Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Леонид Николаевич) — поэт и публицист. Род. в 1843 г., в Лю-биме, Ярославской губ., кончил курс в Ярославской гимназии и Ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в Ярославском губернском правлении, с 1872 г. редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Яросл. Губ. Вед.", "Русск. Архиве", "Истор. Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 г.; стихи его появились в "Деле", "Отеч. Записках", "Вест. Европы", "Наблюдателе", "Русск. Обозр.", "Русской Мысли" и др. Стих у Т. очень бойкий; по характеру своей поэзия ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Т. большою известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") — на мотив известной народной песни. Т. очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 г. издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование" (вып. I, Ярославль, 1896).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Леонид Николаевич [9(21).9.1839, г. Любим, ныне Ярославской области, — 28.11(11.12).1905, Ярославль], русский поэт. Работал в земстве (См. Земство), увлекался краеведением. Печатался с 1857. Сотрудничал в «Искре», «Будильнике», «Осколках». Последователь Н. А. Некрасова, Т. развивал демократические и реалистические традиции русской поэзии. Многие его стихи рисуют тяжёлую долю крестьянства и городской бедноты. Т. обличал в сатирических стихах столпов реакции и самого царя («Царь наш — юный музыкант», «Музыкант», «Александр III и поп Иван»). В последние годы жизни в его творчестве отчётливо зазвучали революционные мотивы («К свободе», «Кровавый поток» и др.). Стихи Т., тесно связанные с фольклором, пользовались широкой популярностью, некоторые стали народными песнями: «Песня о камаринском мужике», «Ямщик» («Когда я на почте служил ямщиком...» — перевод стихов В. Сырокомли «Почтальон») и др. Переводил западноевропейских поэтов.

    Соч.: Стихотворения, М., 1894; Стихотворения. [Вступ. ст. е. С. Калмановского], М.— Л., 1963.

    Лит.: Айзеншток И. Я., Поэт-демократ Л. Н. Трефолев, Ярославль, 1954; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.—Л., 1962; Агапитова Н. Н., Тюнина М. Н., Письма и стихи Л. Н. Трефолева, «Советские архивы», 1976, №3.

    И. А. Щуров.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Трефолев

    ТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич (1839—1905) — поэт. Род. в г. Любиме, Ярославской губ., в семье мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на страницах «Ярославских губернских ведомостей»). В течение нескольких лет Т. продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений («Иван Сусанин», «Катанье» и др.) и переводов, в частности из Беранже («Добрая старушка»). С 1864 стихи Т. начинают появляться в столичной печати — журналах и газетах: «День», «Дело», «Искра», «Развлечение», «Народный голос», «Отечественные записки» (80-х гг.), «Вестник Европы» и др. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть «Ярославских губернских ведомостей». С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя «Вестник ярославского губернского земства». Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в «Русском архиве», «Историческом вестнике» и др. журналах.

    Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Т. тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. «Песня рабочих»); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства («Песнь о камаринском мужике», небольшая поэма «На бедного Макара и шишки валятся» и др.).

    Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение «Макар», сказка «Два Мороза Морозовича».

    В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества. Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в щедринских «Отечественных записках» была напечатана прекрасная сатира на либерализм («Буйное вече»). Т. принадлежат также злые эпиграммы на «литературного жандарма» Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.

    К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона, Гейне, Гервега, Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика к-рых совпадала с тенденциями гражданской поэзии Т.

    Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся «Дубинушка», «Камаринская», «Когда я на почте служил ямщиком» (перевод «Ямщика» В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: «Стих его бьет по сердцу. Это — мастер, а не подмастерье».

    Литературное наследие Т. до сих пор не собрано полностью. Основной сборник его стихотворений (1894) крайне не полон и испорчен цензурой. В издание 1931 включены стихотворения, к-рые не могли быть напечатаны до революции; однако это издание совершенно неудовлетворительно как в отношении обработки текстов, так и, особенно, в отношении сопроводительного аппарата.Библиография:

    I. Славянские отголоски (вып. I), Ярославль, 1877; Стихотворения (1864—1893), М., 1894; Собрание стихотворений, ОГИЗ — ГИХЛ, М. — Л., 1931; Неизданные стихи и автобиография, «Литературное наследство», № 3, М., 1932, стр. 227—246; Избранные стихотворения. Вводная статья и редакция И. А. Мартынова. Ярославское областное изд-во, 1937.

    II. «Русское богатство», 1894, X (рецензия на сб. 1894); Михеев В., Л. Н. Трефолев и его поэзия, «Северный край», (Ярославль), 1905, № 291 от 8 декабря; Ог(урц)ов Н., Л. Н. Трефолев (К 10-летию со дня смерти), «Голос» (Ярославль), 1915, № 272 от 28 ноября; Дмитриев С. С., Сотрудничество Л. Н. Трефолева в исторических журналах в кн.: Ярославский край, сб. II (Ярославское естественно-историческое и краеведческое общество. Труды секции краеведения, т. III, вып. 2), Ярославль, 1929; Достоевский А. М., Воспоминания, изд. Писателей в Ленинграде, 1930 (см. по указателю).

    III. Огурцов Н. Г., Опыт местной библиографии. Ярославский край, Ярославль, 1924 (см. по указателю. Неполная библиография исторических работ Т. Дополнения см. в статье С. Дмитриева).

  5. Источник: Литературная энциклопедия