Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Théophile Gautier) — знаменитый франц. поэт романтической школы, род. в Тарбе, близ испанской границы, 31 августа 1811 г. † 23 окт. 1872 г. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведенную почти исключительно в Париже, тоску по югу и то, что он называет в своей автобиографии "un fond méridional". Получив блестящее гуманитарное образование, Г. начал с живописи и, состоя учеником в мастерской Риу, сделался ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях "Hernani", Г. принимал самое энергическое участие, предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Г., его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминанием о них преследовали Г. долго после того, как он перестал выражать свое литературное мировоззрение внешними признаками. В 1830 г. вышел первый томик стихотвор. Г.: "Poésies", внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический cénacle, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Г. были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. "Мы верили тогда, — писал Г. Сент-Бёву, вспоминая об этом времени, — мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства". К периоду 1830-1836 гг. относятся многие из самых известных произведений Г. — его поэма "Albertus" (1832), романы: "La Jeune-France" (1834), "Mademoiselle de Maupin" (1835), "Fortunio" (1838), "Une larme du diable" (1839), a также первая часть "Grotesques". В "Albertus" Г. примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в "Jeune-France", сборнике различных новелл, Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля; одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника — известный рассказ "Un nid de rossignols". В "Comédie de la Mort", составляющей вместе с некоторыми другими стихотворениями второй сборник стихотворений Г., поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мертвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые, как, напр., "Thébaide", "Ténèbres", отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как "Coquetterie posthume", "La Caravane", "La Chimère", "Le Sphinx", "Pastel". В них сказывается уже необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Г. и доставившая ему название "magicienes lettres françaises", как гласит Бодлеровское посвящение ему "Fleurs du Mal". Самое законченное поэтическое произведение Г. — его "Emaux et Camées", отводящее ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Сборник этот состоит из 55 пьес, над которыми поэт с любовью работал в часы досуга последние 20 лет жизни; каждая из них действительно отделана, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнута искренностью; все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым.

    Забота о средствах к существованию сделала Г. журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 г. и до самой смерти Г. вел еженедельный драматический фельетон, сначала в "Presse" Е. Жирардена, потом в "Journal Officiel". Он написал, кроме того, несколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся - "Grotesques" (1844), в которых автор "открыл" нескольких давно забытых поэтов XV и XVI вв., как Виллона, Скюдери, Бержерака, Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя; стиль книги делает ее образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами отличаются его "Histoire du romantisme" и "Rapport sur les progrès de la poésie française", отличающиеся, к тому же, как и "Grotesques", беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма.

    Кроме поэта, критика и романиста Г. совмещал в своем лице еще страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу — в том числе Россию, которой посвящены "Voyage en Russie" (1866) и "Trésors d'art de la Russie" (1860-63), — и Восток и описавшего свои путевые впечатления в ряде художественных очерков ("Voyage d'Espagne", "Italia", "L'Orient" и др.). Они отличаются необычной для большинства путешественников точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Г. — в истинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизни изумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты. Библиографический перечень написанного им (Spoelberch de Lovenjoul, "Histoire des oeuvres de T. G.", 1887) занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в "Histoire de l'art dramatique en France depuis 25 ans", 1859). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение перед чистотой и законченностью формы, его терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев. "Emaux et Camées" Г. принадлежат к одной категории с "Poêmes Barbares" Леконта де Лиля, "Bonheur" Сюлли-Прюдома и др. Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь стеснен был материальными заботами и ненавистной ему журнальной работой. Это клало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нем поэтические замыслы. Ср. Emile Bergerat, "Théophile G." (1879); Feydeau, "Théophile G." (1874). На русск. яз. перев. романы "Без вины виноват" и "Милитона" (в "Библ. для чтения", 1877).

    З. Венгерова.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Готье (Gautier) Теофиль (31. 8. 1811, Тарб, — 22. 10. 1872, Нёйи, близ Парижа), французский писатель и критик. В молодости приверженец романтизма, позже стал духовным отцом парнасской школы (см. «Парнас»). В его ранних «Стихах» (1830), поэме «Альбертус» (1833), повести «Молодая Франция» (1833), поэтический сборник «Комедия смерти» (1838) заметны следы байронического демонизма; склонность к фантастике сочетается с чеканным стихом. Отрицая буржуазную повседневность как царство пошляков и торгашей, Г. в предисловии к роману «Мадмуазель Мопен» (1835—36) и статьях в книге «Новое искусство» (1852) дал одно из первых развёрнутых обоснований теории «искусства для искусства»; он отверг как мещанскую морализацию, так и демократическую идейность в литературе. В лирических миниатюрах сборника «Эмали и камеи» (1852, рус. пер. 1914) изящество, пластика и красочность вещей оттеняют безразличие мастера к преходящим, по его мысли, страстям. Вкус Г. к живописному воскрешению далёких эпох и стран сказался в «Романе мумии» (1858, рус. пер. 1911) о Древнем Египте, в приключенческом романе о жизни бродячих комедиантов во Франции 17 в. — «Капитан Фракасс» (1863, рус. пер. 1895, 1957; экранизирован в 1929, 1942, 1961, Франция), в книге «Путешествие в Россию» (1867). Из критических работ Г. интересны книга о забытых поэтах 15—17 вв. «Гротески» (1844), «История романтизма» (1874, посмертно), очерк о Ш. Бодлере (рус. пер. 1915). На русский язык стихи Г. переводили В. Г. Бенедиктов, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев и др.

    Соч.: Ceuvres choisies, P., 1930; Contes fantastiques, P., 1962; в рус. пер. — Избр. стихи, П.. 1923.

    Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Spoelberch de Lovenjoul Ch., Histoire des ceuvres de Th. Gautier, v. ,1—2, P., 1887; Jasinski R., Les Années romantiques de Th. Gautier, P., 1929; Larguier L., Théophile Gautier, P., 1948; Richardson J., Th. Gautier, his life and times. N.Y..[1959]; Delvaille B., Théophile Gautier, P., 1968.

    С. И. Великовский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Gautier, Theophile)

    ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ. Портрет работы Ж.-Б.Клезинже (1853).

    ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ. Портрет работы Ж.-Б.Клезинже (1853).

    (1811-1872), французский литератор. Родился 31 августа 1811 в Тарбе, образование получил в Париже. Занялся живописью, однако вскоре осознал ограниченность своих возможностей в этой области. Начиная с 1830 постоянно публиковал стихотворения, рассказы, романы и путевые заметки. Умер Готье в парижском пригороде Нейи 23 октября 1872. Поэзия и проза Готье знаменуют переход от романтизма к парнасской школе. Он признанный апостол "искусства для искусства". В феврале 1830 Готье был самым блестящим представителем той молодежи, что поддерживала В.Гюго в его борьбе с классицистской критикой. Первый его поэтический сборник Стихи (Premires posies), опубликованный в том же году, был почти полностью романтическим, равно как и описательная поэма Альбертус (Albertus, 1832). Тем не менее автор декларировал отсутствие столь характерного для романтиков интереса к политике, общественной жизни, науке и даже природе. Отвергнув романтический идеал величественной природы, он точно так же отверг идеальную любовь. Утонченным чувствам своих современников Готье противопоставил языческую эротику, примером чему служит роман Мадемуазель Мопен (Mademoiselle de Maupin, 1835). Готье обладал безупречной техникой, позволившей ему внести необходимые коррективы в романтический стиль. Вершиной его поэтического мастерства стал сборник Эмали и камеи (maux et Cames, 1852). Сюда вошло знаменитое стихотворение Искусство (Art), в котором Готье провозгласил техническую сложность главным требованием искусства. Его объемистый роман Капитан Фракасс (Capitaine Fracasse, 1863) представляет собой вариацию на тему Комического романа П.Скаррона (17 в.). В число прозаических произведений Готье входит опубликованная посмертно История романтизма (Histoire du romantisme, 1874).

    ЛИТЕРАТУРА

    Рождественский Вс. Теофиль Готье. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Готье Т. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1972 Готье Т. Капитан Фракасс. М., 1982 Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1988 Готье Т. Эмали и камеи. М., 1989 Готье Т. Два актера на одну роль. Новеллы. М., 1991

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Готье́ Теофиль

    (Gautier) (1811—1872), французский писатель и критик, один из вдохновителей «Парнаса». Обосновал теорию «искусства для искусства» (предисловие к книге «Мадемуазель де Мопен», 1835—36; книге «Новое искусство», 1852). Романтические, со следами байронического демонизма поэтические сборники («Стихи», 1830; поэма «Комедия смерти», 1838). Стилистическая отточенность, эстетизм отличает сборник лирических миниатюр «Эмали и камеи» (1852) и новеллы. Приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863).

    * * *

    ГОТЬЕ Теофиль

    ГОТЬЕ́ (Gautier) Теофиль (1811—72), французский писатель и критик, один из вдохновителей «Парнаса»(см. ПАРНАС (группа поэтов)). Обосновал теорию «искусства для искусства»(см. ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА) (предисловие к книге «Мадемуазель де Мопен», 1835—36; книга «Новое искусство», 1852). Романтические, со следами байронического демонизма поэтические сборники («Комедия смерти», 1838). Приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863), сборник лирических миниатюр «Эмали и камеи» (1852), рассказы, путевые очерки.

  7. Источник: Энциклопедический словарь