки и культуры. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Философская энциклопедия

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ первое в России высшее учебное заведение и первый санкционированный государством русский центр философской культуры. Основана в 1687 греками Иоанникием и Софронием Лихудами. Располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

    В истории академии прослеживаются три этапа. Первый этап (1687—1700) — эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления. Второй этап (1700—75) — Славяно-латинская академия. Он связан с приходом в академию П. Роговского, первого русского доктора философии и богословия, и характеризуется значительным влиянием западноевропейских философов — от представителей второй схоластики до Лейбница и X. Вольфа. На третьем этапе преобладающее влияние в академической деятельности вновь получает православие. При первом протекторе академии (с 1701) Стефане Яворском преимущество в преподавании отдается западнорусской философской тра

    диции. Феофилакт Лопатинский (префект академии в 1704—22, ректор с 1706) создает компромиссную систему, соединяющую религиозные и светские воззрения. С курса Лопатинского начинается профессиональное философское образование в России. В нач. 18 в. академия является крупным центром подготовки специалистов в самых различных областях гуманитарного знания. Перед нею ставились следующие задачи: подготовка богословски образованных священников, свободно владеющих древними и новыми языками; обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании; элементарное обучение студентов, переходивших затем на государственную службу. Сословный состав учащихся первоначально не регламентировался. Число учащихся колебалось от 200 до 600.

    В академии преподавались языки, поэтика (правила стихосложения и синтаксиса), риторика, история, философия, богословие. Философский курс читался в течение 2 лет (4 семестров). Он включал в себя “диалектику”, или “малую логику” (аристотелевская силлогистика), “большую логику” (теория познания, семиотика, принципы научного доказательства), натурфилософию (перипатетическая физика, астрономия, сведения по химии), “пневматику” (психологию), математику и метафизику (учение о принципах бытия, доказательства существования Бога). До сер. 18 в. преподавание велось на латинском языке. Помимо Лихудов и Феофилакта (Лопатинского), философию преподавали Стефан (Прибылович), Феофил (Кролик), Гавриил (Бужинский), Стефан (Калиновский), Кирилл (Флоринский), Владимир Каллиграф, Антоний (Герасимов-Забелин) и др. Философия, преподаванию которой в академии уделялось много внимания, и богословие являлись различными предметами. Однако с открытием в Петербурге Академии наук Московская академия постепенно теряет первостепенное значение, превращается в центр конфессионального (духовного) образования. Этому способствовало также создание Московского университета, а затем (в нач. 19 в.) и др. центров светского образования (Казанского, Харьковского университетов). Третий этап истории академии отмечен переименованием ее в Славяно-греко-латинскую и связан с протекторатом митрополита Московского Платона (Левшина). При нем количество учебных предметов значительно увеличивается, студенты овладевают европейскими языками, учат древнееврейский язык. Философия изучается вольфианская в интерпретации Баумайстера. Среди учеников, помимо М. В. Ломоносова, были такие деятели отечественной культуры, как Ф. П. Поликарпов-Орлов, А. Д. Кантемир, П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, С. П. Крашенинников, С. Г. Забелин, Н. Н. Бантыш-Каменский, Н. Н. Поповский, В. С. Петров, В. Г. Рубан, В. И. Баженов и др. Сохранились рукописные академические курсы, на русский язык переведена “Диалектика” Феофилакта Лопатинского.

    Лит.: Смирнове. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М.,1855, Знаменский 77. В. Духовные школы в России до реформы 1808г. Казань, W; Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры 17—18 вв. М., 1990; ПанибратцевА. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть 18 века). М., 1997.

    А. В. Панибратцев

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия

    первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основано в 1687. Первоначальное название — Эллино-греческая академия (преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 Славяно-латинская академия), с 1775 Славяно-греко-латинская академия Центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

    * * *

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

    СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ, первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687. Первоначальное название — Эллино-греческая академия, преподавали И. и С. Лихуды(см. ЛИХУДЫ Иоанникий и Софроний); с 1701 — Славяно-латинская академия, с 1775 — Славяно-греко-латинская академия. Центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру(см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 под назв. Славяно-греко-латинского училища или Эллино-греч. академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации С.-г.-л. а. принадлежит Симеону Полоцкому и его ученику С. Медведеву. Согласно привилегии, пожалованной в 1682, академия ставила целью подготовку образованных людей для гос. и церк. аппарата; ей поручались цензура книг духовного содержания, суд над отступниками от православия. На гос. должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей "благородных"). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а "блюститель" (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями С.-г.-л. а. стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоаникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их рус. ученики, в т. ч. Ф. П. Поликарпов-Орлов и И. С. Головин. В С.-г.-л. а., соединявшей черты высшей и ср. школы, преподавались предметы ср.-век. схоластич. школы: слав., греч. и лат. языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Гл. место занимал греч. язык. После преобразования С.-г.-л. а. С. Яворским (нач. 18 в.) гл. место в преподавании занял лат. язык. В 1687 в ней занималось 28 учеников, в следующем году - 32, позднее - больше. С.-г.-л. а. содействовала распространению общего образования в России. В ней учились мн. представители столичной знати, приказного дьячества (сын дьяка Посольского приказа П. В. Посников, кн. A. Д. Кантемир и др.), а также дети купцов, церковнослужителей и даже кабальных людей. Помимо русских, в ней учились украинцы, белорусы, греки, македонцы, грузины и т. д. Академию окончили М. В. Ломоносов, B. К. Тредиаковский и др. С открытием в 1755 Моск. ун-та значение С.-г.-л. а. упало, а в ее преподавании большое место стало занимать богословие. В 1814 С.-г.-л. а. была преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

    Лит.: Смирнов С. С., История Моск. славяно-греко-лат. академии, М., 1855; Забелин И. Е., Первое водворение в Москве греко-лат. и общей европ. науки, "ЧОИДР", 1886, кн. 4, отд. 1; Галкин A., Академия в Москве в XVII ст., М., 1913.

    В. И. Буганов. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Москва (энциклопедия)

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ академия - первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687. Первоначальное название - Эллино-греческая академия, преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 - Славяно-латинская академия, с 1775 - Славяно-греко-латинская академия. Центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  17. Источник: