Большая Советская энциклопедия

    Цеппелин (Zeppelin) Фердинанд (8.7.1838, Констанц, ‒ 8.3.1917, Шарлоттенбург, близ Берлина), граф, немецкий конструктор дирижаблей. В 1854 окончил военную академию в Людвигсбурге. Участвовал добровольцем в Гражданской войне США 1861‒65 (на стороне северян), а также в австро-прусской 1866 и франко-прусской 1870‒71 войнах. В 1891 вышел в отставку в чине генерала и целиком посвятил себя вопросам дирижаблестроения. Ц. разработал конструкцию дирижабля жёсткой системы с металлическим каркасом, обтянутым тканью. Внутри корпуса в отсеках размещались баллоны с газом. 2 июля 1900 совершил полёт 1-й его дирижабль объёмом 11 300 м3, который вскоре был разрушен бурей. В 1905 Ц. построил 2-й дирижабль («цеппелин», как стали называться дирижабли его конструкции), который позднее разбился при посадке. С 1906 большинство дирижаблей Ц. стало покупать военное ведомство. К 1914 было построено 25 аппаратов (из них 6 пассажирских). Военные дирижабли Ц, применялись в 1-й мировой войне 1914‒18. Построенный после его смерти в 1928 дирижабль «Граф Ц.» совершил ряд больших перелётов, демонстрировался в Москве (1930); использовался для перевозки почты и пассажиров через Атлантику. Последний пассажирский дирижабль Ц. («Гинденбург», 1936) совершил 63 полёта (сгорел в 1937).

    Лит.: Вейгелин К. Е., Очерки по истории лётного дела, [М.], 1940; ParsevaI A., Graf Zeppelin und die deutsche Luftfahrt, B., 1925; Eckener Н., Graf Zeppelin. Sein Leben nach eigenen Aufzeichnungen und persönlichen Erinnerungen, Stuttg., 1938.

    С. Я. Макаров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Zeppelin, Ferdinand)

    (1838-1917), немецкий конструктор дирижаблей. Родился 8 июля 1838 в Констанце (Баден). В 1854 окончил военную академию в Людвигсбурге, в 1857 стал офицером германской армии. Во время Гражданской войны в Америке 1861-1865 был военным обозревателем. Затем участвовал в экспедиции по изучению ресурсов реки Миссисипи и тогда же в местечке Форт-Снеллинг (шт. Миннесота) впервые поднялся в воздух на привязном аэростате. По возвращении в Германию принимал участие в австро-прусской 1866 и франко-прусской 1870-1871 войнах, дослужился до чина бригадного генерала. В 1891 вышел в отставку и занялся разработкой и испытаниями дирижаблей. 2 июля 1900 состоялся первый успешный полет его аппарата. Это был дирижабль жесткой конструкции с металлическим каркасом, обтянутым тканью; в отсеках внутри корпуса помещались баллоны с газом. В 1905 был построен второй дирижабль ("цеппелин", как стали называть дирижабли его конструкции), а к 1914 - 25 аппаратов; 6 из них были предназначены для перевозки пассажиров и почты, остальные купило военное ведомство. Военные дирижабли Цеппелина применялись в Первой мировой войне 1914-1918. Самый большой дирижабль, "LZ 127" (127 - порядковый номер), названный "Граф Цеппелин", был построен в 1928 уже после смерти конструктора в Шарлоттенбурге 8 марта 1917. Его объем составил 105 000 куб. м, длина 236 м, наибольший диаметр 30,5 м, скорость полета 128 км/ч. На дирижабле было пять моторов "Майбах" по 530 л.с. каждый. Он 11 раз пересек Атлантику, а в 1929 облетел вокруг земного шара, преодолев расстояние 35 000 км за 301,5 летных часа. Последний пассажирский дирижабль конструкции Цеппелина, "Гинденбург", был построен в 1936 и совершил 63 полета.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авиация: энциклопедия. М., 1994

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Це́ппели́н Фердинанд

    (Zeppelin) (1838—1917), немецкий конструктор дирижаблей, граф, генерал. Организатор производства (с 1900) и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции «цеппелин».

    * * *

    ЦЕППЕЛИН Фердинанд

    ЦЕППЕЛИ́Н (Zeppelin) Фердинанд (1838—1917), немецкий конструктор дирижаблей(см. ДИРИЖАБЛЬ), граф, генерал. Организатор производства (с 1900) и серийного выпуска дирижаблей жесткой конструкции «цеппелин».

  5. Источник: Энциклопедический словарь