Большая Советская энциклопедия

    в вавилоно-ассирийской мифологии герой. Согласно «Царскому списку» — шумерскому тексту 21 в. до н. э., Э. — 12-й правитель династии, правившей в г. Киш «после потопа», «пастырь, который поднимался на небо и устроил все страны»; по более древней традиции, первый царь. Аккадское сказание, дошедшее в версиях середины 2-го — начала 1-го тыс. до н. э., состоит из рассказа о дружбе змеи и орла и наказании последнего за вероломство богом Шамашем и рассказа о полётах Э. на небо на орле, спасённом им от смерти; на небо Э. стремился в поисках «камня родов» (видимо, амулета), т. к. его жена не могла разродиться (добыв желаемое, орёл и Э. благополучно возвратились на землю). У римского писателя Элиана (2 — начало 3 вв. н. э.) полёт на орле приписывается Гильгамешу. С эпосом об Э., возможно, связан встречающийся в аккадской глиптике 2-й половины 3-го тыс. до н. э. мотив полёта человека на орле.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЭТАНА - в вавилоно-ассирийской мифологии герой, поднимавшийся в небо на орле, чтобы найти "камень родов" (который помог бы разродиться его жене), и благополучно вернувшийся на землю.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Эта́на

    в вавилоно-ассирийской мифологии герой, поднимавшийся в небо на орле, чтобы найти «траву рождения», и благополучно вернувшийся на землю.

    * * *

    ЭТАНА

    ЭТА́НА, в вавилоно-ассирийской мифологии герой, поднимавшийся в небо на орле, чтобы найти «камень родов» (который помог бы разродиться его жене), и благополучно вернувшийся на землю.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    в вавилоно-ассирийской мифологии герой. Согласно шумерскому тексту 21 в. до н. э., т. н. "Царскому списку", Э. - 12-й правитель династии, правившей в г. Кише "после потопа", "пастырь, к-рый поднимался на небо и устроил все страны". По более древней традиции, первый царь. Аккадское сказание об Э., дошедшее в версиях сер. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э., состоит из двух частей: рассказа о дружбе змеи и орла и наказании последнего за вероломство богом Шамашем и рассказа о полетах (по крайней мере, двух) Э. на небо на орле, спасенном им от смерти; на небо Э. стремился в поисках "камня родов" (видимо, амулета), т. к. его жена не могла разродиться (добыв желаемое, орел и Э. благополучно возвратились на землю). У рим. писателя Элиана (2 - нач. 3 вв. н. э.) полет на орле приписывается Гильгамешу. В ассирийской версии эпоса о Гильгамеше друг героя, Энкиду, в своем предсмертном пророческом сне встречает Э. среди обитателей подземного царства.

    С эпосом об Э., возможно, связан и встречающийся в аккадской глиптике (резьбе по камню) 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. мотив полета человека на орле. См. илл. в СИЭ, т. 2, стр. 917.

    Лит.: Левин И. X., Этана. Шумеро-аккадское предание. Источниковедческое исследование, Л., 1967 (автореферат дисс.).

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ЭТАНА
    ЭТАНА - в вавилоно-ассирийской мифологии герой, поднимавшийся в небо на орле, чтобы найти "камень родов" (который помог бы разродиться его жене), и благополучно вернувшийся на землю.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: