Большая Советская энциклопедия

    («Артхаша́стра»)

    древний индийский трактат, собрание наставлений по вопросам управления государством. Авторство приписывают Каутилье (См. Каутилья) (4 в. до н. э.), но, вероятнее, ему принадлежит основа «А.», которую затем дополняли и перерабатывали до 2—3 вв. н. э. «А.» — важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии.

    Публ.: Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., М.—Л., 1959.

    Лит.: Бонгард-Левин Г. М., К выходу в свет русского перевода «Артхашастры», «Проблемы востоковедения», 1960. № 3.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "АРТХАШАСТРА" (санскр. - букв. - наука о пользе, о практической жизни), древнеиндийский трактат, собрание наставлений по управлению государством, важнейший источник для изучения Др. Индии. Составлялся примерно в 4 в. до н. э. - 2-3 вв. н. э.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    "АРТХАША́СТРА"

    (санскр., букв. – "наука о пользе", о "практической жизни"; "наука об управлении государством" или "наука политики") – памятник др.-инд. общественно-политич. мысли. Обнаружен инд. ученым Р. Шама-Шастри в начале 20 в. Полный текст издан им в 1909 (Bibliotheca Sanskrita, No 37, Mysore). Первый рус. пер. "А.", подготовленный сов. индологами С. Ольденбургом, Ф. Щербатским, Е. Обер-Миллером, В. Кальяновым, Б. Семичевым и др., опубликован в 1959.

    Большинство исследователей считает, что "А." была написана министром имп. Чандрагупты из династии Маурья Каутильей (4 в. до н.э.); нек-рые относят "А." к более позднему времени – вплоть до 4 в. н.э. "А." представляет собой нормативный трактат о правилах и принципах управления государством. Характер содержащихся в "А." данных дает основание считать, что памятник описывает раннефеодальное общество, еще сохранившее остатки рабовладения. "А." содержит ценный материал для характеристики идеологии и филос. мысли того времени. "А." отличается ярко выраженным рационализмом. В отличие от большинства инд. правовых и политич. кодексов, исходящих из определяющей роли религии в жизни общества, "А." отводит религии подчиненное место по сравнению с экономикой и политикой. В "А." говорится, что только материальные блага, ценности (артха) обеспечивают человеч. существование (XV, 180, 1), что материальные блага являются основой религии и чувственных удовольствий (I, 3, 7), что управление государством, политика (данда-нити) "обеспечивает сохранение и благополучие" философии, религии и экономики (I, 1, 4) и что эти три науки корнями своими уходят в политику (I, 2, 5).

    "Артхашастра" выделяет философию в качестве самостоятельной отрасли знания. "Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – праведное и неправедное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений" (I, 1, 2). "А." называет лишь три школы в качестве подлинно философских – санкхью, йогу и локаяту, причем йога в "А."имеет вполне практич., далекое от всякой мистики истолкование. Йога в "А." призвана служить не подавлению человеч. страстей вообще, а удержанию их в разумных, не выходящих за общепринятые нормы, границах "золотой середины", разумно сочетая чувств. влечения и страсти (кама) с требованиями религии (дхарма) и приобретения пользы, богатства (артха), причем последнее должно преобладать (отсюда название трактата). Признание материалистич. учения локаяты в качестве подлинной философии вполне согласуется со всем духом "А.".

    Лит.: Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., изд. подгот. В. И. Кальянов, М.–Л., 1959 (имеется библиогр.); Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959, с. 497–503.

    Н. Аникеев. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    АРТХАШАСТРА

    «АРТХАША́СТРА» (санскр., букв. — наука о пользе, о практической жизни), древнеиндийский трактат, собрание наставлений по управлению государством, важнейший источник для изучения Др. Индии. Составлялся примерно в 4 в. до н. э. — 2—3 вв. н. э.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (санскр.; букв. - наука о пользе, о практической жизни) - древнейший инд. трактат о политике и гос-ве. Время написания и автор точно неизвестны. Нск-рые ученые (Р. Шама-Шастри, Ганапати Шастри, Г. Якоби, И. Мейер и др.) принимают традиц. точку зрения, согласно к-рой А. - произв. министра царя Чандрагупты Маурья - Каутильи Вишнугупты (Чанакьи). Нек-рые (Р. Г. Бхандаркар, М. Винтерниц, А. Кейт и др.) полагают, что А. была написана не ранее первых веков н. э. Вероятнее всего, основа трактата была создана Каутильей в кон. 4 в. до н. э., но впоследствии частично переработана и дополнена. А. написана на санскрите прозой, перемежающейся со стихами. Будучи практич. наставлением по вопросам управления, А. - важнейший источник сведений об администрации, экономике, о воен., социальных и юридич. институтах, внеш. и внутр. политике др.-инд. гос-ва. Царь (раджа), согласно А., обладает всей полнотой законодат., исполнит. и юридич. власти; управление гос-вом царь осуществляет с помощью сановников (мантринов), доверенных лиц и надзирателей (аматьев и адхьякшей). Доходы гос-ва, указывает А., складываются из разного рода налогов и сборов; земля, недра, леса считаются гос. собственностью. А. дает ценные сведения о правах и взаимоотношениях каст, формах рабства, сельской общине, брачных отношениях и т. д., рекомендует развитие внешней торговли и ремесел, строительство дорог, ирригационных сооружений и т. п. А. свидетельствует о высоком экономическом и политическом уровне др.-инд. государства.

    Лит.: Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., М.-Л., 1959; Dhar S., Chanakya and the "Arthasastra", Bangalore, (1957).

    H. А. Гринцер. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Словарь индуизма

    санскр сочинение, посвященное различным аспектам деятельности царя. Традиция А. как особой дисциплины формировалась во вт. пол. I тыс. до н. э. Ее божественным покровителем считался учитель богов Брихаспати, а земными авторитетами — легендарные советники царей предмаурийской эпохи. Сохранившаяся А. приписывается Каутилье, отождествляемому с Чанакъей, советником Чандрагупты Маурья. Современные исследователи склоняются к мнению, что окончат, вид текст получил не ранее I—II вв. А. состоит из 15 разделов: о поведении царя и выборе им советников, о способах пополнения казны, осуществлении суда и следствия, тяжбах, преступлениях и наказаниях, о тайных мерах устранения противников и соперников, методах политики и военного искусства, отношении к немонархич. объединениям, применении тайных осведомителей и колдовских средств, наконец, о методике изложения, принятой в шастре. Идейные истоки А. находят в представлениях о том, что для царя политич. Выгода — превыше всего; ради нее он может пренебречь любыми моральными нормами. Источники А. многообразны — составители опирались на предания об эпич. героях, использовали специальные трактаты по различным отраслям знания — о земледелии и архитектуре, ремеслах и судопроизводстве, стратегии и т. п. В А. содержатся детальные схемы и классификации: "семи элементов царства" и "семи возможных пороков царя", "шести методов внешней политики" и "шести видов крепостей" и мн. др. Цель политики определяется как расширение подвластной царю территории с податным населением, поэтому соседи царя являются его естественными врагами, а соседи соседей — союзниками. Изучивший А. в идеале способен стать главой общинного конгломерата полузависимых союзников и слуг (т. наз. мандалы) и даже достичь положения "мирового владыки" (чакреартина). Несмотря на весьма отвлеченный и часто схоластич. характер А., она служит осн. источником при изучении древнеиндийского об-ва и государственности. Влияние традиции А., а частично и самого текста А., проявляется в дхарма-шастрах, гл. обр. в "Яджнавалкъя-смрити". А. лежит в основе ср.-век. книг об искусстве политики (нити-шастра), прежде всего "Нитисары" Камандаки. Отдельные положения А. нашли отражение в классич. санскр. лит-ре: в сборниках поучительных историй (напр., в "Панчатантре", причисляемой в Индии к нити-шастрам), в пуранах и "афоризмах Чанакьи", в драме Вишакхадатты на сюжет преданий о борьбе Чандрагупты за власть ("Мудраракшаса").

    А. Вигасин

  11. Источник: Словарь индуизма



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: